Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 81–101
УДК: 
101+316

Образование как деструктор социального порядка

Черных С. И. 1 (Новосибирск, Россия), Аллахам Я. С. 2 (Дамаск, Сирия), Паршиков В. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный аграрный университет
2 Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема взаимозависимости состояния и процессов изменения социального порядка от состояния и процессов изменения социальных институтов, призванных гарантировать его стабильность. В качестве одного из таких институтов рассматривается система образования, которая в своем традиционном состоянии активно выполняла охранную функцию, выступая гарантом стабильности социального порядка. В условиях наступления четвертой промышленной революции содержание и форма образовательных практик и всего образовательного пространства изменились настолько, что образование как социальный институт утрачивает прерогативу охраны и гаранта стабильности социального порядка. Цель статьи – на основе историко-философской классификации концептов социального порядка определить основные субстраты, лежащие в его основе, показать, какие турбулентные явления в образовании в наибольшей мере деформируют эти субстраты и тем самым дисквалифицируют образование в его функции гаранта стабильности как социального порядка, так и общества в целом.
Методология. Историко-философский подход позволил сформировать и классифицировать основные концепты в понимании социального порядка и дифференцировать его субстратные основания с помощью табличного метода. Деятельностный и структурно-функциональный подходы позволили определить те деформирующие явления, которые происходят сегодня в российском образовании и оказывают наибольшее влияние на дестабилизацию социального порядка. Для обоснования концептуальной и методологической основы исследования применяется метод критического анализа актуальной научной литературы и интерпретация полученных в ней результатов.
Результаты. Историко-философский анализ показал, что субстратными основаниями стабильности социального порядка выступают (как в исторической, так и в современной экспликации) принуждение, интересы, ценности и нормы, а также культурная инерция. Социальные институты (образование, наука, религия, право и др.) обеспечивают функционирование субстратных оснований, коррекцию их в сторону соответствия государственным потребностям и тем самым стабилизируют наличный социальный порядок как систему механизмов управления и власти. Однако начавшаяся во второй половине XX – начале XXI века четвертая технологическая революция радикально изменила функционал социальных институтов. Этот исторический период ввиду значительности изменений получил название «эпоха турбулентности» (термин А. Гринспена). Это не могло не отразиться на стабильности и основаниях социального порядка. Наиболее выраженные деформации в эпоху турбулентности претерпевают образование и наука, т. е. именно те социальные институты, которые, наряду с правом и культурой, в традиционных обществах выполняли функцию гаранта стабильности государства. Наибольшим дестабилизирующим эффектом влияния на социальный порядок со стороны образования является: происходящая смена организационных парадигм взаимодействия образования с другими сферами общественной жизнедеятельности (с «образование – наука – производство» на «университет – власть – бизнес»); изменение статусности субъектов образовательных взаимодействий: основным объектом образовательных взаимодействий становится индивид, бизнес-системы и семья, а не государство; фиктивизация образования (особенно высшего) в его классическом виде, которая проявляется в нарастании значимости виртуального обучения, узкой профилизации и массовизации; нарастание образовательного неравенства с перерастанием его в социальное. Эти явления реально дестабилизируют социальный порядок и как ценности/нормы, и как культурной традиции, и как диалектико-сочетанных интересов власти и индивидов.
Заключение. Исследование взаимодействий социального порядка показало, что турбулентные явления, происходящие в социальных институтах общества, могут радикально влиять на стабильность социального порядка. Это, в свою очередь, усиливает турбулентные явления в обществе в целом. Российская специфика этих взаимосвязанных процессов определяется тем, что образование, инициированное в перемене вектора развития рыночной экономикой, опережает по темпам факторные изменения, происходящие в праве, культуре и науке. Это делает образование основным деструктором социального порядка и накладывает на этот социальный институт большую (по отношению к другим сферам) ответственность не только за стабилизацию социального порядка, но и за сохранение национальной идентичности в целом.

Ключевые слова: 

образование; социальный порядок; стабильность; субъектность образовательного пространства; фиктивизация образования; образовательное неравенство; турбулентность.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:45741070

Библиографическая ссылка:
Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 81–101. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.04
Список литературы: 
  1. Розов Н. С. Эпохи турбулентности и их преодоление // Полития. – 2019. – № 1. – С. 81–96. DOI: https://doi.org/1030570/2078-5089-2019-92-1-81-96 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42664094
  2. Бутуренко С. А. Теория конфликта и проблема социального порядка // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2013. – № 3. – С. 111–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20375543
  3. Рубанов А. В. Социальный порядок: традиции и современные подходы к изучению // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 1. – С. 45–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35586228
  4. Очкина А. Образование как фиктивный капитал: Кризис социальной значимости // Логос. – 2018. – Т. 28, № 6. – С. 105–130. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2018-6-105-128  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36643406
  5. Черных С. И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 3400–3408. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200102  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42662716
  6. Копцева Н. П. Мировоззренческий статус студенческой молодежи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 101–119. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.06  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478884
  7. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 8–39.  DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-8-39  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744434
  8. Куренной В. А. Философия либерального образования: контексты // Вопросы образования. – 2020. – № 2. – С. 8–36.  DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-8-36  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43031661
  9. Астахов С. Феноменология против символического искусственного интеллекта: философия научения Дьюберта Дрейфуса // Логос. – 2020. – Т. 30, № 2. – С. 157–193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42803050
  10. Albers, P., Cho, A.Ram, Shin, J.,Pang, M. & Angay-Crowder, T. with Jung, J., Pace, C. L., Sena, M. & Turnbull, S. Critical spaces for critical times: Global conversations in literacy research as an open professional practice and development resource // Global Education Review. – 2015. – Vol. 2 (3). – P. 46–67. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1074105.pdf
  11. Paulsen M. B., Perna L. (Eds.) Higher Education: Handbook of Theory and Research. New York: Springer, 2019. – 663 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-03457-3   URL: https://link.springer.com/bookseries/6028 
  12. Agranovich M. Educational resources: saturation or satiety? // Educational Studies. Moscow. – 2019. – № 4. – С. 254–275. DOI: https://doi.org/10.17323-1814-9545-2019-4-254-275  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41505558
  13. Kidley M., Rao G., Schilbach F., Patel V. Poverty, depression, and anxiety. Causal evidence and mechanisms // Science. – 2020. – Vol. 370 (6522). – P. 0214. DOI: https://doi.org/10.1126/science,aay0214 
  14. Avery C., Dynarski S., Turner S. Low income students Pose ground // Science. Science. – 2020. – Vol. 370 (6521). – P. 1141. DOI: https://doi.org/10.1126/science.abf9375  
  15. Schröder T. A Regional Approach for the Development of TVET Systems in the Light of the 4ht Industrial Revolution: The regional. Association of vocational and technical education in Asia // International Journal of Training Research. – 2019. – Vol. 17 (1). – P. 83–95. DOI: https://doi.org/10.1080/14480220.2019.1629728
  16. Page D. Family Engagement in alternative provision // British Educational Research Journal. – 2021. – Vol. 47. – P. 65–84. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3692 
  17. Roksa J., Robinson K. J. Cultural Capital Habits Context: The importance of High – School College – Going Culture // British Journal of Sociology of Education. – 2016. – Vol. 38 (8). – P. 1230–1244. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2016.1251301 
  18. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании: социально-экономический статус семьи и результаты // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 68–90. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-954-2018-3-68-90 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35618157
  19. Chernykh S. I., Parshikov V. I. Family education in Russia: Current State and Trends // Astra Salvensis. – 2018. – Vol. VI (12). – P. 343–352. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38646844
  20. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/1015293/2658-6762.2002.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42772185
Дата публикации 30.04.2021