Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации проекта школьной медицины
2 Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены
Проблема и цель. В центре внимания авторов проблема активизации участия педагогического коллектива в работе по формированию и сохранению здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. Цель исследования: методологическое обоснование возможности участия педагогов в осуществлении проекта «Школьная медицина».
Методология. Методология исследования базируется на современных представлениях о здоровье как холистической системе, включающей физический, психический и нравственный компоненты, оказывающих взаимное влияние друг на друга, и неразрывной связи этой системы с окружающей природной и социальной средой (принципы целостности, системности, единства). В работе использованы аналитический и синтетический методы исследования проблемы.
Результаты. На основании собственных данных и результатов обобщения показаны основные методологические подходы и направления работы педагогов в сотрудничестве с медицинским персоналом по реализации медико-гигиенических задач, определенных в проекте. Это создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации, отвечающей требованиям СанПин, участие в проведении скрининг диагностики и мониторинга физического и психического здоровья обучающихся, формирование у них здорового и безопасного образа жизни. Приводится система оценки здоровья обучающихся, которая может быть определена как первый этап диспансеризации школьников.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что подготовка студентов педагогического вуза с внедрением программы «Школьная медицина» может обеспечить комплексный подход к оценке здоровья обучающихся и санитарно-гигиенических условий образовательной среды и учебного процесса с использованием современных инновационных технологий, который может быть реализован педагогами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с медицинским персоналом.
школьная медицина; образовательная организация; формирование здоровья обучающихся; комплексный подход к оценке здоровья; создание здоровьесберегающей среды; мониторинг здоровья обучающихся; система оценки здоровья обучающихся.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193028
Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096845326&origin=...
- Лапик С. В. Сравнительный анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов бакалавра школьной медицины // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2018. – Т. 20, № 4. – С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32791718
- Ле-ван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиции анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17822464
- Иванова И. Е., Родионов В. А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17, № 5. – С. 107–109. DOI: https://doi.org/10.32000/2072-1757-2019-5-107-109 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41449133
- Маринкин И. О., Кондюрина Е. Г., Аксенова Е. А., Пушкарева Е. А., Соколов С. В., Латуха О. А. Совершенствование кадровой политики регионального здравоохранения // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 3. – С. 598–623. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.598-623 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43955436
- Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К., Звездина И. В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. –2013. – № 3. – С. 18–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20236620
- Anshari M., Alas Y., Sulaiman E. Smartphone addictions and nomophobia among youth // Vulnerable Children and Youth Studies. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 242–247. DOI: https://doi.org/10.1080/17450128.2019.1614709
- John A., Glendenning A. C., Marchant A., Montgomery P., Stewart A., Wood S., Hawton K. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. – 2018. – Vol. 20 (4). – Р. 129. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.9044
- Lu W. Adolescent Depression: National Trends, Risk Factors, and Healthcare Disparities // American Journal of Health Behavior. – 2019. – Vol. 43 (1). – P. 181–194. DOI: https://doi.org/10.5993/ajhb.43.1.15
- Dresp-Langley B. Children’s Health in the Digital Age // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17 (9). – P. 3240. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17093240
- Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – P. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05
- Ariel Y., Elishar-Malka V. Learning in the smartphone era: Viewpoints and perceptions on both sides of the lectern // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24. – P. 2329–2340. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09871-w
- Healey A., Mendelsohn A. Selecting appropriate toys for young children in the digital era // Pediatrics. – 2019. – Vol. 143 (1). – P. e20183348. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2018-3348
- Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Флянку И. П., Усачева Е. В., Куликова, О. М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99, № 3. – С. 279–285. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-3-279-285 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42714959
- Orben A., Przybylski A. K. The association between adolescent well-being and digital technology use // Nature Human Behaviour. – 2019. – Vol. 3. – P. 173–182. URL: https://www.nature.com/articles/s41562-018-0506-1
- Twenge J. M., Joiner T. E., Rogers M. L., Martin G. N. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U. S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time // Clinical Psychological Science. – 2017. – Vol. 6 (1). – P. 3–17. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702617723376
- Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (Covid-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – С. 4–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43924859
- Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S. F., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. – 2020. – Vol. 395. – P. 912–920. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
- Татарникова А. И. Деятельность государства, органов местного самоуправления и общественных организаций по охране здоровья учащихся в школах Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 104–122. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.08
- Hulme T. «A nation depends on its children»: school buildings and citizenship in England and Wales, 1900–1939 // Journal of British Studies. – 2015. – Vol. 54 (2). – P. 406–432. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/jbr.2015.2
- Jessiman P. E., Campbell R., Jago R., Van Sluijs E. M. F., Newbury-Birch D. A qualitative study of health promotion in academy schools in England // BMC Public Health. – 2019. – Vol. 19. – P. 1186. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-019-7510-x
- Soneson E., Childs-Fegredo J., Anderson J. K., Stochl J., Fazel M., Ford T., Humphrey A., Jones P. B., Howarth E. Acceptability of screening for mental health difficulties in primary schools: a survey of UK parents // BMC Public Health. – 2018. – Vol. 18. – Р. 1404. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-018-6279-7
- Herlitz L., MacIntyre H., Osborn T., Bonell C. The sustainability of public health interventions in schools: a systematic review // Implementation Science. – 2020. – Vol. 15. – Р. 4. DOI: https://doi.org/10.1186/s13012-019-0961-8
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 10–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823853
- Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д., Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Шангин А. Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97, № 9. – С. 869–872. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36351645
- Леван Т. Н., Федоров В. А. Здоровьеформирующая деятельность педагога: научно-методический аспект: монография. – Екатеринбург, 2017. – 175 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32771713
- Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 143 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43300997
- Безруких М. М. Педагогическая физиология (ПФ) как интегральная система знаний, необходимых педагогу // Известия Российской академии образования. – 2012. – № 3. – С. 49–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18249841
- Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37334216
- Ле-ван Т. Н., Третьякова Н. В., Федоров В. А. Основы реализации валеологического компонента педагогической деятельности: монография. – Екатеринбург, 2017. – 339 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34912607