Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 101–119
УДК: 
37.017.4

Мировоззренческий статус студенческой молодежи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа

Копцева Н. П. 1 (Красноярск, Россия)
1 Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема эффективности воспитательной работы в современных университетах, которая связана с воздействием на ценностные установки студенческой молодежи и формированием ценностей, норм, идеалов, соответствующих государственным задачам и направленным на улучшение качества жизни россиян.
Цель исследования – выполнить анализ ценностных установок студентов, обучающихся в высших учебных заведениях регионов Сибирского федерального округа, и на этой основе зафиксировать изначальный мировоззренческий статус студенческой молодежи, для которой в настоящее время эти высшие учебные заведения формируют концепции, стратегии, программы воспитательной работы.
Методология. Применялся метод опроса на основе специально разработанного вопросника. Полученные результаты были обобщены и обработаны с помощью лицензионной программы IBM SPSS. Для обоснования концептуальной и методологической основы исследования применялся метод критического анализа актуальной научной литературы и метод выделения концептов и идеальных типов для уточнения понятий и подходов, используемых при интерпретации полученных результатов.
Результаты. Ценностные ориентации студентов сибирских университетов во многом связаны с семьей, планируемой профессией, местом жительства. Проведенный анализ эмпирических данных, полученных с помощью on-line опроса, проявил основное содержание этих ценностей, их традиционную основу. Студенческая молодежь ориентирована на профессиональную деятельность, связанную с призванием и высоким доходом одновременно, создание семьи и рождение детей также являются желанными целями и входят в круг важнейших ценностей.
Заключение. Исследование ценностных ориентаций студентов ряда сибирских университетов свидетельствует о переходном характере их ценностной динамики. Конкретная региональная и культурная специфика ценностных ориентаций студентов, обучающихся в вузах Сибирского федерального округа, связана с переходным характером содержания ценностей и мотиваций, где сочетаются как коллективистские, так и индивидуалистические установки, а также с дуалистическим отношением к своему месту жительства.

Ключевые слова: 

студенческая молодежь; воспитательная работа; ценностные ориентации; мотивация студентов; региональная специфика; культурная специфика; Сибирский федеральный округ.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478884

Процентиль актуальности SciVal63.346 Nenets | Indigenous Peoples | Reindeer

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099460330&origin=...

World outlook of university students: Analysis of students' values in the Siberian Federal District (the Russian Federation)

Библиографическая ссылка:
Копцева Н. П. Мировоззренческий статус студенческой молодежи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 101–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.06
Список литературы: 
  1. Koptseva N. P., Zamaraeva J. S., Pimenova N. N., Kistova A. V., Seredkina N. N., Reznikova K. V. Regional Peculiarities in Modernization Processes within the Territories of Central Siberia // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6 (4). – P. 857–865. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26879526
  2. Khrebtov M. I., Fil’ko A. I.  Historiographical overview of the research on the transformation of the Russian people’s values // Journal of Siberian Federal University.  Humanities and Social Science. – 2020. – Vol. 13 (5). – P. 738–751. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0603 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43953070
  3. Koptseva N. P., Luzan V. S., Razumovskaya V. A., Kirko V. I. The Content Analysis of the Russian Federal and Regional Basic Legislation on the Cultural Policy // International Journal for the Semiotics of Law – Revue. Internationale de Sémiotique juridique. – 2017. – Vol. 30 (1). – P. 23–50. DOI: https://doi.org/10.1007/s11196-016-9479-4 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25790388
  4. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 79–87. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2001.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42502982
  5. Carini R. M., Kuh G. D., Klein S. P. Student engagement and student learning: Testing the linkages // Research in higher education. – 2006. – Vol. 47 (1). – P. 1–32. DOI: https://doi.org/10.1007/s11162-005-8150-9
  6. Cheng L., DeLuca C., Braund H., Yan W., Rasooli A. Teachers’ grading decisions and practices across cultures: Exploring the value, consistency, and construction of grades across Canadian and Chinese secondary schools // Studies in Educational Evaluation. – 2020. – Vol.  67. – P. 100928. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2020.100928
  7. Wang M. T., Guo J., Degol J. L. The Role of Sociocultural Factors in Student Achievement Motivation: A Cross-Cultural Review // Adolescent Research Review. – 2020. – Vol. 5. – P. 435–450. DOI: https://doi.org/10.1007/s40894-019-00124-y
  8. Gallarza M. G., Saura I. G. Value dimensions, perceived value, satisfaction and loyalty: an investigation of university students’ travel behavior // Tourism management. – 2006. – Vol. 27 (3). – P.  437–452. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2004.12.002
  9. Gardner W. L., Gabriel S., Lee A. Y. “I” value freedom, but “we” value relationships: Self-construal priming mirrors cultural differences in judgment // Psychological science. – 1999. – Vol. 10 (4). – P.  321–326. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00162
  10. Deci E. L., Vallerand R. J., Pelletier L. G., Ryan R. M. Motivation and education: The self-determination perspective // Educational psychologist. – 1991. – Vol. 26 (3–4). – P. 325–346. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.1991.9653137
  11. Luzan V. S., Koptseva N. P., Zabelina E. V., Kurnosova S. A., Trushina I. A. The structure of economic attitudes of the youth – representatives of the indigenous smallnumbered peoples of the Arctic zone of the Russian Federation: results of a pilot study // Journal of Siberian Federal University.  Humanities and Social Science. – 2019. – Vol. 12 (7). – P. 1146–1162. DOI: https://doi.org/10.17516/1997–1370–0448 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39140097
  12. Kobayashi E., Farrington D. P. Why Is Student Deviance Lower in Japan Than in the United States?: Influences of Individual, Parental, Peer, Social, and Environmental Factors // International Criminal Justice Review. – 2020. – Vol. 30 (4). – P. 365–385. DOI: https://doi.org/10.1177/1057567720939262
  13. Hofstede G., Bond M. H. Hofstede's culture dimensions: An independent validation using Rokeach's value survey // Journal of cross-cultural psychology. – 1984. – Vol. 15 (4). – P. 417–433. DOI: https://doi.org/10.1177/0022002184015004003
  14. Doucette D., Clark R., Singh C. Professional development combining cognitive apprenticeship and expectancy-value theories improves lab teaching assistants’ instructional views and practices // Physical Review Physics Education Research. – 2020. – Vol. 16 (2). – P. 020102. DOI: https://doi.org/10.1103/PhysRevPhysEducRes.16.020102
  15. Guendouzi J. Social functions of gossip in adolescent girl’s talk // Discourse Studies. – 2020. – Vol.  22 (6). – P. 678–696. DOI: https://doi.org/10.1177/1461445620928232
  16. Pintrich P. R., De Groot E. V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance // Journal of educational psychology. – 1990. – Vol. 82 (1). – P. 33–40. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.82.1.33
  17. Pintrich P. R. The role of motivation in promoting and sustaining self-regulated learning // International journal of educational research. – 1999. – Vol. 31 (6). – P. 459–470. DOI: https://doi.org/10.1016/S0883-0355(99)00015-4
  18. Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of cross-cultural Psychology. – 2001. – Vol. 32 (3). – P. 268–290. DOI:  https://doi.org/10.1177/0022022101032003002
  19. Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., Owens V. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of cross-cultural psychology. – 2001. – Vol. 32 (5). – P. 519–542. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022101032005001
  20. Smith K. J., Dhillon G., Carter L. User values and the development of a cybersecurity public policy for the IoT // International Journal of Information Management. – 2020. – Vol. 56. – P. 102123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102123
  21. Tinmaz H., Lee J. H. An analysis of users’ preferences on learning management systems: a case on German versus Spanish students // Smart Learning Environments. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-020-00141-8
  22. Turesson A. B. Conceptions, Norms, and Values in the Work of Child Protective Services with Families at Risk: An Analysis of Social Workers’ Diaries // Clinical Social Work Journal. – 2019. – Vol. 48 (4). – P. 369–379. DOI:  https://doi.org/10.1007/s10615-019-00720-4
  23. Ceyhan G. D., Tillotson J. W. Early year undergraduate researchers’ reflections on the values and perceived costs of their research experience // International Journal of STEM Education. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 54. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-020-00248-x
  24. Vallerand R. J., Pelletier L. G., Blais M. R., Briere N. M., Senecal C., Vallieres E. F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education // Educational and psychological measurement. – 1992. – Vol. 52 (4). – P. 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025
  25. Koptseva N. P., Sitnikova A. A. The historical basis for the understanding of a state in modern Russia: A case study based on analysis of components in the concept of a state, established between the fifteenth and sixteenth centuries // International Journal for the Semiotics of Law – Revue. Internationale de Sémiotique juridique. – 2019. – Vol. 32 (1). – P. 47–74. DOI: https://doi.org/10.1007/s11196-018-9564-y URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41781657
  26. Ильинский И. М., Луков В. А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т.  20, №. 1. – С. 50–63. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-50-63  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42441172
  27. Таланов С. Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 2. – С. 32–41. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.02-20.032 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42517628
  28. Шамаева К. М. Динамика ценностей студенческой молодежи в постсоветский период // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 1. – С. 93–96. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2020.1.14 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42389941
  29. Хребтов М. Я. Основные концептуальные и методологические подходы к исследованию трансформации ценностей // Сибирский антропологический журнал. – 2020. – Т. 4, № 2. – С.  175–190. DOI: https://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-2-162-172  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42938578
  30. Хребтов М. Я. Особенности постсоветского периода динамики изменений ценностных установок жителей Российской Федерации // Северные Архивы и Экспедиции. – 2020. – T.  4, № 2. – С. 165–178. DOI: https://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-2-165-178  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42841684

 

Дата публикации 31.12.2020