Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 2, С. 197–213
УДК: 
376(479.25)+37.0

Исследование уровня информированности педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в Армении

Азатян Т. Ю. 1 (Ереван, Армения), Асланян А. А. 1 (Ереван, Армения)
1 Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
Аннотация: 

Проблема и цель. В Армении проблема оказания психолого-педагогической помощи педагогам и семьям с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития до сих пор недостаточно разработана. Цель работы – исследование уровня информированности педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в Армении.
Методология. Методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследованию приоритетной роли отношений педагогов к детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, выявлению трудностей и вопросам социализации (В. Н. Чулков, Л. А. Головчиц, Т. А. Басилова и др.), а также моделированию системы работы по обучающему, психолого-педагогическому, техническому, социальному направлениям.
Результаты. На основе проведенных исследований и опыта работы представлены результаты некоторых аспектов проблемы и предложены рекомендации по необходимой индивидуальной помощи ребенку при подготовке его к интеграции в школе и педагогу, работающему с ним. Результаты исследования показали, что в Армении не полностью сформирован институт реабилитационной помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, тем более в условиях инклюзивного образования, нет единого смоделированного подхода к проблеме. Выявление трудностей педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, позволит правильно осуществить первичную педагогическую диагностику, адаптировать содержание и методы работы с этими детьми с учетом индивидуальных образовательных потребностей, проектировать образовательную среду.
Заключение. Результаты исследования констатируют необходимость оказания систематической помощи педагогам, работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития по выявлению трудностей на протяжении учебного процесса, тесное сотрудничество с мультидисциплинарной командой или со специалистами ресурсных центров, что в свою очередь способствует созданию в Aрмении возможной единой системы помощи педагогам для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: 

дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития; инвалидность; интеграция; инклюзивное образование; индивидуальные образовательные потребности; проектирование образовательной среды

Библиографическая ссылка:
Азатян Т. Ю., Асланян А. А. Исследование уровня информированности педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в Армении // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 197–213. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.09
Список литературы: 
  1. Allan J. Rethinking Inclusive Education: The Philosophers of Difference in Practice // Inclusive Education: Cross Cultural Perspectives. – 2008. – Vol. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4020-6093-9
  2. Campbell P. H., Milbourne S., Dugan L. M., Wilcox MJ. A review of the evidence on practices for teaching young children to use assistive technology devices // Topics in Early Childhood Special Education. – 2006. – Vol. 26. – P. 3–13. DOI: https://doi.org/10.1177/02711214060260010101
  3. Schweigert P., Rowland C. Early communication and microtechnology: Instructional sequence and case studies of children with severe multiple disabilities // Augmentative and Alternative Communication. – 1992. – Vol. 8. – P. 273–286. DOI: https://doi.org/10.1080/07434619212331276313
  4. Horn E. M. Achieving meaningful motor skills: Conceptual and empirical bases of a neurobehavioral intervention approach // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 1997. – Vol. 3 (2). – P. 138–144. DOI: https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-2779(1997)3:2<138::AID-MRDD5>3.0.CO;2-N
  5. Horn E., Lieber J., Sandall S., Schwartz I., Worley R. Supporting young children’s IEP goals in inclusive settings through embedded learning opportunities // Topics in Early Childhood Special Education. – 2002. – Vol. 20. – P. 208–223. DOI: https://doi.org/10.1177/027112140002000402
  6. Brady N., Bashinski S. Increasing communication in children with vision and hearing loss // Research & Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2009. – Vol. 33 (1–2). – P. 59–70.  DOI: https://doi.org/10.2511/rpsd.33.1-2.59
  7. Brown F., Cohen S. Self-determination and young children // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. – 1996. – Vol. 21. – P. 22–30. DOI: https://doi.org/10.1177/154079699602100105
  8. Cosbey J. D., Johnson S. Using a single switch voice output communication aid to increase social access for children with severe disabilities in inclusive classrooms // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2006. – Vol. 3. – P. 144–156. DOI: https://doi.org/10.1177/154079690603100207
  9. Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. Meta‐analysis of family‐centered helpgiving practices research // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 2007. – Vol. 13 (4). – P. 370–378. DOI:  https://doi.org/10.1002/mrdd.20176
  10. Hunt P., Soto G., Maier J., Doering K. Collaborative teaming to support students at risk and students with severe disabilities in general education classroom // Exceptional Children. – 2003. – Vol. 69. – P. 315–332. DOI: https://doi.org/10.1177/001440290306900304
  11. Mar H. H., Sall N. Programmatic approach to use of technology in communication instruction for children with dual sensory impairments // Augmentative and Alternative Communication. – 1994. – Vol. 10. – P. 138–150. DOI: https://doi.org/10.1080/07434619412331276850
  12. Soodak L. C., Erwin E. J. Valued member or tolerated participant: Parents’ experiences in inclusive early childhood settings // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. – 2000. – Vol. 25. – P. 29–41. DOI: https://doi.org/10.2511/rpsd.25.1.29
  13. Udvari-Solner A., Causton-Theoharis J., York-Barr J. Developing adaptations to promote participation in inclusive environments // Educating Children with Multiple Disabilities: A Collaborative Approach / Orelove F. P., Sobsey D., Silberman R. K. (eds.). – 2004. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED491780
  14. Омeльченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01
  15. Ahsan M. T., Deppeler J. M., Sharma U. Predicting Pre-Service Teachers’ Preparedness for Inclusive Education: Bangladeshi Pre-Service Teachers’ Attitudes and Perceived Teaching-Efficacy for Inclusive Education // Cambridge Journal of Education. – 2013. – Vol. 43 (4). – P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.834036
  16. Paju B., Räty L., Pirttimaa R., Kontu E. The School Staff’s Perception of Their Ability to Teach Special Educational Needs Pupils in Inclusive Settings in Finland // International Journal of Inclusive Education. – 2016. – Vol. 20 (8). – P. 801–815. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1074731
  17. Wehmeyer M., Palmer S. Adult outcomes for students with cognitive disabilities three-years after high school: The impact of self-determination // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2003. – Vol. 38 (2). – P. 131–144. URL: https://www.jstor.org/stable/23879591
Дата публикации 30.04.2021