Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 3, С. 42–57
УДК: 
159.99+37.032

Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности

Морозова И. С. 1 (Кемерово, Россия), Каргина А. Е. 1 (Кемерово, Россия), Гриненко Д. Н. 1 (Кемерово, Россия), Медовикова Е. А. 1 (Кемерово, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования психологической безопасности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки в вузе посредством развития самоуправляющих механизмов личности. Цель статьи – определить особенности формирования психологической безопасности у студентов вуза посредством развития самоуправляющих механизмов личности.

Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе, «Способы преодоления негативных ситуаций» С. С. Гончаровой, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (адаптация Т. А. Крюковой), Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева). Выборку составили 50 респондентов выпускного курса. Результаты исследования проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью t-критерия.

Результаты. Основные результаты заключаются в том, что определено содержательное наполнение понятия «формирование психологической безопасности в процессе профессиональной подготовки» как целенаправленного, управляемого взаимодействия субъектов образовательных отношений, в результате которого обеспечивается систематизация представлений о психологической безопасности, допустимых и приемлемых способах управления своей активностью с учетом специфики ситуации жизнедеятельности. Доказано, что обогащение опыта рефлексии выступает продуктом функционирования самоуправляющих механизмов личности студентов. Установлено, что использование технологии рефлексивных семинаров в процессе профессиональной подготовки обеспечивает формирование психологической безопасности личности будущих специалистов промышленных предприятий.

Заключение. В заключении делаются выводы о том, что после участия в рефлексивных семинарах студенты выпускного курса демонстрируют детальный подход к анализу событий окружающей действительности, ставят четкие цели и продумывают планы действий, самостоятельно принимают решения, оптимально реагируют на возникающие трудности, что является критериями сформированности психологической безопасности личности. Авторами отмечается, что результаты исследования могут быть использованы специалистами при разработке программ формирующего воздействия в процессе профессиональной подготовки студентов вуза с целью повышения уровня психологической безопасности личности обучающихся.

Ключевые слова: 

профессиональная подготовка; психологическая безопасность личности; образовательный процесс; студенты; выбор способов принятия решения; психолого-педагогическое воздействие; рефлексивные семинары.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233034

Библиографическая ссылка:
Морозова И. С., Каргина А. Е., Гриненко Д. Н., Медовикова Е. А. Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.03
Список литературы: 
  1. Kraiger K., Ford J. K. The Science of Workplace Instruction: Learning and Development Applied to Work // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 45–72. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-060109
  2. Hazan Liran B., Miller P. The Role of Psychological Capital in Academic Adjustment Among University Students // Journal of Happiness Studies. – 2019. – Vol. 20 (1). – P. 51–65. DOI:  https://doi.org/10.1007/s10902-017-9933-3
  3. Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 12–23. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2018140202  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35126143
  4. Лавриненко С. В. Подходы к оптимизации профессиональной подготовки студентов технического вуза // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. – T. 8, № 7. – С. 175–192. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-7-175-192  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30487254
  5. Baluku M. M., Mugabi E. N., Nansamba J., Matagi L., Onderi P., Otto K. Psychological Capital and Career Outcomes among Final Year University Students: the Mediating Role of Career Engagement and Perceived Employability // International Journal of Applied Positive Psychology. – 2021. – Vol. 6 (1). – P. 55–80. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-020-00040-w
  6. Kuk A., Guszkowska M., Gala-Kwiatkowska A. Changes in emotional intelligence of university students participating in psychological workshops and their predictors // Current Psychology. – 2019. – Vol. 40 (4). – P. 1864–1871. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-0115-1
  7. Гилемханова Э. Н. Взаимосвязь социально-психологической безопасности и эффективности обучения в контексте анализа образовательной среды муниципальных территориальных единиц // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 68–78. DOI: https://doi.org/10.26907/esd14.2.06  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212238
  8. Segerstrom S. C., Smith G. T. Personality and Coping: Individual Differences in Responses to Emotion // Annual Review of Psychology. – 2019. – Vol. 70 (1). – P. 651–671. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102917
  9. Пухарева Т. С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности // Психолог. – 2016. – № 2. – С. 9–19. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8701.2016.2.19195  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26183299 

10. Ford J. K., Baldwin T. T., Prasad J. Transfer of Training: The Known and the Unknown // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 5 (1). – P. 201–225. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104443

11. Andrews M. E., Borrego M., Boklage A. Self-efficacy and belonging: the impact of a university makerspace // International Journal of STEM Education. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 24. DOI:  https://doi.org/10.1186/s40594-021-00285-0

12. Hernandez D., Jacomino G., Swamy U., Donis K., Eddy S. L. Measuring supports from learning assistants that promote engagement in active learning: evaluating a novel social support instrument // International Journal of STEM Education. – 2021. – Vol. 8. – P. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00286-z

13. Eby L. T., Robertson M. M. The Psychology of Workplace Mentoring Relationships // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 75–100. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-044924

14. Raettig T., Weger U. Learning as a Shared Peak Experience: Interactive Flow in Higher Education // International Journal of Applied Positive Psychology. – 2018. – Vol. 2 (1–3). – P. 39–60. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-018-0011-9

15. Salas E., Bisbey T. M., Traylor A. M., Rosen M. A. Can Teamwork Promote Safety in Organizations? // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2020. – Vol. 7 (1). – P. 283–313. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-045411

16. Auzoult L., Priolo D., Blanchet C., Guilbert L. Self- and Coregulation of Health and Performance at Workplace // Psychological Studies. – 2021. – Vol. 66 (1). – P. 14–25. DOI: https://doi.org/10.1007/s12646-020-00570-y

17. Подымова Л. С., Подымов Н. А., Алисов Е. А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4. – С. 663–680. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36546000

18. Zapf D., Kern M., Tschan F., Holman D., Semmer N. K. Emotion Work: A Work Psychology Perspective // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 139–172. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-062451

19. Hobfoll S. E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 5 (1). – P. 103–128. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640

20. O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. М. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 663–688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331

21. Haslam C., Haslam S. A., Jetten J., Cruwys T., Steffens N. K. Life Change, Social Identity, and Health // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 635–661. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-060120-111721

22. Hall D. T. (Tim), Yip J., Doiron K. Protean Careers at Work: Self-Direction and Values Orientation in Psychological Success // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 5 (1). – P. 129–156. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104631

23. Duckworth A. L., Taxer J. L., Eskreis-Winkler L., Galla B. M., Gross J. J. Self-Control and Academic Achievement // Annual Review of Psychology. – 2019. – Vol. 70 (1). – P. 373–399. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-103230

24. Харламенкова Н. Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 1. – С. 28–37. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37109784

25. Медовикова Е. А., Морозова И. С. Обеспечение безопасности производственной деятельности персонала угледобывающих предприятий: учет индивидуальных особенностей, стимулирование мотивации, обучение приемам саморегуляции // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 5. – С. 526–532. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p526-532 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43056283

26. Базаров Т. Ю., Парамузов А. В. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» // Организационная психология. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 57–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39387396

27. Каргина А. Е., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Гриненко Д. Н. Формирование способов преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза средствами рефлексивных семинаров // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 75–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43933905

Дата публикации 30.06.2021