Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 1, С. 92–108
УДК: 
378 (378.147)

Содействие преподавателям университетов Великобритании в освоении тьюторского сопровождения студентов

Шапошникова Н. Ю. 1 (Москва, Россия), Бережнова Е. В. 2 (Москва, Россия)
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Одинцовский филиал
2 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор деятельности преподавателей, вовлечённых в освоение тьюторского сопровождения для решения проблемы индивидуализации образования в университетах Великобритании. Цель статьи – определить способы поддержки британских преподавателей, осуществлявших тьюторское сопровождение студентов в планировании и реализации ими индивидуального развития.
Методология. В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ международной научной литературы; метод сравнения культурно-образовательных сред университетов; метод обобщения затруднений преподавателей и способов их поддержки.
Результаты. Авторы обнаружили основные причины, влиявшие на степень вовлечённости преподавателей в тьюторское сопровождение студентов; обобщили затруднения преподавателей в освоении педагогического новшества; выявили способы поддержки преподавателей, которые помогли им преодолеть затруднения. Осуществлённый анализ опыта университетов Великобритании по введению планирования индивидуального развития студентов может быть полезен российским университетам в реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов, а также органам управления системой высшего образования в создании способов поддержки преподавателей в выполнении ими тьюторских функций.
Заключение. Делается вывод о том, что преподаватели выполняют главную роль в тьюторском сопровождении студентов, планирующих своё индивидуальное развитие. Авторы показали, что для успешной реализации этой роли университеты Великобритании разработали ряд способов поддержки преподавателей.

Ключевые слова: 

культурно-образовательная среда университетов; планирование индивидуального развития; тьюторское сопровождение; педагогическое новшество; вовлечённость преподавателей; затруднения преподавателей; способы поддержки преподавателей.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849695

Библиографическая ссылка:
Шапошникова Н. Ю., Бережнова Е. В. Содействие преподавателям университетов Великобритании в освоении тьюторского сопровождения студентов // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 92–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.06
Список литературы: 
  1. Козьмина Я. Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. – 2014. – № 3. – С. 135–151. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-135-151 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22450508
  2. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С.  88–111. DOI:  http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-88-111 URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28879309
  3. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 6. – С. 35–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43036402
  4. Петрухина О. А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3. – С. 97–102. DOI: http://dx.doi.org/10.17238/issn1998-5320.2019.37.97 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41489869
  5. Шрайбер Е. Г., Овинова Л. Н. Онлайн-курс как способ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе магистратуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2020. – Т. 12, № 2. – С. 62–72. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200206 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42958734
  6. Буров Ю. Б. Персональный познавательный стиль студента: структура и диагностика // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1. – С. 65–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42634823
  7. Шилова Л. В., Фетисова Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента как инновационная модель профессионального и личностного развития // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 7. – С. 40–43. DOI: http://dx.doi.org/10.25586/RNU.HET.20.07.P.40  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42972620
  8. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании (теоретические аспекты) // Вестник МГИМО-Университета. – 2015. – № 1. – C.  243–248. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23565102
  9. Шапошникова Н. Ю. Планирование индивидуального развития студентов Великобритании: модели реализации // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 4. – С. 146–154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-146-154 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42749247
  10. Clegg S., Bradley S. The implementation of progress files in higher education: Reflection as national policy // Higher Education. – 2006. – Vol. 51 (4). – P. 465–486. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-7764-8
  11. Hulme C., Lisewski B. Support structures for facilitators of student personal development planning: lessons from two departmental case studies // Journal of Further and Higher Education. – 2010. – Vol. 34 (2). – P. 137–148. DOI: https://doi.org/10.1080/03098771003695429
  12. Wong B., Chiu Y.-Li T. Let me entertain you: the ambivalent role of university lecturers as educators and performers // Educational Review. – 2019. – Vol. 71 (2). – P. 218–233. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2017.1363718
  13. Yale A. T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. – 2019. – Vol. 43 (4). – P.  533–544. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1377164
  14. Campbell A., Gallen A.-M., Jones M. H., Walshe A. The perceptions of STEM tutors on the role of tutorials in distance learning // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. – 2019. – Vol. 34 (1). – P. 89–102. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2018.1544488
  15. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. – 2019. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2019.1696874 
  16. Tymms M. Implementing Educational Innovations: A Staff Perspective of Personal Development Planning // Research in Post-Compulsory Education. – 2018. – Vol. 23 (4). – P. 463–478. DOI: https://doi.org/10.1080/13596748.2018.1526904
  17. Tymms M., Peters J. Losing oneself: tutorial innovations as potential drivers of extrinsic motivation and poor wellbeing in university students // Pastoral Care in Education. – 2020. – Vol. 38 (1). – P.  42–63. DOI: https://doi.org/10.1080/02643944.2020.1713871
  18. Leigh J., Darvill A. Promoting Transition Resilience through Personal Development Planning: An Evaluation of the Perspectives of Preparation for Transition of Final-Year Undergraduate Nursing Students // International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. – 2019. Vol.  7 (1). – P. 47–63. DOI: https://doi.org/10.18552/ijpblhsc.v7i1.513
  19. Holmes B., McLean M. The Curriculum. A comparative perspective. – London and New York: Routledge, 1989. – 258 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429454332
  20. Selivanova N. L., Tagunova I. A. Methodology of Foreign Pedagogical Thoughts Understanding in Theory-oriented Teacher Training // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). – 2017. – P. 523–530. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.61 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30099001
  21. Barclay J. Assessing the benefits of learning logs // Education and Training. – 1996. – Vol. 38 (2). – P. 30–38. DOI: https://doi.org/10.1108/00400919610112024
  22. Barclay J. Learning from experience with learning logs // Journal of Management Development. – 1996. – Vol. 15 (6). – P. 28–43. DOI: https://doi.org/10.1108/02621719610120129
  23. Pee B., Woodman T., Fry H., Davenport E. S. Practice-based Learning: Views on the Development of a Reflective Learning Tool // Medical Education. – 2000. – Vol. 34 (9). – P. 754–761. DOI: https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2000.00670.x
  24. Kneale P. Developing and Embedding Reflective Portfolios in Geography // Journal of Geography in Higher Education. – 2002. – Vol. 26 (1). – P. 81–94. DOI: https://doi.org/10.1080/03098260120110386
  25. Quinton S., Smallbone T. PDP Implementation at English universities: What are the issues? // Journal of Further and Higher Education. – 2008. – Vol. 32 (2). – P. 99–109. DOI: https://doi.org/10.1080/03098770701851839
  26. Clegg S., Bradley S. Models of Personal Development Planning: Practice and Processes // British Educational Research Journal. – 2006. – Vol. 32 (1). – P. 57–76. DOI: https://doi.org/10.1080/01411920500402003
Дата публикации 28.02.2021