Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 55–79
УДК: 
378+159.96

Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности

Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия), Уварина Н. В. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования ценностей в воспитательной деятельности педагога: интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов, мотивация к осуществлению воспитательной деятельности и самомотивация. Цель исследования – определить содержательное наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности.
Методология. Методологическую основу исследования составили системный и аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна; анализ и обобщение научно-теоретических источников.
Результаты. В ходе исследования были проанализированы современные источники по проблеме готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. В западных научных источниках готовность к воспитательной деятельности связывают с овладением новыми репертуарами педагогического поведения, общей и внутренней регуляцией поведения педагога, гибким сочетанием теоретической и практической готовности к исследуемой деятельности. В отечественных источниках готовность к воспитательной деятельности рассматривается как овладение будущим педагогом комплексом знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективной воспитательной работы; как направленность на гуманистические и духовные ценностные ориентации, формирование таких качеств личности будущего педагога, как доброжелательность, гуманистическое мировоззрение, коммуникабельность, эмпатийность. В статье представлено содержательное наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности к воспитательной деятельности, которое включает ценности в воспитательной деятельности (они позволяют регламентировать будущую воспитательную деятельность педагога и помогают ему осознать значимость своей профессии для общества), интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов (придает воспитательной деятельности личностный смысл, регламентирует ее, а также выступает основой для формирования устойчивой мотивации к ней), мотивацию к осуществлению воспитательной деятельности (связана с интересом к преподаванию и социальным контекстом педагогической профессии и определяется их ценностными ориентациями), самомотивацию (позволяет будущему педагогу в сложной, часто стрессогенной обстановке выполнять педагогическую деятельность без внешнего подкрепления).
Заключение. Посредством теоретического анализа доказано, что ценности и мотивация являются значимыми компонентами готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности и выступают ее мотивационно-ценностным компонентом. В качестве содержательного наполнения данного компонента выступили устойчивые (ценности в воспитательной деятельности, мотивация к осуществлению воспитательной деятельности) и гибкие (интеграция личностных и профессиональных ценностей и смыслов, самомотивация) качества личности будущих педагогов.

Ключевые слова: 

готовность к воспитательной деятельности; мотивационно-ценностный компонент; профессиональная устойчивость; профессиональная гибкость.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:45741069

Библиографическая ссылка:
Савченков А. В., Уварина Н. В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 55–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.03
Список литературы: 
  1. Тазиев С. Ф. Совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27206106
  2. Ипполитова Н. В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2. – С. 17–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20182536
  3. Селиванова Н. Л., Степанов П. В., Степанова И. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. психология. – 2018. – № 49. – С. 39–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15382/sturIV201849.39-48 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35585547
  4. Степанов П. В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания. – 2014. – № 4. – С. 66–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22918071
  5. Serafin C. Pedagogical preparation of future teachers of practical teaching // INTED2019 Proceedings: International Technology, Education and Development. – 2019. – P. 255–264. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2019.0129
  6. König J., Ligtvoet R., Klemenz S., Rothland M. Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers’ general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes // Studies in Educational Evaluation. – 2017. – Vol. 53. – P. 122–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2017.03.001
  7. Lillge D., Knowles A. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction // Teaching and Teacher Education. – 2020. – Vol. 94. – P. 103098. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103098
  8. Montenegro H. Teacher educators’ conceptions of modeling: A phenomenographic study // Teaching and Teacher Education. – 2020. – Vol. 94. – P. 103097. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103097
  9. Степанов П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 121–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29116914
  10. Villegas A. M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. – 2002. – Vol. 53 (1). – P. 20–32. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487102053001003
  11. Bruijn D. E. Teaching in innovative vocational education in the Netherlands // Teachers and Teaching: Theory and Practice. – 2012. – Vol. 18 (6). – P. 637–653. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2012.746499
  12. van Beek J. A., de Jong A. E., Minnaert M. G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 40. – P. 1–9. DOI: http://doi.org/10.1016/j.tate.2014.01.005
  13. Han J., Yin H., Boylan M. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers // Cogent Education. – 2016. – Vol. 3 (1). – P. 1217819. DOI https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1217819
  14. Assen J. H. E., Meijers F., Otting H., Poell R. F. Explaining Discrepancies between Teacher Beliefs and Teacher Interventions in a Problem-Based Learning Environment: A Mixed Methods Study // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 12–23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.022
  15. Assen J. H. E., Meijers F., Zwaal W., Poell R. F. Collective learning, teacher beliefs and teaching behaviour in management and social-educational university programmes // Journal of Vocational Education and Training. – 2019. – Vol. 72 (1). – P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2019.1578817
  16. Warwas J., Helm C. Enjoying working and learning in vocational education: a multilevel investigation of emotional crossover and contextual moderators // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2017. – Vol. 9 (1). – P. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0055-2
  17. Ткачева С. А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 30–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35380652
  18. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 9–14. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23998593
  19. Бытко Н. Н. Проблема подготовки педагогов в современной научно-критической рецепции // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2015. – № 4. – С. 174–178. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25075832
  20. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Сорокина Т. М., Щелоков С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками // Приволжский научный журнал. – 2015. – № 3. – С. 278–283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24167409
  21. Лазарев М. А., Стукалова О. В., Темиров Т. В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 62–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992697
  22. Veugelers W., Vedder P. Values in Teaching // Teachers and Teaching. – 2003. – Vol. 9 (4). – P. 377–389. DOI: https://doi.org/10.1080/1354060032000097262
  23. Oser F. K. Moral perspectives on teaching // Review of Research in Education. – 1994. – Vol. 20. – P. 57–127. DOI: https://doi.org/10.1155/2012/901513
  24. Schuitema J., ten Dam G., Veugelers W. Teaching Strategies for Moral Education: A Review // Journal of Curriculum Studies. – 2008. – Vol. 40 (1). – P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.1080/00220270701294210
  25. Chong S., Cheah H. M. A Values, Skills and Knowledge Framework for Initial Teacher Preparation Programmes // Australian Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 34 (3). – P. 1–17. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2009v34n3.1
  26. Gewirtz S. Towards a contextualized analysis of social justice in education // Educational Philosophy and Theory. – 2013. – Vol. 38 (1). – P. 69–81. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2006.00175.x  
  27. Darling-Hammond L. Constructing 21st-Century Teacher Education // Journal of Teacher Education. – 2006. – Vol. 57 (3). – P. 300–314. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487105285962
  28. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н., Шкунов В. Г. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 192–196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13050367
  29. Haugland B. O., Lassen R. M., Giske T. Professional formation through personal involvement and value integration // Nurse Education in Practice. – 2018. – Vol. 29. – P. 64–69. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2017.11.013
  30. Purc E., Laguna M. Personal Values and Innovative Behavior of Employees // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 865. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00865
  31. Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at Work: The Impact of Personal Values in Organisations // Applied Psychology. – 2020. – Vol. 69. – P. 230–275. DOI: https://doi.org/10.1111/apps.12181  
  32. Рыболова А. Н., Аверьянова М. А. Психологические основы педагогического управления системы уровневого образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им М. А. Шолохова. – 2013. – № 3. – С. 90–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20434124
  33. Börü N. The Factors Affecting Teacher-Motivation // International Journal of Instruction. – 2018. – Vol. 11 (4). – P. 761–776. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/iji.2018.11448a
  34. Tohidi H., Jabbari M. M. The effects of motivation in education // Procedia –Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 31. – P. 820–824. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.148
  35. Dinçer S., Doğanay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners’ academic success, motivation, and cognitive load // Computers & Education. – 2017. – Vol. 111. – P. 74–100. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.005
  36. Espinar Redondo R., Ortega Martín J. L.  Motivation: The Road to Successful Learning // Profile Issues in Teachers` Professional Development. – 2015. – Vol. 17 (2). – P. 125–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15446/profile.v17n2.50563
  37. Schumacher C., Ifenthaler D. The importance of students’ motivational dispositions for designing learning analytics // Journal of Computing in Higher Education. – 2018. – Vol. 30 (3). – P. 599–619. DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-018-9188-y
  38. Katz I., Shahar B. H. What makes a motivating teacher? Teachers’ motivation and beliefs as predictors of their autonomy-supportive style // School Psychology International. – 2015. – Vol. 36 (6). – P. 575–588. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034315609969
  39. Mahler D., Großschedl J., Harms U. Does motivation matter? – The relationship between teachers’ self-efficacy and enthusiasm and students’ performance // PLoS One. – 2018. – Vol. 13/11. – P. 0207252. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207252
  40. Uvarina N. V., Savchenkov A. V., Pakhtusova N. A., Gnatyshina E. A., Shumakova O. A. Aspects of the Problem of Forming Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment // JARDCS Journal of Advanced Research in Dynamical & Control Systems. – 2020. – Vol. 12 (Sp3). – P. 1206–1213. DOI: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201368   
  41. Gertsog G. A., Danilova V. V., Korneev D. N., Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2017. – Vol. 9 (1). – P. 301–311. DOI: https://doi.org/10.21659/rupkatha.v9n1.30  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31042795
  42. Alexander S. The Relationship among Teachers’ Self-Efficacy Beliefs, Student Motivation and Effective Teaching // UMT Education Review. – 2020. –Vol. 3 (2). – P. 47–64. DOI: https://doi.org/10.32350/uer.32.03
  43. Bromley M. Motivating your teachers // SecEd. – 2018. – Vol. 3. – P. 6-6. DOI: https://doi.org/10.12968/sece.2018.3.6  
  44. Odanga S. Strategies for Increasing Students’ Self-motivation // Asian Research Journal of Arts & Social Sciences. – 2018. – Vol. 6 (4). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.9734/ARJASS/2018/41354
  45. Barni D., Danioni F., Benevene P. Teachers’ Self-Efficacy: The Role of Personal Values and Motivations for Teaching // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 1645. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01645
  46. Воробьева М. А., Макарова Т. Д.  Факторы, влияющие на формирование самомотивации студентов направления обучения – государственное и муниципальное управление // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, № 2. – С. 166–172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35288214
  47. Zimmerman B. J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-Motivation for Academic Attainment: The Role of Self-Efficacy Beliefs and Personal Goal Setting // American Educational Research Journal. – 1992. – Vol. 29 (3). – P. 663–676. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312029003663
  48. Köpetz C. E., Lejuez C. W., Wiers R. W., Kruglanski A. W. Motivation and Self-Regulation in Addiction: A Call for Convergence // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. – 2013. – Vol. 8 (1). – P. 3–24. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691612457575
  49. Steinmayr R, Weidinger A. F., Schwinger M., Spinath B. The Importance of Students’ Motivation for Their Academic Achievement – Replicating and Extending Previous Findings // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 1730. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730         
  50. Ishak N. M., Yunus M. M., Rahman S. A., Mahmud Z. Effects of FLEP on Self-Motivation and Aspiration to Learn Among Low-Achieving Students: An Experimental Study across Gender // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol. 7. – P. 122–129. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.10.018
  51. Hornstra L., Mansfield C., van der Veen, I. Peetsma T., Volman M. Motivational teacher strategies: the role of beliefs and contextual factors // Learning Environments Research. – 2015. – Vol. 18 (3). – P. 363–392. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-015-9189-y 
  52. Bal-Taştan S., Mousavi Davoudi S. M., Masalimova A. R. D., Bersanov A. S., Kurbanov R. A., Boiarchuk A. V., Pavlushin A. A. The Impacts of Teacher’s Efficacy and Motivation on Student’s Academic Achievement in Science Education among Secondary and High School Students // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Vol. 14 (6). – P. 2353–2366. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/89579
  53. Topçu S, Leana-Taşcılar M. Z. The role of motivation and self-esteem in the academic achievement of Turkish gifted students // Gifted Education International. – 2016. – Vol. 34 (1). – P. 3–18. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429416646192
  54. Nyakundi E. N., Pamela A., Raburu P. A., Okwara O. M. Influence of Teacher Motivation to Academic Performance of Pupils in Primary Schools in Kenya // International Journal of Applied Psychology. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 74–79. DOI: https://doi.org/10.5923/j.ijap.20190902.04
  55. Moyano N., Quílez-Robres A., Cortés Pascual A. Self-Esteem and Motivation for Learning in Academic Achievement: The Mediating Role of Reasoning and Verbal Fluidity // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (14). – P. 5768. DOI: https://doi.org/10.3390/su12145768
Дата публикации 30.04.2021