Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 1, С. 7–30
УДК: 
159.9

Сравнение отношения студентов высших учебных заведений различного профиля образования к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья

Михаленкова И. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Ростомашвили И. Е. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Шумова Ю. В. 2 (Челябинск, Россия), Шумов А. В. 2 (Челябинск, Россия), Измайлова Л. С. 3 (Санкт-Петербург, Россия)
1 ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии»
2 ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий»
3 ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается актуальная проблема конструирования доступного социально-психологического пространства высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в контексте межличностных отношений. Цель исследования состоит в выявлении готовности студентов высших учебных заведений различного профиля образования, участников инклюзивного процесса к пониманию, толерантному отношению, принятию прав и потребностей сокурсников с ОВЗ и инвалидностью.
Методология. Методологической основой исследования стали труды российских и зарубежных исследователей о приоритетной роли отношений общества к людям с ОВЗ и инвалидностью и совместной социализации (В. Н. Мясищев, D. Thompson, K. R. Fisher, M. Biggeri и др.) Содержание системы отношений студентов вузов различного профиля, обучающихся по направлениям: технические, психолого-педагогические, юридические, физкультуры и спорта, к студентам с ОВЗ выяснялось с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» (в адаптации И. А. Михаленковой, И. Е. Ростомашвилли). Выборку составили 370 студентов из 9 вузов Российской Федерации. Возраст респондентов от 18 до 50 лет.
Результаты. В результате исследования авторы выявили особенности формирования отношений к сокурсникам с ОВЗ и инвалидностью у студентов, различного профиля образования, обобщили отношение студентов к студентам с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве высших учебных заведений. Авторы обосновали феномен «отношение» как структурное психологическое образование, в котором выделили когнитивную, эмоциональную и морально-нравственную зоны. Подчеркивается, что студенты, получающие психолого-педагогическое образование более толерантны, отзывчивы и эмпатийны к сокурсникам с инвалидностью и ОВЗ, в отличие от студентов экономических вузов. Морально-нравственные ценности лежат в основе отношений к сокурсникам с ОВЗ и инвалидностью, которые являются более зрелыми у юношей и девушек, выбирающих вузы гуманитарной направленности. Анализ российских и зарубежных исследований и результатов авторских верифицирующих исследовательских процедур позволил выделить три типа отношений и показал, что студенты вузов различного профиля образования с пониманием относятся к совместному обучению с сокурсниками с ОВЗ и инвалидностью, преимущественно готовы помочь, однако, стараются держаться отстраненно, не вступая в дружеские отношения.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что в индивидуализации конструирования доступной среды для организации совместного обучения студентов вузов различного профиля образования с сокурсниками с инвалидностью и ОВЗ ведущим фактором выступает дифференцированный подход при создании доступного социально-психологического инклюзивного пространства с учетом отношения сокурсников.

Ключевые слова: 

конструирование доступной среды; социально-психологическое пространство; совместное обучение; толерантное отношение; морально-нравственная зона отношений; экспериментальные проективные ситуации; эмпатия; осведомлённость о людях с ОВЗ; учет отношений сокурсников; отношение к студентам с ОВЗ и инвалидностью.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849690

Библиографическая ссылка:
Михаленкова И. А., Ростомашвили И. Е., Шумова Ю. В., Шумов А. В., Измайлова Л. С. Сравнение отношения студентов высших учебных заведений различного профиля образования к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 7–30. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.01
Список литературы: 
  1. Agavelyan R. O., Aubakirova S. D., Zhomartova A. D., Burdina E. I. Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education in Kazakhstan // Integration of Education. – 2020. – Vol. 24 (1). – P. 8–19. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42539158
  2. Ahsan M. T., Deppeler J. M., Sharma U. Predicting Pre-Service Teachers’ Preparedness for Inclusive Education: Bangladeshi Pre-Service Teachers’ Attitudes and Perceived Teaching-Efficacy for Inclusive Education // Cambridge Journal of Education. – 2013. – Vol. 43 (4). – P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.834036
  3. Allan J. Rethinking Inclusive Education: The Philosophers of Difference in Practice // Inclusive Education: Cross Cultural Perspectives. – 2008. – Vol. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4020-6093-9
  4. Arzhanykh E. V. Higher Education in Persons with Disabilities: Statistical Analysis // Psychological Science and Education. – 2017. – Vol. 22 (1). – P. 150–160. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220117
  5. Avramidis E., Kalyva E. The Influence of Teaching Experience and Professional Development on Greek Teachers’ Attitudes towards Inclusion // European Journal of Special Needs Education. – 2007. – Vol. 22 (4). – P. 367–389. DOI: https://doi.org/10.1080/08856250701649989
  6. Barnes C. Disability, higher education and the inclusive society // British Journal of Sociology of Education. – 2007. – Vol. 28 (1). – P. 135–145. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01425690600996832
  7. Chepel T., Aubakirova S., Kulevtsova T. The Study of Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education Practice: The Case of Russia // The New Educational Review. – 2016. – Vol. 45 (3). – P. 235–246. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.19
  8. Deuchert E., Kauer. L., Liebert H., Wuppermann C. Disability discrimination in higher education: analyzing the quality of counseling services // Education Economics. – 2017. – Vol. 25 (6). – P. 543–553. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2017.1325838
  9. Fernandez S. Making space in higher education: disability, digital technology, and the inclusive prospect of digital collaborative making // International Journal of Inclusive Education. – 2019. – Vol. – P. 1–16. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2019.1610806

10. Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В., Ковалевич И. А., Помазан В. А., Ростовцева М. В. Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 214–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13

11. Hartle L., Zablocki M., Doubet S., Quesenberry A. Romanian Special Educators’ Attitudes toward Students with Disabilities // Journal of Education & Social Policy. – 2019. – Vol. 6. – P. DOI: http://dx.doi.org/10.30845/jesp.v6n1p3

12. Lombardi A., Gelbar N., Dukes L. L. III, Kowitt J., Wei Y., Madaus J., Lalor A. R., Faggella-Luby M. Higher education and disability: A systematic review of assessment instruments designed for students, faculty, and staff // Journal of Diversity in Higher Education. – 2018. – Vol. 11 (1). – P. 34–50. DOI: https://doi.org/10.1037/dhe0000027

13. Mario Biggeri M., Diego Di Masi D., Bellacicco R. Disability and higher education: assessing students’ capabilities in two Italian universities using structured focus group discussions // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45 (4). – P. 909–924. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2019.1654448

14. Márquez Vázquez C., Mena M. Claves para hacer realidad la educación inclusiva en las universidades // – 2019. – P. 45–60. DOI:  http://dx.doi.org/10.2307/j.ctvr7f5rq.6

15. Mutanga O. Students with disabilities in higher education // Students with Disabilities and the Transition to Work. – 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780429465208-2

16. Noguera I., Guerrero-Roldan A. E., Peytcheva-Forsyth R., Yovkova B. Perceptions of students with special educational needs and disabilities towards the use of e-assessment in online and blended education: barrier or aid? // INTED2018 Proceedings. – 2018. – P. 817–828. DOI: http://dx.doi.org/10.21125/inted.2018.1157

17. Омeльченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01

18. Page K., Grooms L. Educator Attitude and Servant Leadership: A Positive Combination for Students with Disabilities // Journal of Education & Social Policy. – 2020. – Vol. 7 (3). – P. DOI: http://dx.doi.org/10.30845/jesp.v7n3p8

19. Paju B., Räty L., Pirttimaa R., Kontu E. The School Staff’s Perception of Their Ability to Teach Special Educational Needs Pupils in Inclusive Settings in Finland // International Journal of Inclusive Education. – 2016. – Vol. 20 (8). – P. 801–815. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1074731

20. Poon K. K., Ng Z., Wong M. E., Kaur S. Factors Associated with Staff Perceptions towards Inclusive Education in Singapore // Asia Pacific Journal of Education. – 2016. – Vol. 36 (sup1). – P. 84–97. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2014.922047

21. Riddell S., Weedon E., Disabled students in higher education: Discourses of disability and the negotiation of identity // International Journal of Educational Research. – 2014. – Vol. 63. – P. 38–46. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2013.02.008

22. Ryan J., Struhs J. University education for all? Barriers to full inclusion of students with disabilities in Australian universities // International Journal of Inclusive Education. – 2004. – Vol. 8 (1). – P. 73–90, DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1360311032000139421  

23. Sinclair V., Smith M., Carducci B., Nave C., Fabio A., Saklofske D., Stough C. Empathy, Personality Correlates of // The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Personality Processes and Individual Differences. – 2020. – P. 131–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781119547174.ch199

24. Tinklin T., Hall J. Getting round obstacles: Disabled students’ experiences in higher education in Scotland // Studies in Higher Education. – 1999. – Vol. 24 (2). – P. 183–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079912331379878

25. Tinklin T., Riddell S., Willson A. Policy and provision for disabled students in higher education in Scotland and England: The current state of play // Studies in Higher Education. – 2004. – Vol. 29 (5). – P. 637–657. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0307507042000261599

26. Villouta E. Facilitadores y barreras del proceso de inclusión en educación superior: la percepción de los tutores del programa Piane-UC // Estudios pedagógicos (Valdivia). – 2017. – Vol. 43 (1). – P. 349–369. DOI: http://dx.doi.org/10.4067/S0718-07052017000100020

27. Zongozzi N. Accessible quality higher education for students with disabilities in a South African open distance and e-learning institution: Challenges // International Journal of Disability Development and Education. – 2020. – P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1034912X.2020.1822518

Дата публикации 28.02.2021