Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 3, С. 142–160
УДК: 
612.821.1

Зависимость точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у младших школьников от уровня компьютерной нагрузки

Панкова Н. Б. 1 (Москва, Россия), Алчинова И. Б. 1 (Москва, Россия), Ковалёва О. И. 1 (Москва, Россия), Лебедева М. А. 1 (Москва, Россия), Хлебникова Н. Н. 1 (Москва, Россия), Черепов А. Б. 1 (Москва, Россия), Носкин Л. А. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Карганов М. Ю. 1 (Москва, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии»
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики имени Б.П.Константинова» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Аннотация: 

Проблема и цель. Внедряемые в последние годы в систему образования средства и методы компьютеризированного обучения изменяют отношение к письму ручкой – дети все чаще работают с клавиатурой. Это актуализирует исследования по выявлению возможного влияния такого вида учебной деятельности на показатели психомоторики. Целью данного исследования является изучение точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у учащихся начальной школы в зависимости от уровня компьютерной нагрузки.

Методология. Проведено обследование 4205 учащихся 1–4 классов из 66 образовательных организаций г. Москвы (5 учебных лет, тестирования в октябре и марте-апреле; все выборки были независимыми). Оценивались показатели психомоторной координации (скорость, точность и плавность движений) при выполнении двигательного теста на приборе «компьютерный измеритель движений» (КИД). Объем урочной и внешкольной компьютерной нагрузки оценивали учителя, на основании требований СанПиН: 0 баллов – нет нагрузки, 1 балл – соответствие требованиям СанПиН, 2 балла – двукратное превышение требований, 3 балла – превышение требований в 3 и более раза. Статистическую обработку данных проводили с использованием непараметрических критериев.

Результаты. Обнаружено, что у учащихся начальной школы существует связь между общим (школьным и внешкольным) уровнем компьютерной нагрузки и показателями психомоторной координации. Наиболее явные различия в показателях психомоторики обнаружены в самом начале школьного обучения – в октябре, в 1 классе: у детей с минимальным уровнем компьютерной нагрузки показатели скорости и точности были наихудшими. Скоростные показатели психомоторики в группах детей (особенно мальчиков) с высокой компьютерной нагрузкой имеют сезонную вариабельность в виде улучшения к концу учебного года. Точностные показатели психомоторики, наоборот, при повышении уровня общей компьютерной нагрузки теряют вариабельность и снижаются. Плавность движений от уровня компьютерной нагрузки не зависела.

Заключение. Выявленные изменения в психомоторике у учащихся начальной школы при активном использовании компьютеров можно рассматривать как позитивный адаптивный ответ в виде формирования новых двигательных навыков.

Ключевые слова: 

мониторинг здоровья школьников; психомоторная координация; скорость движений; точность движений; плавность движений; учащиеся начальных классов; компьютерная нагрузка; гигиенические нормативы.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233039

Библиографическая ссылка:
Панкова Н. Б., Алчинова И. Б., Ковалёва О. И., Лебедева М. А., Хлебникова Н. Н., Черепов А. Б., Носкин Л. А., Карганов М. Ю. Зависимость точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у младших школьников от уровня компьютерной нагрузки // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 142–160. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.08
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334216
  2. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740
  3. Безбородова М. А., Безбородова Л. А. Формирование графического навыка письма в начальной школе // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 111–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27322051
  4. Безруких М. М., Иванов В. В., Орлов К. В. Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 125–150. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849697
  5. Каменская В. Г., Томанов Л. В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, № 3. – С. 56–63. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps190305 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41113743
  6. Криволапчук И. А., Герасимова Ф. Ф., Чернова М. Б. Функциональное развитие детей 6–7 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 121–135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2005.12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44216852
  7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Влияние уровня информатизации условий жизнедеятельности на двигательную подготовленность детей 8–9 лет // Новые исследования. – 2020. – № 4. – С. 113–121. DOI: http://dx.doi.org/10.46742/2072-8840-2020-64-4-113-121 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44562431
  8. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – С. 4–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43924859
  9. Панкова Н. Б. Механизмы срочной и долговременной адаптации // Патогенез. – 2020. – Т. 18, № 3. – С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.25557/2310-0435.2020.03.77-86 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44208613

10. Панкова Н. Б., Лебедева М. А., Богданова Е. В., Ковалева О. И., Карганов М. Ю. Динамика показателей психомоторной координации у школьников Москвы за 2003–2013 гг. // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 1. – С. 56–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21645601

11. Панкова Н. Б., Лебедева М. А., Носкин Л. А., Хлебникова Н. Н., Карганов М. Ю. Влияние разных объёмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 112–122. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200210 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43145532

12. Семенова М. В., Шибкова Д. З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. – 2021. – Т. 14, № 1. – С. 119–127. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/jpps210112 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44964986

13. Adolph K. E., Franchak J. M. The development of motor behavior // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2017. – Vol. 8 (1–2). – P. 1430. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/wcs.1430

14. Beck M. M., Lind R. R., Geertsen S. S., Ritz C., Lundbye-Jensen J., Wienecke J. Motor-Enriched Learning Activities Can Improve Mathematical Performance in Preadolescent Children // Frontiers in Human Neuroscience. – 2016. – Vol. 10. – P. 645. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fnhum.2016.00645

15. Escolano-Pérez E., Herrero-Nivela M. L., Losada J. L. Association Between Preschoolers' Specific Fine (But Not Gross) Motor Skills and Later Academic Competencies: Educational Implications // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1044. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01044

16. Fernández-Méndez L. M., Contreras M. J., Mammarella I. C., Feraco T., Meneghetti C. Mathematical achievement: the role of spatial and motor skills in 6-8 year-old children // PeerJ. – 2020. – Vol. 8. – P. e10095. DOI: http://dx.doi.org/10.7717/peerj.10095

17. Fischer U., Suggate S. P., Stoeger H. The Implicit Contribution of Fine Motor Skills to Mathematical Insight in Early Childhood // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1143. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01143

18. Geertsen S. S., Thomas R., Larsen M. N., Dahn I. M., Andersen J. N., Krause-Jensen M., Korup V., Nielsen C. M., Wienecke J., Ritz C., Krustrup P., Lundbye-Jensen J. Motor Skills and Exercise Capacity Are Associated with Objective Measures of Cognitive Functions and Academic Performance in Preadolescent Children // PLoS One. – 2016. – Vol. 11 (8). – P. e0161960. DOI: http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0161960

19. Georges C., Cornu V., Schiltz C. The importance of visuospatial abilities for verbal number skills in preschool: Adding spatial language to the equation // Journal of Experimental Child Psychology. – 2021. – Vol. 201. – P. 104971. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104971

20. Iverson J. M. Developing language in a developing body: the relationship between motor development and language development // Journal of Child Language. – 2010. – Vol. 37 (2). – P. 229–261. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0305000909990432

21. Kahl T., Grob A., Segerer R., Möhring W. Executive Functions and Visual-Spatial Skills Predict Mathematical Achievement: Asymmetrical Associations Across Age // Psychological Research. – 2021. – Vol. 85 (1). – P. 36–46. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s00426-019-01249-4

22. Lima R. A., Stodden D. F., Pfeiffer K. A., Larsen L. R., Barros M. V. G., Bugge A., Andersen L. B. Dynamic Balance, but Not Precision Throw, Is Positively Associated with Academic Performance in Children // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17 (8). – P. 2790. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph17082790

23. Macdonald K., Milne N., Orr R., Pope R. Associations between motor proficiency and academic performance in mathematics and reading in year 1 school children: a cross-sectional study // BMC Pediatrics. – 2020. – Vol. 20 (1). – P. 69. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12887-020-1967-8

24. Macdonald K., Milne N., Orr R., Pope R. Relationships Between Motor Proficiency and Academic Performance in Mathematics and Reading in School-Aged Children and Adolescents: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2018. – Vol. 15 (8). – P. 1603. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph15081603

25. Milne N., Cacciotti K., Davies K., Orr R. The relationship between motor proficiency and reading ability in Year 1 children: a cross-sectional study // BMC Pediatrics. – 2018. – Vol. 18 (1). – P. 294. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12887-018-1262-0

26. Vogel S. A. Gender differences in intelligence, language, visual-motor abilities, and academic achievement in students with learning disabilities: a review of the literature // Journal of Learning Disabilities. – 1990. – Vol. 23 (1). – P. 44–52. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/002221949002300111

Дата публикации 30.06.2021