Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 200–219
УДК: 
378.147

Организационно-педагогические условия интеграции традиционного и дистанционного образования в вузе

Крылова Н. П. 1 (Череповец, Россия), Тюлю Г. М. 1 (Череповец, Россия), Левашов Е. Н. 1 (Череповец, Россия)
1 Череповецкий государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема оптимального сочетания традиционного и дистанционного форматов вузовского образования. Цель исследования состоит в определении организационно-педагогических условий интеграции традиционного и дистанционного образования в вузовской подготовке студентов.
Методология. В статье применяется метод анализа и обобщения исследований российских и зарубежных авторов по тематике дистанционного и традиционного вузовского образования. Проведен опрос 110 студентов 1–4 курсов и 20 преподавателей Череповецкого государственного университета. Оценивался уровень удовлетворенности студентов в процессе традиционного и дистанционного обучения.
Результаты. Авторы статьи уточнили современное содержание понятий дистанционного и традиционного образования, представили теоретико-методологический анализ проблемы. Проведен анализ полученных результатов опроса, интервью студентов и преподавателей Череповецкого государственного университета. Выявлены организационно-педагогические условия интеграции дистанционного и традиционного образования. Результаты исследования показали, что большая часть опрошенных студентов и преподавателей отдают предпочтение традиционному обучению. Проведенный опрос выявил мнение о неизбежности поступательного перехода на дистанционный формат обучения. Большинство респондентов положительно высказываются об использовании образовательной онлайн платформы Microsoft Teams.
Заключение. Выявлен ряд организационно-педагогических условий интеграции дистанционного и традиционного обучения в вузе: тщательный выбор образовательных онлайн платформ, активное использование рефлексии, многообразие коммуникационных каналов обратной связи, эмоциональное наполнение дистанционного обучения, проработка нормативно-правовой базы, дистанционное наставничество.

Ключевые слова: 

дистанционное образование; традиционное образование; интеграция; организационно-педагогические условия; студенты; преподаватели; образовательная онлайн платформа.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478889

Процентиль актуальности SciVal98.383 Community of Inquiry | Social Presence | Online Discussion

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099460679&origin=...

E-Learning Integration with traditional learning in a university environment: Academic and administrative factors and conditions

Библиографическая ссылка:
Крылова Н. П., Тюлю Г. М., Левашов Е. Н. Организационно-педагогические условия интеграции традиционного и дистанционного образования в вузе // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 200–219. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.11
Список литературы: 
  1. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. – 2012. – № 10. – С. 106–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18023895
  2. Ахмадиева Л. Р. Психолого-педагогические сложности реализации инновационных подходов в системе высшего образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 5. – С. 100–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39287910  
  3. Благов Е. Ю., Лещева И. А., Щербан С. А. Онтологический подход в практике образовательной деятельности: формирование траекторий индивидуального профессионального развития студентов // Открытое образование. – 2018. – Т. 22, № 5. – С. 26–39. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-26-39 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36400979
  4. Борисов И. В. Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2017. – № 3. – С.  80–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30677073
  5. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. – 2020. – № 2. – С. 97–100. DOI: http://dx.doi.org/10.31483/r-75354  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42978528  
  6. Мотрюк Е. Н. Дистанционное обучение в вузе // Информационные технологии. Проблемы и решения. – 2019. – № 3. – С. 5–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39148912
  7. Хованская Т. В., Илясова А. Ю., Сандирова М. Н., Стеценко Н. В. Нормативно-правовое обеспечение процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37031935
  8. Щербакова М. В., Чайка Е. Ю. Электронное обучение как инструмент развития содержания профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – 2016. – № 4. – С. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27467210
  9. Яшина Л. И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1. – С. 142–147. DOI: http://dx.doi.org/10.26105/SSPU.2019.10.99.015  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39211605 
  10. Яшина Л. И., Горева О. М. Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 84–90. DOI: http://dx.doi.org/10.26105/SSPU.2019.61.4.008  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41462656 
  11. Akhmetova D., Vorontsova L., Morozova I. G. The experience of a distance learning organization in a private higher educational institution in the Republic of Tatarstan (Russia): From idea to realization // The International review of research in open and Distributed learning. – 2013. – Vol.  14  (3). – P. 508–518. DOI: http://dx.doi.org/10.19173/irrodl.v14i3.1428  
  12. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy // The International review of research in open and Distributed learning. – 2011. – Vol. 12 (3). – P. 80–97. DOI: http://dx.doi.org/10.19173/irrodl.v12i3.890  
  13. Beketova E., Leontyeva I., Zubanova S., Gryaznukhin A., Movchun, V. Creating an optimal environment for distance learning in higher education: discovering leadership issues // Palgrave communications. – 2020. – Vol. 6 (1). – P. 66. DOI: http://dx.doi.org/10.1057/s41599-020-0456-x  
  14. Bertiz Y., Karoglu A. K. Distance education students’ cognitive flexibility levels and distance education motivations // International journal of research in education and science. – 2020. – Vol.  6  (4). – P. 638–648. DOI: http://dx.doi.org/10.46328/ijres.v6i4.1022   
  15. Clegg S., Hudson A., Steel J. The emperor's new clothes: Globalization and e-learning in higher education // British journal of sociology of education. – 2003. – Vol. 24 (1). – P. 39–53. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01425690301914   
  16. De Armas Rodriguez N., Barroso Osuna J. M. Interactivity in distance education: An instrument for diagnosis // Revista fuentes. – 2020. – Vol. 22 (2). – P. 190–201. DOI: http://dx.doi.org/10.12795/revistafuentes.2020.v22.i2.06  
  17. Dennen V. P., Aubteen Darabi A., Smith L. J. Instructor–learner interaction in online courses: The relative perceived importance of particular instructor actions on performance and satisfaction // Distance education. – 2007. – Vol. 28 (1). – P. 65–79. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01587910701305319  
  18. Hamzaee R. G. A survey and a theoretical model of distance education programs // International advances in economic research. – 2005. – Vol. 11 (2). – P. 215–229. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11294-005-3017-6   
  19. Harasim L. Shift happens: Online education as a new paradigm in learning // The Internet and higher education. – 2000. – Vol. 3 (1–2). – P. 41–61.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S1096-7516(00)00032-4  
  20. Hurlbut A. R. Online vs. traditional learning in teacher education: a comparison of student progress // American journal of distance education. – 2018. – Vol. 32 (4). – P. 248–266.  DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08923647.2018.1509265   
  21. Jordan L., Spooner F., Anderson K., Dillon A. S. Creative, Yet Practical: 20 Years of Distance Education Teacher Preparation // Rural special education quarterly. – 2019. – Vol. 38 (4). – P. 188–200. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/8756870519878116  
  22. Kurok O., Lucenko G., Povstyn O., Lutsenko O. Features of distance education in Ukraine during the Covid-19 pandemic: Problems and prospects // Universal journal of educational research. – 2020. – Vol. 8 (11). – P. 5498–5504. DOI: http://dx.doi.org/10.13189/ujer.2020.081153  
  23. Leontyeva I. A. Modern distance learning technologies in higher education: Introduction problems // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Vol. 14 (10). – P.  em1578. DOI: http://dx.doi.org/10.29333/ejmste/92284  
  24. Marsap A., Narin M. The integration of distance learning via internet and face to face learning: Why face to face learning is required in distance learning via internet? // Procedia – social and behavioral sciences. – 2009. – Vol. 1 (1). – P. 2871–2878. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.510  
  25. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D., Parida R., Rosner R., Sindhi S. Online Education: Worldwide Status, Challenges, Trends, and Implications // Journal of global information technology management. – 2018. – Vol. 21 (4). – P. 233–241. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1097198X.2018.1542262  
  26. Picciano A. G. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online learning journal. – 2017. – Vol. 21 (3). – P. 166–190. DOI: http://dx.doi.org/10.24059/olj.v21i3.1225    
  27. Santovena-Casal S., Fernandez-Perez M. D. Sustainable distance education: Comparison of digital pedagogical models // Sustainability (Switzerland). – 2020. – Vol. 12 (21). – P. 9067. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su12219067   
  28. Strauß S., Rummel N. Promoting interaction in online distance education: designing, implementing, and supporting collaborative learning // Information and learning sciences. – 2020. – Vol.  121  (5/6). – P. 251–260. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0090   
  29. Vlachopoulos D., Makri A. Online communication and interaction in distance higher education: A framework study of good practice // International review of education. – 2019. – Vol. 65 (4). – P.  605–632. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11159-019-09792-3  
  30. Yavich R., Gerkerova A. Distance communication of the lecturer and students in the higher education // International Journal of Higher Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 82–86. DOI: http://dx.doi.org/10.5430/ijhe.v8n2p82  
  31. Yilmaz R. Problems experienced in evaluating success and performance in distance education: A case study // Turkish online journal of distance education. – 2017. – Vol. 18 (1). – P. 39–51. DOI: http://dx.doi.org/10.17718/tojde.285713
Дата публикации 31.12.2020