Влияние индивидуального вегетативного статуса на адаптацию студентов к учебному процессу и результативность дас-бос-тренинга
Проблема и цель. В статье представлен обзор результатов изучения процесса адаптации студентов к условиям обучения на разных направлениях подготовки в разных вузах и его коррекции. Цель статьи – выявление особенностей психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с учетом особенностей вегетативной регуляции с последующей оценкой эффективности применения ДАС-БОС-терапии.
Методология. В исследовании участвовали 209 студентов второго курса медицинского и биологического профилей обучения. Изучение нейродинамических характеристик проводилось с помощью автоматизированного психофизиологического комплекса. Оценка показателей вариабельности сердечного ритма осуществлялась посредством кардиоритмографической программы. Проводился сравнительный анализ средних значений и выявление корреляционной взаимосвязи нейродинамических характеристик и показателей вариабельности сердечного ритма студентов разных направлений подготовки. При помощи биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС-тренинга) проведены мероприятия, направленные на повышение адаптивных возможностей организма студентов.
Результаты. Выявлены особенности адаптивных реакций в зависимости от исходного вегетативного тонуса и типа функционального реагирования. Сочетание психофизиологических и медико-биологических конституциональных подходов, используемых в работе, позволило расширить и конкретизировать представления о механизме реализации функциональной системы саморегуляции и классифицировать на этой основе типы адаптивных реакций в процессе учебной деятельности: адаптивная, компенсаторная и дезадаптивная.
После проведения ДАС-БОС-тренинга у студентов, склонных к дезадаптивным реакциям, наблюдалось улучшение нейродинамических характеристик, снижение напряжения в регуляции вегетативных функций и достижение паттернов реакций, свойственных адаптивным типам.
Заключение. Применение ДАС-БОС-терапии с учетом индивидуально-типологических особенностей позволяет привести в равновесие адаптационные процессы, что способствует восстановлению функциональных резервов организма и улучшает эффективность адаптации к условиям обучения.
студенты медицинского и биологического профилей; адаптация к условиям обучения; нейродинамические показатели; показатели сердечного ритма; исходный вегетативный тонус; тип функционального реагирования; биологическая обратная связь; ДАС-БОС-тренинг.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47136061
- Баевский Р. М., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В., Гаврилушкин А. П., Довгалевский П. Я., Кукушкин Ю. А., Миронова Т. Ф., Прилуцкий Д. А., Семенов А. В., Федоров В. Ф., Флейшман А. Н., Медведев М. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник аритмологии. – 2002. – № 24. – C. 65–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9166688
- Белозерова Л. А., Брагина Е. А., Семикашева И. А., Силакова М. М. Стресоустойчивость и особенности осознанной саморегуляции студентов-спортсменов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 19–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44735973
- Галеев А. Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия Медицина. – 2002. – № 3. – С. 35–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21423661
- Zarchenko P. Yu., Kazin E. M., Blinova N. G. Varich L. A., Vasilchenko I. L. Implementation of RSA-biofeedback therapy in students with various types of vegetative cardritm regulation in the process of adaptation to educational activity // Физиология человека. – 2020. – Т. 46, № 6. – С. 663–670. DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164620060132 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44137419
- Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 70–73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29803376
- Игнатова Ю. П. Макарова И. И., Аксенова А. В. Психофизиологические и некоторые функциональные маркеры умственной нагрузки у юношей // Физиология человека. – 2018. – Т. 44, № 4. – С. 26–31. DOI: https://doi.org/10.1134/S0131164618040057 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35642558
- Кривощёков С. Г., Белишева Н. К., Николаева Е. И., Вергунов Е. Г., Мартынова А. А., Ельникова О. Е., Пряничников С. В., Ануфриев Г. Н., Балиоз Н. В. Концепция аллостаза и адаптация человека на севере // Экология человека. – 2016. – № 7. – С. 17–25. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-7-17-25 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26436208
- Радышевская Т. Н., Старикова И. В., Питерская Н. В. Анализ показателей вегетативной регуляции и системной гемодинамики у студентов на различных этапах адаптации к учебному процессу // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2020. – № 1. – С. 102–105. DOI: https://doi.org/10.19163/1994-9480-2020-1(73)-102-105 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42819628
- Флейшман А. Н. Вариабельность ритма сердца и медленные колебания гемодинамики: нелинейные феномены в клинической практике // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. – 2011. – Т. 19, № 3. – С. 179–183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16823499
10. Rojo López A. M., Foulquié-Rubio A.-I., Espín López L., Martínez Sánchez F. Analysis of speech rhythm and heart rate as indicators of stress on student interpreters // Perspectives. – 2021. – Vol. 29 (4). – P. 591–607. DOI: https://doi.org/10.1080/0907676X.2021.1900305
11. Bashkireva A. V., Bashkireva T. V., Severin A. E. Heart Rate Variability in the Diagnosis of the Health of Participants in the Educational // Atlantis Press Advances in Economics, Business and Management Research. – 2020. –Vol. 114. – P. 269–271. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200114.063
12. Bergman C., Muth T., Loerbroks A. Medical students’ perceptions of stress due to academic studies and its interrelationships with other domains of life: a qualitative study // Medical education online. – 2019. – Vol. 24 (1). – P. 1603526. DOI: https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1603526
13. Capdevila L., Parrado E., Ramos-Castro J., Zapata-Lamana R., Lalanza J. F. Resonance frequency is not always stable over time and could be related to the inter-beat interval // Scientific Reports. – 2021. – Vol. 11 (1). – P. 8400. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-021-87867-8
14. Frazier P., Gabriel A., Merians A., Lust K. Understanding stress as an impediment to academic performance // Journal of American College Health. – 2018. – Vol. 67 (6). – P. 562–570. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2018.1499649
15. Lehrer P., Kaur K., Sharma A., Shah K., Huseby R., Bhavsar J., Zhang Y. Heart Rate Variability Biofeedback Improves Emotional and Physical Health and Performance: A Systematic Review and Meta Analysis // Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2020. – Vol. 45 (3). – P. 109–129. DOI: https://doi.org/10.1007/s10484-020-09466-z
16. Kim H.-G., Cheon E.-J., Bai D.-S., Lee Y. H., Koo B.-H. Stress and heart rate variability: A meta-analysis and review of the literature // Psychiatry Investigation. – 2018. – Vol. 15 (3). – P. 235–245. DOI: https://doi.org/10.30773/pi.2017.08.17
17. Lim H. J., Chung S. S., Joung K. H. Factors of depressive symptoms among elementary, middle, and high school students // Arcive of Psychiatric Nursin. – 2016. – Vol. 30 (3). – P. 302–308. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apnu.2015.11.010
18. Mutambudzi M., Theorell T., Li. J. Job strain and long-term sickness absence from work – a ten-year prospective study in German working population // Journal of Occupational and Environmental Medicine. – 2019. – Vol. 61 (4). – P. 278–284. DOI: https://doi.org/10.1097/jom.0000000000001525
19. Nakayama N., Arakawa N., Ejiri H., Matsuda R., Makino T. Heart rate variability can clarify students' level of stress during nursing simulation // PLoS One. – 2018. – Vol. 13 (4). – P. 0195280. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0195280
20. O’Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 663–688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
21. Patron E., Munafò M., Messerotti Benvenuti S., Stegagno L., Palomba D. Not All Competitions Come to Harm! Competitive Biofeedback to Increase Respiratory Sinus Arrhythmia in Managers // Frontiers in Neuroscience. – 2020. – Vol. 14. – P. 855. DOI: https://doi.org/10.3389/fnins.2020.00855
22. Shaffer F., Ginsberg J. P. An Overview of Heart Rate Variability Metrics and Norms // Frontiers in Public Health. – 2017. – № 5. – P. 258. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2017.00258
23. Taghizadeh N., Eslaminejad A., Raoufy M. R. Protectiv effect of heart rate variability biofeedback on stress-induced lung function impairment in asthma // Respiratory Physiology and Neurobiology. – 2019. – Vol. 262. – P. 49–56. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resp.2019.01.011
24. Yu Bin, Mathias F., Hu Jun, Wang Qi, Feijs Loe Biofeedback for Everyday Stress Management: A Systematic Review // Frontiers in ICT. – 2018. – № 5. – P. 23. DOI: https://doi.org/10.3389/fict.2018.00023
25. Zaccaro A., Piarulli A., Laurino M., Garbella E., Menicuccu D., Neri B., Gemiganani A. How breath-control can change your life: a systematic review on psycho-physiological correlates of slow breathing // Frontlines in Human Neuroscience. – 2018. – Vol. 12. – P. 353. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00353