Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 1, С. 110–123
УДК: 
101+378

Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка

Бегалинов А. С. 1 (Алматы, Казахстан), Ашилова М. С. 2 (Алматы, Казахстан), Бегалинова К. К. 3 (Алматы, Казахстан)
1 Международный университет информационных технологий, старший преподаватель
2 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай ха-на
3 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование существенных проблем высшего образования в постковидную эпоху и необходимости трансформации образования соответственно тенденциям цифровизации. Цель статьи – определить образ современного высшего образования в постковидную эпоху, предполагающий формирование и развитие мышления нового порядка.
Методология. Анализ высшего образования в постковидную эпоху предполагает использование целого ряда общефилософских принципов и методов исследования, как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, диалектический, системный, структурно-функциональный методы, а также ценностно-семантические, компетентностные и иные подходы, включающие и глобально-культурологические концепции Б. Холмберга, С. Джармона и других, которые позволяют конструировать образ современного высшего образования в постковидную эпоху. Для достижения цели были использованы монографические работы ведущих зарубежных и российских ученых по проблемам цифровизации образования.
Результаты. Представлено понимание роли и места высшего образования в условиях пандемии коронавируса, которая широко распространившись по всему миру в начале 2020 года, серьезно сказалась на сфере образования. Она привела к практически полной парализации школ, колледжей и университетов. Процесс, который, только на первый взгляд, кажется временным, на деле вызывает серьезные опасения ученого сообщества глубокими социально-экономическими последствиями и новым витком мирового образовательного кризиса. Пандемия COVID-19 пошатнула самые основы образования: его возможность быть. Думается, что сегодня важно не только переосмыслить проблемы новых цифровых, онлайновых и педагогических возможностей современного образования, но и саму сущность образования, его основные цели и новую миссию. Прослеживая научно-исследовательскую литературу последнего времени, приходит понимание, что образования, которое было до пандемии – уже не будет никогда. Формируется новый тип образования, и от усилий современных ученых и педагогов зависит, каким оно будет, каковы будут его устои, ценности и смысл. В статье представлен анализ и обобщение основных трендов сферы образования в постковидную эпоху через работы ведущих российских и зарубежных философов и теоретиков образования.
Заключение. Обосновано, что пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на развитие системы высшего образования, которая диктует необходимость ее коренной модернизации. Доказано, что в постковидную эпоху высшее образование кардинально изменит свою сущность, содержание и формы. При этом необходимо придерживаться гибкого синтеза в развитии инновационных и традиционных педагогических технологий, способов.

Ключевые слова: 

философия образования; пандемия; высшее образование; дистанционное образование; трансформация образования; постковидное образование.

URL WoS/RSCI:https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44849696

Библиографическая ссылка:
Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 110–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07
Список литературы: 
  1. Gaddén G. Hermods 1898–1973. – Malmö: Hermods, 1973. – 344 p.
  2. Keegan D. Six distance education theorists. – Hagen: FernUniversität, ZIFF, 1983. – 285 p.
  3. Keegan D. The future of learning: from eLeaning to mLearning. – Hagen: FernUniversität, 2002.  – 198 p.
  4. Garrison R. Theoretical challenges for distance education in the 21st century: A shift from structural to transactional issues // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2000. – Vol. 1 (1). – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v1i1.2
  5. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35534378
  6. Клочкова Е. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации  // Открытое образование. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 13–22. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39534306
  7. Литвак Н. В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. –2018. – № 2–3. – С. 156–163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36763140
  8. Lissitsa S., Chachashvili-Bolotin S., Bokek-Cohen Ya. Digital skills and extrinsic rewards in late career // Technology in Society. – 2017. – Vol. 51. – P. 46–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2017.07.006
  9. Pyari D. Theory and Distance Education: At a Glance // 5th International Conference on Distance Learning and Education IPCSIT. – Singapore: IACSIT Press, 2011. – Vol. 12.
  10. Jarmon C. Fundamentals of Designing a Distance Learning Course: Strategies for Developing an Effective distance Learning Experience // Teaching at a Distance: A Handbook for Instructors. – 1999. – pp. 1–14.
  11. Смирнова В. А. Особенности формирования современных информационно-образовательных сред // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 6. – С. 38–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25588750
  12. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education // D. Sewart & B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. – London: Croom Helm, 2003. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003033950-10 ISBN(s): 978-1-00303-395-0
  13. Peters O. Distance education in a post-industrial society. In: Keegan, D. (Ed.), Theoretical Principles of Distance Education. 1993. – Routledge, London, pp. 39–58.
  14. Moore G. Toward a theory of independent learning and teaching // Journal of Higher Education: International Perspectives. – 1973. – Vol. XLIV(12). – Р. 661–679.
  15. McCulloch G. Covid-19, education and the new abnormal // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol.  52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  16. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol.  52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  17. Gorur R. Course correction: Disciplines in the post-COVID world // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020.  – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  18. Barnett R. The risk of digital reason: Fearing interactive technologies in higher education // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  19. Burbules N. Lessons from the coronavirus: What we are learning about online learning Nicholas // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  20. Kalantzis M., Cope B. After the COVID-19 crisis: Why higher education may (and perhaps should) never be the same // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19.  – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  21. Peters M. A., Rizvi F., McCulloch G., Gibbs P., Gorur R., Hong M., Hwang Y., Zipin L., Brennan M., Robertson S., Quay J., Malbon J., Taglietti D., Barnett R., Chengbing W., McLaren P., Apple  R., Papastephanou M., Burbules N., … Misiaszek L.. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19n // Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol.  52.  DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  22. Уильям М.-Н.В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI–XX веках / пер. с англ. Т. Ованнисяна. – М.: «Территория будущего», 2008. – 456 с.
  23. Hargittai E. Second-level digital divide: Differences in people's online skills // First Monday. – 2002. – Vol. 7 (4). – P. 245–256. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199589074.013.0007 
  24. Hargittai E., Hsieh Y. P. Digital Inequality. – Chapter 7 in The Oxford Handbook of Internet Studies / Edited by William H. Dutton. – Oxford UK: Oxford University Press, 2013. – 250 p. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199589074.013.0007
  25. Kaplan A., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. – 2016. – Vol. 59 (4). – P. 441–450. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.008  
  26. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 45–58. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130089
Дата публикации 28.02.2021