Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 3, С. 82–106
УДК: 
159.923+371

Рефрейминг как дидактическая технология инициации смыслового выбора

Мироненкова Н. Н. 1 (Новочеркасск, Россия), Абакумова И. В. 2 (Ростов-на-Дону, Россия)
1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
2 Донской государственный технический университет (ДГТУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлена проблема формирования ценностно-смысловой сферы учащихся посредством ситуаций смыслового выбора как первого момента смыслообразования и применения соответствующих психологических технологий. Цель статьи – выявить особенности применения рефрейминга как технологии инициации смыслового выбора учащихся с целью повышения внутренней мотивации и развития их ценностно-смысловой сферы.

Методология. Исследование выстраивалось авторами в контексте смыслоцентрированного и психосемантического подходов. Для реализации поставленной цели авторы применили методы контент-анализа, системного, сравнительно-сопоставительного, терминологического анализа, обобщения и систематизации.

Результаты. Обоснована необходимость применения технологии рефрейминга в рамках учебного процесса. Выявлены основные виды рефрейминга, которые возможно реализовать в контексте смыслоцентрированного подхода в обучении: рефрейминг смысла, рефрейминг контекста. Обобщаются необходимые условия реализации технологии рефрейминга, влияющие на инициирование смыслов учащегося. К данным условиям авторы относят направленность на сенсорную систему обучающегося, опору на субъективный опыт учащегося, использование коммуникации (вербальной и невербальной), устремленность в будущее. Авторами выделяются влияющие на инициирование смыслов учащегося убеждающие приемы и техники, включая лингвистические конструкты.

Заключение. В заключении подчеркивается потенциал технологии рефрейминга в образовательном процессе как технологии психолого-педагогической поддержки и технологии, направленной на повышение внутренней мотивации учащихся.

Ключевые слова: 

рефрейминг; шестишаговая модель; рефрейминг смысла; рефрейминг контекста; сенсорная система; матафоры; аффирмации.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233036

Библиографическая ссылка:
Мироненкова Н. Н., Абакумова И. В. Рефрейминг как дидактическая технология инициации смыслового выбора // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 82–106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.05
Список литературы: 
  1. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП: монография. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 256 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20112947
  2. Kumar A., Supriya P. Impact of Neuro Linguistic Programming on Social Communities through Visual Kinesthetic Dissociation // International Journal of Computer Applications. – 2020. – Vol. 176 (13). – P. 40–44. DOI: https://doi.org/10.5120 / ijca2020920101  
  3. Tversky A., Kahneman D. The Framing of Decisions and the Psychology of Choice // Science, New Series. – 1981. – Vol. 211 (4481). – P. 453–458. DOI: https://doi.org/10.1126/science.7455683
  4. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 4. – С. 31–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17315914
  5. Mukherjee M., Ramirez R., Cuthbertson R. Strategic reframing as a multi-level process enabled with scenario research // Long Range Planning. – 2020. – Vol. 53 (5). – P. 101933. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.lrp.2019.101933
  6. Luoma J., Martela F. A. Dual-processing view of three cognitive strategies in strategic decision making: Intuition, analytic reasoning, and reframing // Long Range Planning. – 2021. – Vol. 54 (3). – P. 102065. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.lrp.2020.102065
  7. Цукарев С. С., Макурина Ю. А., Шибаева С. С. Рефрейминг как главный инструмент управления поведением работников агропромышленного комплекса в начале структурных адаптаций // Проблемы управления (Минск). – 2016. – № 4. – С. 92–97. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26731861
  8. Болмэн Л. Д., Дил Т. Е. Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм: монография. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 625 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19674552
  9. Молчанова Г. Г. Когнитивный рефрейминг как эффективное средство предвыборной аргументации (сопоставительный аспект) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 3. – С. 7–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30102131

10. Zeng W. H., Burgers C., Ahrens K. Framing metaphor use over time: ‘Free Economy’ metaphors in Hong Kong political discourse (1997–2017) // Lingua. –2021. – Vol. 252. – P. 102955. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lingua.2020.102955 

11. Сокол А. Ф., Шурупова Р. В. Эффект фрейминга и его влияние на принятие решений в медицине (по концепции Д. Канемана и А. Тверски). // Медицинский совет. – 2017. – № 6. – С. 166–168. DOI: https://doi.org/10.21518/2079-701X-2017-6-166-168  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29430579

12. Одегова И. Рефрейминг в детской стоматологии // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. – Т. 18, № 5. – С. 64–66. DOI: https://doi.org/10.25636/PMP.3.2018.5.12  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37027447

13. Reed P. Child behaviour problems moderate effectiveness of coping strategies except for reframing for mothers of children with ASD // Research in Autism Spectrum Disorders. – 2020. – Vol. 76. – P. 101589. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2020.101589

14. Locke S. R., McKay R. C., Jung M. E. “I’m just too busy to exercise”: Reframing the negative thoughts associated with exercise-related cognitive errors // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol. 43. – P. 279–287. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.03.011

15. Одинцова И. В. Фрейм, фрейминг и рефрейминг в лингводидактике // Мир русского слова. – 2012. – № 1. – С. 73–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17854671

16. Kudliskis V. Teaching assistants, neuro-linguistic programming (NLP) and special educational needs: ‘reframing’ the learning experience for students with mild SEN // Pastoral Care in Education. – 2014. – Vol. 32 (4). – P. 251–263. DOI: https://doi.org/10.1080/02643944.2014.960533

17. Lashkarian A., Sayadian S. The Effect of Neuro Linguistic Programming (NLP) Techniques on Young Iranian EFL Learners’ Motivation, Learning Improvement, and on Teacher's Success // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 199. – P. 510–516. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.540

18. Savardelavar M., Kuan G. The use of neuro-linguistic programming as an educational-therapeutic programme: two case studies // Education in Medicine Journal. – 2017. – Vol. 9 (1). – P. 49–58. DOI: https://doi.org/10.21315/eimj2017.9.1.5

19. Kotera Y. A qualitative investigation into the experience of neuro-linguistic programming certification training among Japanese career consultants // British Journal of Guidance & Counselling. – 2018. – Vol. 46 (1). – P. 39–50. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2017.1320781

20. Тамочкина О. А. Проект, фрейминг, рефрейминг, прайминг как психолого-педагогический инструментарий в модели развития творческого потенциала студентов вуза // Вестник Университета Российской академии образования. – 2019. – № 2. – С. 33–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39202040

21. Keezhatta M. The Impact of Neuro-Linguistic Programming on English Language Teaching: Perceptions of NLP-Trained English Teachers // International Journal of English Linguistics. – 2019. – Vol. 9 (6). – P. 454–465. DOI: https://doi.org/10.5539/ijel.v9n6p454

22. Hilppö J., Stevens R. “Failure is just another try”: Re-framing failure in school through the FUSE studio approach // International Journal of Educational Research. – 2020. – Vol. 99. – P. 101494. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.10.004

23. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 40. – С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23593079

24. Мироненкова Н. Н. Ассоциации и их влияние на ценностно-смысловой выбор учащихся // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 6–1. – С. 201–205. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-201-205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28104408

25. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Ермаков П. Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: монография. – М.: Кредо, 2016. – 234 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25571204

26. Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В., Абакумова И. В. Диалог как дидактическая инициация смыслообразования учащихся в практике образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68–3. – С. 324–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44325507

27. Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации как тип взаимодействия учителя и учащихся в «Нашей новой школе» // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11, № 3. – С. 49–57. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2014.3.5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21999073

28. Бредихин С. Н. Когнитивно-семантическая модель параметрированной актуализации фразовой основы // Когнитивные исследования языка. – 2017. – № 30. – С. 419–422. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30280457

29. Мантуров О. С. Стратегии воображаемого: виртуальное реальное // Ценности и смыслы. – 2015. – № 3. – С. 66–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23907363

30. Alladin A. The Power of Belief and Expectancy in Understanding and Management of Depression // The American journal of clinical hypnosis. – 2013. – Vol. 55 (3). – P. 249–271. DOI: https://doi.org/10.1080/00029157.2012.740607

31. Гридасов А. П., Захарова Т. И., Ляндау Ю. В., Садыкова К. В., Стюрина Д. Е. Убеждения и их влияние на поведение людей // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 3. – С. 109–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764948

32. Cawood J. S. A Threat and Violence Interventions: The Effective Application of Influence. Monograph. – Academic Press, 2021. – 192 p. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818425-7.09989-2

33. Мироненкова Н. Н. Многоуровневая структура опыта учащегося в контексте смыслообразования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – № 2. – С. 43–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23714774

34. Kudliskis V. Neuro-linguistic programming and altered states: Encouraging preparation for learning in the classroom for students with special educational need // British Journal of Special Education. – 2013. – Vol. 40 (2). – P. 86–95. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12020 

35. Pishghadam R., Shayesteh S. Neuro-linguistic Programming (NLP) for Language Teachers: Revalidation of an NLP Scale // Theory and Practice in Language Studies. – 2014. – Vol. 4 (10). – P. 2096–2104. DOI: https://doi.org/10.4304/tpls.4.10.2096-2104

36. Hedayat N., Raissi R., Asl S. A. Neuro-linguistic programming and its implications for English language learners and teachers // Theory and practice in language studies. – 2020. – Vol. 10 (9). – P. 1141–1147. DOI: https://doi.org/10.17507/tpls.1009.19

37. Kotera Y., Sheffield D. Disney strategy for Japanese university students' career guidance: a mixed methods pilot study // Journal of the National Institute for Career Education and Counselling. – 2017. – Vol. 38 (1). – P. 52–61. DOI: https://doi.org/10.20856/jnicec.3808

38. Kotera Y., Van Gordon W. Japanese managers’ experiences of neuro-linguistic programming: a qualitative investigation // The Journal of Mental Health Training, Education and Practice. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 174–185. DOI: https://doi.org/10.1108/JMHTEP-06-2018-0033

39. Jain G., Gaeth G. J., Nayakankuppam D., Levin I. P. Revisiting attribute framing: The impact of number roundedness on framing // Organizational Behavior and Human Decision Processes. – 2020. – Vol. 161. – P. 109–119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2020.04.006

40. Budiman A., Frankovský M., Birknerová Z., Benková E., Rajiani I. Identification of attributes of neuro-linguistic programming (NLP) structure with the focus on communication and techniques of its implementation in managerial work // Polish Journal of Management Studies. – 2018. – Vol. 17 (2). – P. 41–51. DOI: https://doi.org/10.17512/pjms.2018.17.2.04

41. Neudecker N., Esch F.-R., Schaefers T., Valussi S. Message reframing in advertising // Psychology & Marketing. – 2014. – Vol. 31 (11). – P. 946–957. DOI: https://doi.org/10.1002/mar.20745

42. Yazici G., Erdogan Z., Bulut H., Ay A., Kalkan N., Atasayar S., Yuksekkaya S. E. The Use of Complementary and Alternative Medicines Among Surgical Patients: A Survey Study // Journal of PeriAnesthesia Nursing. – 2019. –Vol. 34 (2). –P. 322–329. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jopan.2018.04.007

43. Long N. J. Accept and utilize: alternative medicine, minimality, and ethics in an Indonesian healing collective // Medical anthropology quarterly. – 2018. – Vol. 33 (3). – P. 327–344. DOI: https://doi.org/10.1111/maq.12448

44. Lambert N. M., Fincham F. D., Stillman T. F. Gratitude and depressive symptoms: The role of positive reframing and positive emotion // Cognition and Emotion. – 2012. – Vol. 26 (4). – P. 615–633. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2011.595393

45. Armenta C. N., Fritz M. M., Lyubomirsky S. Functions of Positive Emotions: Gratitude as a Motivator of Self-Improvement and Positive Change // Emotion Review. – 2017. – Vol. 9 (3). – P. 183–190. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073916669596

46. Watkins P. C., Cruz L., Holben H., Kolts R. L. Taking care of business? Grateful processing of unpleasant memories // The Journal of Positive Psychology. – 2008. – Vol. 3 (2). – P. 87–99. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760701760567

47. Pillay N, Park G., Kim Y. K., Lee S. Thanks for your ideas: Gratitude and team creativity // Organizational Behavior and Human Decision Processes. – 2020. – Vol. 156. – P. 69–81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2019.11.005

48. Абакумова И. В., Мироненкова Н. Н., Пеньков Д. В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16, № 2. – С. 63–80. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.4 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41102102

49. Ермолаева Е. В. Языковые и внеязыковые приемы в стратегиях и тактиках нейролингвистического программирования // Universum: филология и искусствоведение. – 2014. – № 11 – С. 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22515588

50. Зорина Е. С., Зеленов А. А. Психологические основы смыслотехник как современных образовательных методов // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, №. 1. – С. 76–84. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.1.6  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26002164

51. Abakumova I. V., Zorina E. S. Sense-making techniques in educational process and their impact on the personal characteristics of students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2017. – Vol. 5 (2). – P. 41–46. DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1702041A  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30778035

52. Ruppert J. C., Eiroa-Orosa F. J. Positive visual reframing: a randomised controlled trial using drawn visual imagery to defuse the intensity of negative experiences and regulate emotions in healthy adults // Anales de Psicologia. – 2018. – Vol. 34 (2). – P. 368–377. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.34.2.286191

53. Яноу Д., ван Хульст М., Ткачева К., Вахштайн В. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. – 2011. – Т. 10, № 1–2. – С. 87–113. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16561057

54. Скрынникова И. В. Манипулятивный потенциал метафоры в опосредованной политической коммуникации // Когнитивные исследования языка. – 2018. – № 34. – С. 425–428. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36423761&

55. Кураш С. Б. Аматов А. М. Свищёв Г. В. Военная метафора в политическом дискурсе: тактика и стратегия // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2018. – Т. 4, № 2. – С. 12–20. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8912-2018-4-2-0-2 URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35394055

56. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: монография. М.: УРСС. – 2004. – 256 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19787071

57. Кокоева Р. Т. Терапевтическая метафора как метод в индивидуальной работе психолога // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1562. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22878883

58. Майданов А. С. Конструирование метафор и мифов и их истолкование // Философская мысль. – 2015. – № 4. – С. 79–225. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2015.4.15298 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23465518

59. Thibodeau P. H., Hendricks R. K., Boroditsky L. How Linguistic Metaphor Scaffolds Reasoning // Trends in Cognitive Sciences. – 2017. – Vol. 21 (11). – P. 852–863. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.07.001

60. Болдырева В. А. Классификация приёмов НЛП с экспликацией пространства модальности в политическом дискурсе // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2020. – № 13. – С. 155–162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42585207

61. Абакумова И. В., Годунов М. В., Гурцкой Д. А. Смысловой выбор как психологическая проблема // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2019. – Т. 29, № 4. – С. 413–420. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-4-413-420  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41653658

62. Шелестюк Е. В., Галущак М. В. Особенности аффирмаций как способа речевого воздействия // Вестник Курганского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 110–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36920021

63. Cohen G. L., Sherman D. K. The psychology of change: self-affirmation and social psychological intervention // Annual review of psychology. – 2014. –Vol. 65 (1). – P. 333–371. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115137

64. Liu C.-H., Huang P.-S. Beneficial effects of self-affirmation on motivation and performance reduced in students hungry for others’ approval // Contemporary Educational Psychology. – 2019. – Vol. 56. – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.10.008

65. Lokhande M., Müller T. Double jeopardy – Double remedy? The effectiveness of self-affirmation for improving doubly disadvantaged students' mathematical performance // Journal of School Psychology. – 2019. – Vol. 75. – P. 58–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.07.006

66. Полуйкова С. Ю. Стратегии фреймирования и рефреймирования в современном просветительском дискурсе // Филоlogos. – 2011. – № 4. – С. 18–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17702884

67. Абакумова И. В., Годунов М. В. Смысловой диссонанс как психологическая проблема // Вестник психотерапии. – 2019. – № 72. – С. 113–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41576031&

68. Zepeda C. D., Martin R. S., Butler A. C., Motivational Strategies to Engage Learners in Desirable Difficulties // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – 2020. – Vol. 9 (4). – P. 468–474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2020.08.007

 

Дата публикации 30.06.2021