Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 1, С. 42–58
УДК: 
37.015.31

Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника

Смык Ю. В. 1 (Иркутск, Россия), Качимская А. Ю. 1 (Иркутск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор современных подходов к исследованию проблемы значения личности педагога в вопросах обеспечения психологической безопасности обучающихся и тех ресурсов, которые задействует педагог для обеспечения их психологической защищенности. Цель статьи заключается в выявлении потенциала психологической безопасности педагога как одного из условий психологической безопасности школьников через субъективную оценку компонентов потенциала обучающимися.
Методология. Методологической основой исследования явились представления отечественных психологов о психологической безопасности личности и образовательного пространства, представления о структуре личности как возможного основания для построения потенциала психологической безопасности педагога. Использованы теоретические методы: анализ и обобщение научных исследований по проблеме безопасности образовательной среды; эмпирические методы: опрос, анализ и интерпретация результатов исследования.
Результаты. В качестве результатов представлено и определено новое понятие «потенциал психологической безопасности педагога». Обосновано его значение в качестве условия, обеспечивающего психологическую безопасность школьников. Предложена его структурная модель, включающая три компонента: личностные качества педагога, его профессиональные характеристики и коммуникативные качества. Эмпирические данные позволили описать содержание каждого компонента потенциала психологической безопасности педагога.
Заключение. Проведенное исследование дает основание заключить, что потенциал психологической безопасности педагогов является условием обеспечения психологического комфорта и безопасности школьников. Субъективная оценка школьниками компонентов потенциала психологической безопасности педагогов, позволяет выявить их содержательную наполненность: в личностном компоненте потенциала психологической безопасности ведущими характеристиками являются открытость и искренность педагога; в профессиональном – внимательность учителя, ориентации на удачный ответ школьника; в коммуникативном компоненте – справедливость и объективность педагога.

Ключевые слова: 

психологическая безопасность; потенциал психологической безопасности педагога; безопасность образовательной среды; психологическая защищенность; психологический комфорт; личностный ресурс; субъективная оценка; личность педагога.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849692

Библиографическая ссылка:
Смык Ю. В., Качимская А. Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 42–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03
Список литературы: 
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6. – С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611526
  2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках современных подростков // Научное мнение. – 2018. – № 1. – C. 57–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32362545
  3. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 194. – С. 7–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42344740
  4. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психическая культура и психической здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2005. – Т. 5, № 12. – С. 7–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12853742  
  5. Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – № 1. – С. 81–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18995270   
  6. Берберян А. С. Потенциал развития личности в контексте гуманизации // Методология современной психологии. – 2019. – № 9. – С. 3–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39214034 
  7. Журавлева Е. А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 1. – С. 74–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29894382
  8. Качимская А. Ю., Смык Ю. В. Субъективное восприятие школьниками психологической защищенности в пространстве межличностных отношений с педагогом // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 97–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525588
  9. Король А. Д. Система эвристического обучения на основе диалога: опыт проектирования и реализации // Вестник гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2016. – № 1. – С. 57–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29204783  
  10. Люсова О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2015. – № 2. – С. 132–140. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2015.2.16  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24254408
  11. Невзорова М. С., Марухина И. Ф. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и образование. – 2018. –Т. 1, № 3–4. – С. 27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37118418 
  12. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Эклектичность организации образовательной среды школы как фактор ее неустойчивости // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 52–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12860731
  13. Прохоров А. О., Афанасьев П. Н. Риски социализации и психологической безопасности образовательной среды школы // Филология и культура. – 2017. – № 4. – С. 236–243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32278012
  14. Alzobiany I. The qualities of effective teachers as perceived by Saudi EFL students and teachers // English Language Teaching. – 2020. – Vol. 13 (2). – P. 32–47. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v13n2p32 
  15. Goetz T., Bieleke M., Gogol K., van Tartwijk J., Mainhard T., Lipnevich A. A., Pekrun R. Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students’ emotions // Learning and Instruction. – 2021. – Vol. 71. – P. 101349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101349  
  16. Jiang J., Vauras M., Volet S., Salo A. Teacher Beliefs and Emotion Expression in Light of Support for Student Psychological Needs: A Qualitative Study // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 68. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9020068
  17. Johnson H. H., Avolio B. J. Team Psychological Safety and Conflict Trajectories’ Effect on Individual’s Team Identification and Satisfaction // Group and Organization Management. – 2019. – Vol. 44 (5). – Р. 843–873. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1059601118767316
  18. Liu X., Gong Sh.-Y., Zhang H., Yu Q., Zhou Zh. Perceived teacher support and creative self-efficacy: The mediating roles of autonomous motivation and achievement emotions in Chinese junior high school students // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 39. – P. 100752. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100752
  19. Nöthling J., Suliman S., Martin L., Simmons C., Seedat S. Differences in Abuse, Neglect, and Exposure to Community Violence in Adolescents With and Without PTSD and Depression // Journal of Interpersonal Violence. – 2019. – Vol. 34 (21–22). – P. 4357–4383. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0886260516674944  
  20. Pengpid S., Peltzer K. Associations of number of victimizations with mental health indicators and health-risk behaviours among a nationally representative sample of in-school adolescents in Curaçao // Child Abuse & Neglect. – 2021. – Vol. 111. – P. 104831. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104831  
  21. Rey L., Quintana-Orts C., Mérida-Lуpez S., Extremera N. Being bullied at school: Gratitude as potential protective factor for suicide risk in adolescents // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol.  10. – P. 662. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00662
  22. Sianko N., Hedge J. M., McDonell J. R. Differential Adjustment Among Rural Adolescents Exposed to Family Violence // Journal of Interpersonal Violence. – 2019. – Vol. 34 (4). – P. 712–740. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0886260516645574  
  23. Trevorrow T., Zhou E. S., Dietch J. R., Gonzalez B. D. Position statement: start middle and high schools at 8:30 AM or later to promote student health and learning // Translational Behavioral Medicine. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. 167–169. DOI: https://doi.org/10.1093/tbm/iby020 
  24. Walsh S. D., Sela T., De Looze M., Craig W.,Cosma A.,  Harel-Fisch Y., Boniel-Nissim M., Malinowska-Cieślik M., Vieno A., Molcho M., Ng K., Pickett W. Clusters of Contemporary Risk and Their Relationship to Mental Well-Being Among 15-Year-Old Adolescents Across 37 Countries // Journal of Adolescent Health. – 2020. – Vol. 66 (6). – P. S40–S49. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.02.012
  25. Wang H. Nonviolence as teacher education: a qualitative study in challenges and possibilities // Journal of Peace Education. – 2018. – Vol. 15 (2). – Р. 216–237. DOI: https://doi.org/10.1080/17400201.2018.1458294  
  26. Yablon Y. B. Students' willingness to seek help from school staff when coping with parental maltreatment // Child Abuse & Neglect. – 2020. – Vol. 103. – P. 104443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104443
  27. Yablon Y. B. Student–teacher relationships and students’ willingness to seek help for school violence // Journal of Social and Personal Relationships. – 2010. – Vol. 27 (8). – Р. 1110–1123. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0265407510381255
Дата публикации 28.02.2021