Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 7–31
УДК: 
371

Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия

Мазниченко М. А. 1 (Сочи, Россия), Нескоромных Н. И. 2 (Сочи, Россия), Садилова О. П. 1 (Сочи, Россия), Бревнова С. В. 1 (Сочи, Россия), Григоращенко-Алиева Н. М. 1 (Сочи, Россия), Фоменко В. А. 1 (Сочи, Россия)
1 Сочинский государственный университет
2 Центр творческого развития и гуманитарного образования
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема недостаточного использования в образовательной практике возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций в решении актуальных задач работы с одаренными детьми. Цель исследования – определение механизмов выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия.
Методология. Для достижения цели выполнен обзор имеющихся исследований одаренности, выявления и поддержки одаренных детей, их организации средствами взаимодействия образовательных учреждений различных ступеней. Методом анкетирования проведена оценка руководящим составом и педагогами образовательных организаций эффективности проводимой работы по выявлению и поддержке одаренных детей. В анкетировании приняли участие 149 респондентов, представляющих 44 муниципалитета Краснодарского края: заместители директоров, методисты, педагоги общего и дополнительного образования. Выполнен анализ официальных сайтов вузов с целью обобщения существующего опыта организации их взаимодействия с общеобразовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей. Для преодоления выявленных проблем в работе с одаренными детьми разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза с образовательными организациями.
Результаты. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты: (1) выявлены ключевые проблемы организации работы с одаренными детьми: выпадение из поля внимания педагогов ряда детей с проявлениями специальной одаренности; развитие повышенных способностей одаренных детей вне связи с будущей профессиональной деятельностью; недостаточное внимание к решению задач воспитания и социализации одаренных детей; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования; (2) разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза и образовательных организаций, направленная на решение выявленных проблем; (3) определены механизмы выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия через включение детей с проявлениями 9 видов одаренности (академической (интеллектуальной), технической, предпринимательской, коммуникативной, лидерской, эмоциональной, спортивной, одаренности в искусствах, одаренности в ремеслах) в соответствующие им виды профессионально-ориентированной деятельности (учебно-научной, технического проектирования, бизнес-проектирования, общения с клиентом, управленческой, волонтерской, спортивной, художественного творчества, производственной) с использованием инфраструктуры и кадрового потенциала опорного вуза.
Заключение. Проведенное исследование дает основание заключить, что выявление и поддержку детской одаренности необходимо осуществлять в тесной связи с профессиональной ориентацией с учетом потребностей регионального рынка труда. Эффективным средством решения такой задачи выступает сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей с опорным вузом, основанное на использовании его инфраструктуры и кадрового потенциала.

Ключевые слова: 

одаренные дети; организация работы с одаренными детьми; оценка работы с одаренными детьми; педагоги образовательных организаций; поддержка одаренных детей; сетевое взаимодействие; модель сетевого взаимодействия.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:45741066

Библиографическая ссылка:
Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И., Садилова О. П., Бревнова С. В., Григоращенко-Алиева Н. М., Фоменко В. А. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 7–31. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.01
Список литературы: 
  1. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 2. – С. 14–21. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38250918
  2. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 2. – С. 15–26. DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959200029815 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37137953
  3. Smedsrud J. Explaining the variations of definitions in gifted education // Nordic Studies in Education. – 2020. – Vol. 40 (1). – Р. 79–97. DOI: https://doi.org/10.23865/NSE.V40.2129
  4. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2014. – № 4. – С. 99–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22653852
  5. Heyd-Metzuyanim E., Hess-Green R. Valued Actions and Identities of Giftedness in a Mathematical Camp // International Journal of Science and Mathematics Education. – 2020. – Vol. 18 (7). – Р. 1311–1331. DOI: https://doi.org/10. 1007/s10763-019-10013-4
  6. Kuular D. O., Ragulina M. I., Lapchik M. P. Future teachers' training in identification and development of IT giftedness at schools of the Republic of Tyva // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12 (9). – Р. 1659–1669. DOI: https://doi.org/10.17516/1997–1370–0483 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41123187
  7. Игна О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10. – С. 109–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18237104
  8. Самсонова Н. В., Будоян Е. А. Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 203–214. – DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.17 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652640
  9. Gali G. V., Fakhrutdinova A. V., Gali A. I. Methods of foreign language teaching to linguistically gifted students // International Journal of Higher Education. – 2019. – Vol. 8 (8). – Р. 1–4. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v8n8p1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43253914
  10. Мерзон Е. Е., Шатунова О. В., Штерц О. М. Понятие и структура технической одаренности личности // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 179–185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992715
  11. Sheymardanov S., Shatunova O., Shterts O. Developing Girls' Technical Giftedness and Supporting Their Resilience // ACM International Conference Proceeding Series. – 2020. – Р. 31–34. DOI: https://doi.org/10.1145/3399971.3399982
  12. Reutlinger M., Pfeiffer W., Stoeger H., Vialle W., Ziegler A. Domain-Specificity of Educational and Learning Capital: A Study with Musical Talents // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.561974
  13. Yu J. The Exploration of the Construction of University Art Talent Information Platform Guided by Students' Personalized Development // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – Vol. 1578 (1). – P. 012083. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1578/1/012083
  14. Bjørndal C. T., Ronglan L. T. Engaging with uncertainty in athlete development–orchestrating talent development through incremental leadership // Sport, Education and Society. – 2021. – Vol. 26 (1). – Р. 104–116. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2019.1695198
  15. Киселева Т. Г. Психодиагностический инструментарий оценки социальной одаренности детей // Ярославский педагогический вестник – 2014. – Т. 2, № 3. – С. 228–233. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22285112
  16. Renzulli J. S., Reis S. M. A virtual learning application of the schoolwide enrichment model and high-end learning theory // Gifted Education International. – 2012. – Vol. 28 (1). – Р. 19–40. DOI: https://doi.org/10.1177/02614294 11424382
  17. Shaunessy-Dedrick E., Evans L., Ferron J., Lindo M. Effects of a differentiated reading approach among gifted and general education students // Gifted Child Quarterly. – 2015. – Vol. 59 (2). – Р. 91–107. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986214568718
  18. Bulut A. S., Yıldız A., Baltacı S. A comparison of mathematics learning approaches of gifted and non-gifted students // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. – 2020. – Vol. 11 (2). – Р. 461–491. DOI: https://doi.org/10.16949/turkbilmat.682111
  19. Callahan C. M., Moon T. R., Oh S., Azano A. P., Hailey E. P. What works in gifted education: Documenting effects of an integrated curricular/instructional model // American Educational Research Journal. – 2015. – Vol. 52. – Р. 1–31. DOI:  https://doi.org/10.3102/0002831214549448 
  20. Kahveci N. G., Atalay Ö. Use of integrated curriculum model (ICM) in social studies: Gifted and talented students’ conceptions // Eurasian Journal of Educational Research. – 2015. – Vol. 15 (59). – Р. 91–112. DOI:  http://dx.doi.org/10.14689/ejer.2015.59.6
  21. Gallagher S. A., Gallagher J. J. Using problem-based learning to explore unseen academic potential // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. – 2013. – Vol. 7 (1). – Р. 111–131. DOI: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1322
  22. Horak A. K., Galluzzo G. R. Gifted middle school students’ achievement and perceptions of science classroom quality during problem-based learning // Journal of Advanced Academics. – 2017. – Vol. 28 (1). – Р. 28–50. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1932202X16683424
  23. Bildiren A., Kargın T. The effects of project based approach in early intervention program on the problem solving ability of gifted children // Egitim ve Bilim. – 2019. – Vol. 44. – Р. 343–360. DOI: https://doi.org/10.15390/EB.2019.7360
  24. Korucu A. Т., Alkan A. Comparative study models used in the education of the gifted Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – Р. 4159–4164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.218
  25. Plucker J. A., Barber H. Talent Development Plans Help Guide Consistent, Equitable Service Delivery // Gifted Child Today. – 2021. – Vol. 44 (1). – Р. 39–43. DOI: https://doi.org/10.1177/1076217520963673
  26. Casino-García A. M., Llopis-Bueno M. J., Llinares-Insa L. I. Emotional intelligence profiles and self-esteem/self-concept: An analysis of relationships in gifted students // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18 (3). – Р. 1006. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031006
  27. Llinares-Insa L. I., Casino-García A. M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: A model of relationships. Impact of giftedness // Sustainability (Switzerland). – 2020. – Vol. 12 (21). – Р. 8810. DOI: https://doi.org/10.3390/su12218810
  28. de Oliveira A. P., Capellini V. L. M. F., Rodrigues O. M. P. R. High abilities/giftedness: Social skills intervention with students, parents/guardians and teachers // Revista Brasileira de Educacao Especial. – 2020. – Vol. 26 (1). – Р. 103–118. DOI: https://doi.org/10.1590/s1413-65382620000100008
  29. Bildiren A., Fırat T. Giftedness or disability? Living with paradox // Education 3-13. – 2020. – Vol. 48 (6). – Р. 746–760. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2020.176185
  30. Akgül G. Teachers’ metaphors and views about gifted students and their education // Gifted Education International. – 2021. – Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429421988927
  31. Haataja E., Laine A., Hannula M. S. Educators’ perceptions of mathematically gifted students and a socially supportive learning environment – A case study of a Finnish upper secondary school // LUMAT. – 2020. – Vol. 8 (1). – Р. 44–66. DOI: https://doi.org/10.31129/LUMAT.8.1.1368
  32. Weyns T., Preckel F., Verschueren K. Teachers-in-training perceptions of gifted Children's characteristics and teacher-child interactions: An experimental study // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 97. – P. 103215. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103215
  33. Matheis S., Keller L. K., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers’ beliefs about student characteristics in Australia // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2020. – Vol. 48 (2). – Р. 213–232. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029
  34. Barrera-Algarín E., Sarasola-Sánchez-Serrano J. L., Fernández-Reyes T., García-González A. Deficit in teachers and educators’ training on intellectual giftedness: A handicap for elementary education in Andalusia // Revista de Investigacion Educativa. – 2021. – Vol. 39 (1). – Р. 209–226. DOI: https://doi.org/10.6018/rie.422431
  35. Assouline S. G., Lupkowski-Shoplik A. The Talent Search Model of Gifted Identification // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2012. – Vol. 30 (1). – P. 45–59. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282911433946   
  36. Ратнер Ф. Л., Губайдуллина Р. Н. Проблемы и барьеры одаренных детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 5. – С. 105–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21570993
  37. Червонный М.  А., Власова А. А., Швалёва Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 188–193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17886051
  38. Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И., Краса Е. А., Молчанюк К. Н. Сценарный метод психолого-педагогической поддержки одарённых детей // Школьные технологии. – 2020. – № 5. – С. 45–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44252910
Дата публикации 30.04.2021