Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 1, С. 75–91
УДК: 
37.015.31

Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования

Дьяков С. И. 1 (Севастополь, Россия)
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Результаты данного психологического исследования отражают проблему мотивационно-ценностной самоорганизации личности педагога и учащихся в контексте системы образования. Цель статьи – определить особенности мотивационно-ценностной самоорганизации личности педагога и учащихся в постсоветском пространстве образования.
Методология. Исследование проводилось на протяжении 2002–2020 годов на базе вузов и общеобразовательных школ Украины (Донбасс, Николаевская обл.) и Крыма: студенты гуманитарных, юридических, экономических, технических специальностей; педагоги и школьники общеобразовательных школ; преподаватели вузов. Выборка включает 2128 чел.
Исследованы конструкты мотивационно-ценностной самоорганизации личности педагогов и учащихся в аспекте смысложизненной направленности. Использована оригинальная методика «мотивационно-ценностной самоорганизации», которая раскрывает уровни и типы ценностей личности, а также факторы актуализации предполагаемых основных жизненных целей.
Результаты. «Индивидуально-прагматический тип» мотивационно-ценностной самоорганизации занимает главное место в направленности педагогов и учащихся (мое: образование, работа, счастье в личной жизни, жилье и материальное благосостояние, здоровье и т. п., а также моих родных и близких). Учителя и учащиеся не ориентированы на социальные (общественные достижения и проблемы) и духовные ценности (идеалы бытия и цивилизации). Педагоги и студенты практически не ориентированы на социальные и духовные ценности. Молодежь более оптимистична относительно самореализации и более интернальна в актуализации целей.
Заключение. Так как мотивационно-ценностная самоорганизация является личностным образованием и формируется в социокультурной среде, полученные данные указывают на то, что основной причиной формирования мотивационно-ценностной самоорганизации является образовательное семантическое пространство, которое проецируется на личность в процессе развития и определяет ее идентичность.

Ключевые слова: 

мотивационно-ценностная самоорганизация; образовательное семантическое пространство; индивидуально-прагматическая направленность; смысложизненная направленность.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849694

Библиографическая ссылка:
Дьяков С. И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 75–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.05
Список литературы: 
  1. Cable P. E. The need for orienting new teachers // Peabody Journal of Education. – 2009. Vol. 37 (2). – Pp. 102–105. DOI: https://doi.org/10.1080/01619565909536892
  2. Бессонова Т. И. Истинное добровольчество как интенция к духовности // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 13–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32684921
  3. Соболев А. Б. Программа развития педагогического образования: новые вызовы (Актуальное состояние и тенденции развития государственной политики в сфере высшего педагогического образования) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 5. – С. 5–12. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200502 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24844417
  4. Menter I., Valeeva R., Kalimullin A. A tale of two countries – forty years on: politics and teacher education in Russia and England // European Journal of Teacher Education. – 2017. – Vol. 40 (5). – Р. 616–629. DOI: https://doi.org/10.1080/01619565909536892
  5. Алакаев Е. А. Ценностные ориентации молодежи 1990-х – начала 2010-х гг. // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 31–42. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.4.3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29005458
  6. Доброхлеб В. Г., Зверева Н. В. Потенциал современных поколений России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 2. – С. 61–78.DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2016.2.44.4  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26004222
  7. Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 2. – С. 232–246. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37820730
  8. Tan L., Miksza P. A Cross-Cultural Examination of University Students’ Motivation Toward Band and Academics in Singapore and the United States // Journal of Research in Music Education. – 2017. – Vol. 65 (4). – P. 416–438. DOI: https://doi.org/10.1177/0022429417735095
  9. Марголис А. А., Сафронова М. А., Панфилова А. С., Шишлянникова Л. М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 5. – С. 77–91. DOI:  https://doi.org/10.17759/pse.2015200507 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24844422

10. Inoguchi T., Le L. T. Q. Global Citizens’ Preferences for Value Orientation // The Development of Global Legislative Politics. Trust (Interdisciplinary Perspectives). – Springer, Singapore, 2020. – Vol 3. – P. 25–31. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-32-9389-2_3

11. Fu X., Kou Y., Yang Y. Materialistic values among Chinese adolescents: Effects of parental rejection and self-esteem // Child & Youth Care Forum. – 2015. – Vol. 44 (1). – P. 43–57. DOI:  https://doi.org/10.1007/s10566-014-9269-7

12. Livazović G., Matić M. Sociodemographic characteristics and value orientations in adolescence // Current Psychology. – 2018. – Vol. 39 (5). – P. 1562–1568. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-9858-y

13. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values // American Sociological Review. – 2000. – Vol. 65 (1). – P. 19–51. DOI: https://doi.org/10.2307/2657288

14. Beutel A. M., Johnson M. K. Gender and prosocial values during adolescence: A research note // Sociological Quarterly. – 2004. – Vol. 45 (2). – P. 379–393. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.2004.tb00017.x

15. Block K., Gonzalez A., Schmader T., Baron A. S. Early gender differences in core values predict anticipated family versus career orientation // Psychological Science. – 2018. – Vol. 29 (9). – P. 1540–1547. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797618776942

16. Lee C., Beckert T. E., Goodrich T. R. The relationship between individualistic, collectivistic, and transitional cultural value orientations and Adolescents' autonomy and identity status // Journal of Youth and Adolescence. – 2010. – Vol. 39 (8). – P. 882–893. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-009-9430-z.

17. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. – 2017. – № 5. – С. 51–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276827   

18. Roest A. C., Dubas J. S., Gerris J. M. Value transmissions between fathers, mothers, and adolescent and emerging adult children: The role of the family climate // Journal of Family Psychology. – 2009. – Vol. 23 (2). – P. 146–155. DOI: https://doi.org/10.1037/a0015075.

19. Roest A. C., Dubas J. S., Gerris J. M., Engels R. E. Value similarities among fathers, mothers, and adolescents and the role of a cultural stereotype: Different measurement strategies reconsidered // Journal of Research on Adolescence. – 2009. – Vol. 19 (4). – P. 812–833. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x.

20. Knutsen O. Socio-structural Variables and Value Orientations // Social Structure, Value Orientations and Party Choice in Western Europe. Palgrave Studies in European Political Sociology. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – P. 59–110. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-52123-7_3

21. Knutsen O. Social Structure, Value Orientations and Party Choice in Western Europe. – Palgrave Macmillan, Cham. Ebook, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-52123-7

22. Rickenbach O., Reyes-García V., Moser G, García C. What Explains Wildlife Value Orientations?  A Study among Central African Forest Dwellers // Human Ecology. – 2017. – Vol. 45 (3). – P. 293–306 DOI: https://doi.org/10.1007/s10745-016-9860-7

23. Višak T. Understanding “Meaning of life” in Terms of Reasons for Action // The Journal of Value Inquiry. – 2017. – Vol. 51 (3). – Р. 507–530. DOI: https://doi.org/10.1007/s10790-017-9591-z

24. Vazeou-Nieuwenhuis A., Orehek E., Scheier M. F. The Meaning of Action: Do Self-Regulatory Processes Contribute to a Purposeful Life? // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 116. – Р. 115–122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.040

25. Квашис В. Е., Настуев И. М. Самоубийства и убийства в современной Японии (к проблеме взаимосвязи тенденций) // Общество и право. – 2017. – № 4. – С. 81–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32297752

26. Raifman J., Charlton B. M., Arrington-Sanders R., Chan Ph. A., Rusley J., Mayer K. H., Stein M. D., Austin S. B., McConnell M. Sexual Orientation and Suicide Attempt Disparities Among US Adolescents: 2009–2017 // Pediatrics March. – 2020. – Vol. 145 (3). – P. e20191658. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2019-1658

27. Bränström R., van der Star A., Pachankis J. E. Untethered lives: barriers to social integration as predictors of the sexual orientation disparity in suicidality // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. – 2020. – Vol. 55 (1). – P. 89–99. DOI: https://doi.org/10.1007/s00127-019-01742-6

28. Hu Z. On the Value Orientation of Modern Market Economic System // Values of Our Times / Li D. (ed.). – Springer, Berlin, Heidelberg, 2013. – P. 231–238. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-642-38259-8_22

29. Ильин В. А., Ильичева И. В., Леванова Е. А., Михайлова Е. А., Пушкарева Т. В. Разработка и апробация мониторинга психосоциального развития школьников // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 4. – С. 52–60. DOI:  https://doi.org/10.17759/pse.2018230405 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36375959

Дата публикации 28.02.2021