Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 141–159
УДК: 
371.7+101

Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации проекта школьной медицины

Айзман Р. И. 1 (Новосибирск, Россия), Новикова И. И. 2 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены
Аннотация: 

Проблема и цель. В центре внимания авторов проблема активизации участия педагогического коллектива в работе по формированию и сохранению здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. Цель исследования: методологическое обоснование возможности участия педагогов в осуществлении проекта «Школьная медицина».
Методология. Методология исследования базируется на современных представлениях о здоровье как холистической системе, включающей физический, психический и нравственный компоненты, оказывающих взаимное влияние друг на друга, и неразрывной связи этой системы с окружающей природной и социальной средой (принципы целостности, системности, единства). В работе использованы аналитический и синтетический методы исследования проблемы.
Результаты. На основании собственных данных и результатов обобщения показаны основные методологические подходы и направления работы педагогов в сотрудничестве с медицинским персоналом по реализации медико-гигиенических задач, определенных в проекте. Это создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации, отвечающей требованиям СанПин, участие в проведении скрининг диагностики и мониторинга физического и психического здоровья обучающихся, формирование у них здорового и безопасного образа жизни. Приводится система оценки здоровья обучающихся, которая может быть определена как первый этап диспансеризации школьников.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что подготовка студентов педагогического вуза с внедрением программы «Школьная медицина» может обеспечить комплексный подход к оценке здоровья обучающихся и санитарно-гигиенических условий образовательной среды и учебного процесса с использованием современных инновационных технологий, который может быть реализован педагогами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с медицинским персоналом.

Ключевые слова: 

школьная медицина; образовательная организация; формирование здоровья обучающихся; комплексный подход к оценке здоровья; создание здоровьесберегающей среды; мониторинг здоровья обучающихся; система оценки здоровья обучающихся.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193028

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096845326&origin=...

Methodological justification of the possibility of participation of teachers in the implementation of school medicine project

Библиографическая ссылка:
Айзман Р. И., Новикова И. И., Пушкарёва Е. А. Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации проекта школьной медицины // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 141–159. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.08
Список литературы: 
  1. Лапик С. В. Сравнительный анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов бакалавра школьной медицины // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2018. – Т. 20, № 4. – С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32791718
  2. Ле-ван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиции анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17822464
  3. Иванова И. Е., Родионов В. А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17, № 5. – С. 107–109. DOI: https://doi.org/10.32000/2072-1757-2019-5-107-109  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41449133
  4. Маринкин И. О., Кондюрина Е. Г., Аксенова Е. А., Пушкарева Е. А., Соколов С. В., Латуха О. А. Совершенствование кадровой политики регионального здравоохранения // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 3. – С. 598–623. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.598-623 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43955436
  5. Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К., Звездина И. В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. –2013. – № 3. – С. 18–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20236620
  6. Anshari M., Alas Y., Sulaiman E. Smartphone addictions and nomophobia among youth // Vulnerable Children and Youth Studies. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 242–247. DOI: https://doi.org/10.1080/17450128.2019.1614709
  7. John A., Glendenning A. C., Marchant A., Montgomery P., Stewart A., Wood S., Hawton K. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. – 2018. – Vol. 20 (4). – Р. 129. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.9044
  8. Lu W. Adolescent Depression: National Trends, Risk Factors, and Healthcare Disparities // American Journal of Health Behavior. – 2019. – Vol. 43 (1). – P. 181–194. DOI: https://doi.org/10.5993/ajhb.43.1.15
  9. Dresp-Langley B. Children’s Health in the Digital Age // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17 (9). – P. 3240. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17093240 
  10. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – P. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740
  11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05
  12. Ariel Y., Elishar-Malka V. Learning in the smartphone era: Viewpoints and perceptions on both sides of the lectern // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24. – P. 2329–2340. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09871-w 
  13. Healey A., Mendelsohn A. Selecting appropriate toys for young children in the digital era // Pediatrics. – 2019. – Vol. 143 (1). – P. e20183348. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2018-3348 
  14. Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Флянку И. П., Усачева Е. В., Куликова, О. М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99, № 3. – С. 279–285. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-3-279-285 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42714959
  15. Orben A., Przybylski A. K. The association between adolescent well-being and digital technology use // Nature Human Behaviour. – 2019. – Vol. 3. – P. 173–182. URL:  https://www.nature.com/articles/s41562-018-0506-1
  16. Twenge J. M., Joiner T. E., Rogers M. L., Martin G. N. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U. S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time // Clinical Psychological Science. – 2017. – Vol. 6 (1). – P. 3–17. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702617723376
  17. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (Covid-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – С. 4–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43924859
  18. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S. F., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. – 2020. – Vol. 395. – P. 912–920.  DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8 
  19. Татарникова А. И. Деятельность государства, органов местного самоуправления и общественных организаций по охране здоровья учащихся в школах Западной Сибири (конец XIX  – начало XX вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 104–122. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.08
  20. Hulme T. «A nation depends on its children»: school buildings and citizenship in England and Wales, 1900–1939 // Journal of British Studies. – 2015. – Vol. 54 (2). – P. 406–432. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/jbr.2015.2
  21. Jessiman P. E., Campbell R., Jago R., Van Sluijs E. M. F., Newbury-Birch D. A qualitative study of health promotion in academy schools in England // BMC Public Health. – 2019. – Vol. 19. – P.  1186. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-019-7510-x
  22. Soneson E., Childs-Fegredo J., Anderson J. K., Stochl J., Fazel M., Ford T., Humphrey A., Jones P. B., Howarth E. Acceptability of screening for mental health difficulties in primary schools: a survey of UK parents // BMC Public Health. – 2018. – Vol. 18. – Р. 1404. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-018-6279-7 
  23. Herlitz L., MacIntyre H., Osborn T., Bonell C. The sustainability of public health interventions in schools: a systematic review // Implementation Science. – 2020. – Vol. 15. – Р. 4. DOI: https://doi.org/10.1186/s13012-019-0961-8
  24. Безруких М. М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 10–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823853
  25. Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д., Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Шангин А. Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97, № 9. – С. 869–872. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36351645
  26. Леван Т. Н., Федоров В. А. Здоровьеформирующая деятельность педагога: научно-методический аспект: монография. – Екатеринбург, 2017. – 175 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32771713 
  27. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 143 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43300997
  28. Безруких М. М. Педагогическая физиология (ПФ) как интегральная система знаний, необходимых педагогу // Известия Российской академии образования. – 2012. – № 3. – С. 49–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18249841 
  29. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37334216
  30. Ле-ван Т. Н., Третьякова Н. В., Федоров В. А. Основы реализации валеологического компонента педагогической деятельности: монография. – Екатеринбург, 2017. – 339 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34912607
Дата публикации 31.10.2020