Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 102–121
УДК: 
378.016:81ʼ243]:37.081.43

Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения

Коломыцева О. Н. 1 (Ланьчжоу, Китай), Стативка А. М. 2 (Сумы, Украина), Дин Шуцзинь 3 (Ланьчжоу, Китай), Стативка В. И. 1 (Ланьчжоу, Китай)
1 КНР, Ланьчжоу, Ланьчжоуский университет, Институт иностранных языков
2 Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко, Сумы, Украина
3 Институт иностранных языков, Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу, КНР
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема неоднозначного отношения членов информационного общества к использованию цифровых технологий в образовании. Цель – раскрыть детерминированность характера общества и образования, вскрыть причины неоднозначного отношения к возможностям цифровых технологий в образовании, проанализировать и обобщить намеченные учеными возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения.
Методология. Применен личностно-ориентированный, деятельностный и средовый подходы, позволяющие рассматривать личность как субъект обучения и учения, имеющий право на свободный выбор форм и средств обучения, выбор коммуникативного поведения в условиях образовательной среды. Методами исследования стали анализ научной литературы в аспекте рассматриваемой проблемы, синтез выводов и обобщение; эмпирические методы анкетирования студентов и преподавателей, анализ добытых эмпирическим путем материалов, статистические методы обработки полученных данных.
Результаты. Составлена на основе обзора литературы характеристика информационного общества, вскрывающая его противоречивый характер и многовекторное воздействие на личность в образовательной среде. Обобщены и представлены в виде краткого описания изменения в психобиологических механизмах обучающегося поколения Z; обозначена необходимость корреляции обучающих методик с особенностями современного контингента; доказана зависимость отношения субъектов учебного процесса к цифровым технологиям от полученных результатов обучения и степени сформированности информационной компетенции субъектов учебного процесса; представлена точка зрения ученых на пути совершенствования обучения в виртуальном образовательном пространстве.
Заключение. Информационное общество предопределяет неизбежность внедрения информационных технологий в образовательную среду, и это, с одной стороны, увеличивает образовательные и исследовательские возможности субъектов учебного процесса, а с другой – требует высокой степени сформированности информационной компетентности участников образовательного процесса и высокого материального обеспечения учебного процесса. Диссонанс между этими сторонами формирует сдержанное и осторожное отношение к использованию дистанционной (онлайн) формы обучения.

Ключевые слова: 

информационное общество; информационные технологии; образовательная среда; поколение Z; корреляции обучающих методик.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:45741071

Библиографическая ссылка:
Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Дин Шуцзинь , Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05
Список литературы: 

1. Chai Ch. S., Koh E., Lim Ch. P., Tsai Ch.-Ch. Deepening ICT integration through multilevel design of technological pedagogical content knowledge // Journal of Computers in Education, 2014, vol. 1 (1), pp. 1–17. DOI: http://doi.org/10.1007/s40692-014-0002-1

2. Ifenthaler D., Adcock A. B., Erlandson B. E. Challenges for Education in a Connected World: Digital Learning, Data Rich Environments, and Computer-Based Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2014. – Vol. 19 (1–2). – P. 121–126. DOI: http://doi.org/10.1007/s10758-014-9228-2

3. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464

4. Заец А. А. Информация как социальный феномен // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 344–349. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318337

5. Казанова Н. В., Хлипун В. В. Осмысление феномена информации в трудах основоположников информатики: взгляд через полвека // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2015. – № 10. – С. 26–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25112746

6. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740

7. Bradbury N. A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? // Advances in Physiology Education. – 2016. – Vol. 40 (4). – P. 509–513. DOI: http://doi.org/10.1152/advan.00109.2016

8. Lomonosova N. V., Zolkina A. V. Digital Learning Resources: Enhancing Efficiency Within Blended Higher Education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8 (6). – P. 121–137. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655296

9. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Феномен социальной информации в образовании: современные практики исследования (обзор) // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 52–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586633

10. Трофимов В. М. Что есть точное знание и как оно обеспечивается в когнитивных процессах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 4. – С. 141–157. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605575

11. Балабанов П. И., Басалаева О. Г. Особенности процессов коммуникации в науке, культуре и обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 32. – С. 127–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24169657

12. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Знаниевая парадигма в общественном развитии: основные концепции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 55–62. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23565664

13. Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118 (9/10). – P. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010

14. Вохмина Л. Л. Сумеет ли методика РКИ ответить на вызовы сегодняшнего дня // Русский язык за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 8–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835912 

15. Гаврикова И. Ю. Учет сфер интересов и увлечений современных подростков как один из основных принципов отбора материала при создании пособия при обучении РКИ на краткосрочных курсах // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 8. – С. 24–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25020515

16. Шуб М. Л. Социальная, коллективная и культурная память: новый подход к определению смысловых границ понятий // Обсерватория культуры. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29037229

17. Вербицкая Н. О., До Б., Мазуркова А. А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 44–50. DOI: https://doi.org/10.14529/ped180206  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35003394 

18. Русецкая Е. В., Ельникова С. И., Павличева Е. Н., Рублева Е. В. Дистанционное образование в обучении РКИ: положительный опыт исследования ресурсов портала «Образование на русском» // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 6–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29898780

19. Weller M. The Open Flip – a digital economic model for education // Journal of Learning for Development. – 2016. – Vol. 3 (2). – Р. 26–34. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1108184.pdf

20. Svärd P. Introduction // Enterprise Content Management, Records Management and Information Culture Amidst e-Government Development. – Oxford: Chandos Publishing, 2017. – 112 p. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100874-4.00023-5

21. White K. The Distance Learning of Foreign Languages: Research Agenda // Language Teaching. – 2014. – Vol. 47 (4). – P. 538–553. DOI: http://doi.org/10.1017/S0261444814000196

22. Claro M., Salinas A., Cabello-Hutt T., San Martin E., Preiss D. D., Valenzuela S., Jara I. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers' capacity to develop students' digital information and communication skills // Computers & Education. – 2018. – Vol. 121 (1). – P. 162–174. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2018.03.001

23. Schulze M., Scholz K. Learning Trajectories and the Role of Online Courses in a Language Program // Computer Assisted Language learning. – 2018. – Vol. 31 (3). – P. 185–205. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2017.1360362

24. Азимов Э. Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 39–53. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574460

25. Азимов Э. Г., Жильцов В. А. Использование технологий виртуальных миров в дистанционном обучении РКИ // Русский язык за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 111–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26687231

26. Гарцов А. Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2007. – № 2. – С. 41–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15114316

27. Богомолов А. Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2009. – № 1. – С. 40–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12772264

28. Садыкова Р. А. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 9. – С. 41–56. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11063 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43989413

29. Чернышова Н. А., Романова О. А. Связь использования обучающимися ресурсов современной образовательной среды с академическими результатами // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 162–179. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478887

30. Каменев Р. В., Крашенинников В. В. Фарника М., Абрамова М. А. Высокие технологии и трансформация системы образования: конструктивность и деструктивность // Science for Education Today. – 2018. – Т. 8, № 6. – С. 104–114. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655295

31. Кислов А. Г. Цифровой урок пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 42–43. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42900396

32. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M., Dann Ch., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J., Tingley D. Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2020. – Vol. 117 (26). –Р. 14900–14905. DOI: http://dx.doi.org10.1073/pnas.1921417117

33. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 6–33. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10201 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42900392

34. Лешутина И. А. Мотивация к дистанционному изучению иностранных языков как вызов современности и слагаемое успеха // Русский язык за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835913

35. Дерябина С. А., Дьякова Т. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 4. – С. 142–149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37281740

Дата публикации 30.04.2021