Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 238–251
УДК: 
378+159+314

Гендерные репрезентации в учебных книгах EFL: корпусное исследование [In English]

Бужупай Г. 1 (Приштина, Республика Косово), Гасхи-Берисха В. 1 (Приштина, Республика Косово)
1 университет Приштины «Хасан Приштина»
Аннотация: 

Проблема и цель. С помощью этого корпусного тематического исследования авторы осуществляют гендерную репрезентацию в четырех учебниках английского языка как иностранного (ELF), рассматривая «изучение английского языка» с точки зрения грамматики. В частности, в исследовании наблюдаются частота встречающихся местоимений «он» и «она», ассоциации четырнадцати глаголов действия с определенным полом и выявляются различия в гендерной репрезентации между учебниками для 3 и 4 курсов.
Методология. Для анализа проблемы был составлен корпус «Сделай сам» (Do-It-Yourself – DIY) с выбранными текстами, сохраненными индивидуально из каждого учебника.
Для сбора и анализа данных в настоящем исследовании используется смешанный подход. Применяя AntConc, сначала извлекаются числовые данные, затем они качественно анализируются и интерпретируются.
Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной грамматической представленности женского пола. Кроме того, было выявлено, что определенные действия были связаны с определенным полом. В частности, заметным было позиционирование женских местоимений с домашней деятельностью или домашними делами, такими как приготовление пищи, в то время как мужские местоимения были связаны с такими действиями, как оплата счетов или ремонт автомобилей. Хотя оба пола одинаково участвовали в диалогах, контекстуальный анализ местоимений предполагает, что порядок упоминания в предложениях отражает мужское превосходство. Тем не менее, последние два уровня учебников показывают аналогичное представление пола, как и предполагалось.
Заключение. Анализ местоимений и глаголов в данном исследовании выявил неравномерное и предвзятое представление пола в учебниках, что имеет отношение к будущему образованию. Тем не менее, это всего лишь тематическое исследование, и выводы не могут быть итоговыми. Наконец, авторы считают, что дальнейший анализ гендерной репрезентации в учебниках курса с точки зрения других грамматических аспектов даст еще более полные результаты.

Ключевые слова: 

гендерная репрезентация; корпус DIY; учебники EFL; местоимения; глаголы действия.

Процентиль актуальности SciVal69.773 Gender Representation | Textbooks | Female Characters

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099436071&origin=...

Gender representation in EFL course books explored through a corpus-based study: A case study

Библиографическая ссылка:
Бужупай Г., Гасхи-Берисха В. Гендерные репрезентации в учебных книгах EFL: корпусное исследование [In English] // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 238–251. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.13
Список литературы: 
  1. Amerian M., Esmaili F. Language and gender: A critical discourse analysis on gender representation in a series of international ELT textbooks // International Journalof Research Studies in Education. – 2015. – Vol. 4 (2). – P. 3–12. DOI: https://doi.org/10.5861/ijrse.2014.963
  2. Ashby M. S., Wittmaier B. C. Attitude changes in children after exposure to stories about women in traditional or nontraditional occupations // Journal of Educational Psychology. – 1978. – Vol.  70  (6). – P. 945–949. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.70.6.945  
  3. Barton A., Sakwa L. N. The representation of gender in English textbooks in Uganda. Pedagogy // Culture & Society. – 2012. – Vol. 20 (2). – P. 173–190. DOI: https://doi.org/10.1080/14681366.2012.669394
  4. Blumberg R. L. Gender bias in textbooks: A hidden obstacle on the road to gender equality in education // Paper Commissioned for the EFA Global Monitoring Report. – 2008. URL: http://www.rosadoc.be/digidocs/dd-000658_2007_gender_bias_in_textbooks.pdf
  5. Blumberg, R. L. The invisible obstacle to educational equality: gender bias in textbooks. Prospects 38 (3), 345–361 (2008). DOI: https://doi.org/10.1007/s11125-009-9086-1
  6. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. – New York, Routledge. 2002. URL: http://b-ok.org/s/?q=gender+trouble&yearFrom=&yearTo=&language=&extension=&t=0
  7. Coles G. Dick and Jane grow up: Ideology in adult basic education readers // Urban Education. – 1977. – Vol. 12 (1). – P. 37–53. DOI:  https://doi.org/10.1177/0042085977121003
  8. Emilia E., Moecharam N. Y., Syifa I. L. Gender in EFL classroom: Transitivity analysis in English textbook for Indonesian students // Indonesian Journal of Applied Linguistics. – 2017. – Vol. 7 (1). – P. 206–214. DOI: https://doi.org/10.17509/ijal.v7i1.6877  
  9. Gharbavi A., Mousavi S. A. The application of functional linguistics in exposing gender bias in Iranian high school English textbooks // English Language and Literature Studies. – 2012. – Vol.  2  (1). – P. 85–93. DOI: https://doi.org/10.5539/ells.v2n1p85  
  10. Gupta A. F., Yin A. S. L. Gender representation in English language textbooks used in the Singapore primary schools // Language and Education. – 1990. – Vol. 4 (1). – P. 29–50. DOI: https://doi.org/10.1080/09500789009541271  
  11. Hyseni H., Llunji V., Kabashi-Hima A. Gender equality in the reading textbooks during the nine years of compulsory education in Kosovo. – Kosova Education Center, Prishtina. 2007. URL: http://www.kec-ks.org/wp-content/uploads/2016/03/Gender-equality-in-the-reading-textbooks-during-the-nine-years-of-compulsory-education-in-Kosovo-1.pdf
  12. Jones M. A., Kitetu C., Sunderland J. Discourse roles, gender and language textbook dialogues: who learns what from John and Sally? // Gender and Education. – 1997. – Vol. 9 (4). – P. 469–490. DOI: https://doi.org/10.1080/09540259721204    
  13. Kirk J., Miller M. L. Reliability and validity in quantitative research. – California, Sage Publications, 1986. URL: https://books.google.nl/books?hl=en&lr&id=YDFZlq_KM88C&oi=fnd&pg=PA5&dq=Reliability+and+validity+in+quantitative+research&ots=uiVaWZnzcy&sig=A9_P0JMLbTDTGSh4RdWqiG0dxTY&redir_esc=y#v=onepage&q=perspectiv&f=false
  14. Lee J. F. Gender representation in Japanese EFL textbooks – a corpus study // Gender and Education. – 2018. – Vol. 30 (3). – P. 379–395. DOI: https://doi.org/10.1080/09540253.2016.1214690  
  15. Lee J. F., Collins P. Gender voices in Hong Kong English textbooks – Some past and current practices // Sex Roles. – 2008. – Vol. 59 (1–2). – P. 127–137. DOI: https://doi.org/10.1007/s11199-008-9414-6   
  16. Lewandowski M. Gender stereotyping in EFL grammar textbooks: A diachronic approach // Linguistic Online. – 2014. – Vol. 68 (6). – P. 83–99. URL: https://bop.unibe.ch/linguistik-online/article/view/1635
  17. Mineshima M. Gender representations in an EFL textbook // Bulletin of Niigata Institute of Technology. – 2008. – Vol. 13. – P. 121–140. URL: http://nirr.lib.niigata-u.ac.jp/bitstream/10623/20259/1/13_121-140.pdf
  18. Porreca K. L. Sexism in current ESL textbooks // TESOL Quarterly. – 1984. – Vol. 18 (4). – P.  704–724. DOI: https://doi.org/10.2307/3586584   
  19. Sapir E. The status of linguistics as a science // Language. – 1929. – Vol. 5 (4). – P. 207–214. URL: http://www.jstor.org.sheffield.idm.oclc.org/stable/409588?seq=1#page_scan_tab_contents
  20. Sunderland J., Cowley M., Rahim F. A., Leontzakou C., Shattuck J. From bias “in the text” to “teacher talk around the text”: An exploration of teacher discourse and gendered foreign language textbook texts // Linguistics and Education. – 2000. – Vol. 11 (3). – P. 251–286. DOI: https://doi.org/10.1016/S0898-5898(00)00034-6
  21. Tacium D. “Judith Butler, Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity, (New York: Routledge, 1990)” Surfaces, 1993, vol. 3. DOI: https://doi.org/10.7202/1065107ar
  22. Yang C. C. R. Is Gender stereotyping still an issue? An analysis of a Hong Kong primary English textbook series // Online Submission. – 2012. – Vol. 13 (2). – P. 32–48. URL: https://files-eric-ed-gov.sheffield.idm.oclc.org/fulltext/ED545382.pdf
  23. Zeldes A. “Tony McEnery, Richard Xiao & Yukio Tono. 2006. Corpus-Based Language Studies. An Advanced Resource Book (Routledge Applied Linguistics). London, New York: Routledge. XX, 386 S”. Zeitschrift für Rezensionen zur germanistischen Sprachwissenschaft, 2010, vol. 2 (2). DOI: https://doi.org/10.1515/zrs.2010.050
Дата публикации 31.12.2020