Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 155–171
УДК: 
376.33

Возможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях дефектологического образования

Красильникова О. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Люкина А. С. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Чиж О. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Киреенкова Е. Е. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема развития высшего дефектологического образования на основе современных мультимедийных технологий. Цель статьи – выявить возможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях дефектологического образования.
Методология. Методологической базой исследования стал системный подход к пониманию сущности дефектологического образования. В ходе работы применялись методы ретроспективного и сравнительного анализа. Сбор эмпирических данных для изучения возможностей применения интерактивных технологий в дефектологическом образовании производился посредством онлайн-анкетирования. В исследовании приняли участие 156 студентов, обучающихся по направлениям 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Сурдопедагогика (Начальное образование детей с нарушением слуха)» и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Образование лиц с нарушением слуха», а также 60 учителей-дефектологов из образовательных организаций для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. База исследования: ФГБОУ РГПУ им. А. И. Герцена, ГБОУ школы-интернаты № 1 и № 31 для глухих детей, ГБОУ школы-интернаты № 33 и № 20 для слабослышащих и позднооглохших детей г. Санкт-Петербурга.
Результаты. Исследование позволило выявить возможности и области использования студентами интерактивного ресурса в обучении, определить наиболее удобные и информативные виды ссылок, обосновать необходимость мультимедийных технологий в дефектологическом образовании. На основе результатов исследования установлена потребность в интерактивных ресурсах учителей-дефектологов образовательных организаций для детей с нарушением слуха с целью самообразования и повышения профессиональной компетентности.
Заключение. В заключении обобщаются основные возможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях высшего образования. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости увеличения количества мультимедийных ресурсов в области дефектологического образования, позволяющих работать с литературными источниками в условиях смешанного обучения.

Ключевые слова: 

интерактивный литературный ресурс; мультимедийные технологии; цифровое чтение; дефектологическое образование; электронная книга; сурдопедагогика; смешанное обучение.

Библиографическая ссылка:
Красильникова О. А., Люкина А. С., Чиж О. А., Киреенкова Е. Е. Возможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях дефектологического образования // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 155–171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.07
Список литературы: 
  1. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 3. – С. 116–147. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42863831
  2. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 28–49. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44193022
  3. Везиров Т. Г. Электронные издания учебного назначения в методике обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2016. – № 10. – С. 138–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25986587
  4. Вяликова Г. С., Ерофеева М. А., Плеханова М. В., Плужникова Ю. А., Савельева С. С. Моделирование процесса формирования общепедагогической ИКТ-компетентности студентов на основе системно-деятельностного подхода // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1. – С. 39–56. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2020.1.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42485611
  5. Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников). Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7, № 4. – C. 97–107. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41708295
  6. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н, Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 6. – С. 113–121. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-113-121 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43036410
  7. Макарова Н. Н., Чернова Н. В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 474–488. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.3.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38545622
  8. Плетяго Т. Ю., Остапенко А. С., Антонова С. Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 112–129. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37729294
  9. Соболева Е. В., Суворова Т. Н., Новосёлова С. Ю., Ниматулаев М. М. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 441–458. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2020.3.32 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43776075

10. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова С. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 26–39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962680

11. Blom H., Segers E., Knoors H., Hermans D., Verhoeven L. Comprehension and navigation of networked hypertexts // Journal of Computer Assisted Learning. – 2018. – Vol. 34 (3). – P. 306–314. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12243

12. Coiro J. Toward a Multifaceted Heuristic of Digital Reading to Inform Assessment, Research, Practice, and Policy // Reading Research Quarterly. – 2020. – Vol. 56 (1). – P. 9–31. DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.302

13. Du Toit J., Verhoef A. Embodied digital technology and transformation in higher education // Transformation in Higher Education. – 2018. – Vol. 3. – Article 52. DOI: https://doi.org/10.4102/the.v3i0.52

14. Feras M. Al. M. The Impact of Quality Content Educational Resources on Students’ Academic Achievement: Survey Research (on the Example of Northern Border University, Arar) // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 5. – С. 132–149. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-132-149 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43077142

15. Gu X., Wu B., Xu X. Design, development, and learning in e-textbooks: what we learned and where we are going // Journal of Computers in Education. – 2015. – Vol. 2 (1). – P. 25–41. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-014-0023-9

16. Kong Y., Seo Y., Zhai L. Comparison of reading performance on screen and on paper: A meta-analysis // Computers & Education. – 2018. – Vol. 123. – P. 138–149. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.005

17. Lim H., Jung H. Factors related to digital reading achievement: A multi-level analysis using international large scale data // Computers & Education. – 2019. – Vol. 133. – P. 82–93. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.01.007

18. Nikitina G. A., Ternova N. V. Electronic teaching aids as a means of intensifying the process of foreign language teaching // Перспективы науки и образования.–  2019. – № 6. – С. 435–444. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.6.36 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41652660

19. Picciano A. G. An integrated Multimodal Model for Online Education. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. – 2017. – Vol. 21 (3). – P. 166–190. DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v21i3.1225 

20. De Raeve L., Baerts J., Colleye E., Croux E. Changing schools for the deaf: updating the educational setting for our deaf children in the 21-st century, a big challenge // Deafness & Education International. – 2012. – Vol. 14 (1). – P. 48–59. DOI: https://doi.org/10.1179/1557069X11Y.0000000012

21. Sakibayev S., Sakibayev R., Sakibayeva B. The educational impact of using mobile technology in a database course in college // Interactive Technology and Smart Education. – 2019. – Vol. 16 (4). – P. 363–380. DOI: https://doi.org/10.1108/ITSE-12-2018-0103

22. Simsek O., Sarsar F. Investigation of the self-efficacy of the teachers in technological pedagogical content knowledge and their use of information and communication technologies // World Journal of Education. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. 196–208. DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v9n1p196

23. Turner K., Hicks T., Zucker L. Connected Reading: A Framework for Understanding How Adolescents Encounter, Evaluate, and Engage With Texts in the Digital Age // Reading Research Quarterly. – 2020. – Vol. 55 (2). – P. 291–309. DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.271

24. Yucel U. A., Usluel Y. K. Knowledge building and the quantity, content and quality of the interaction and participation of students in an online collaborative learning environment // Computers & Education. – 2016. – Vol. 97. – P. 31–48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.02.015 

Дата публикации 30.04.2021