Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования математической грамотности обучающихся. Целью статьи является выявление особенностей формирования и оценки математической грамотности школьников.
Методология. Исследование основано на концептуальном подходе к понятию математической грамотности, закрепленном в концепции PISA. В основу исследования положена модель математической грамотности. Основные методы, примененные в исследовании, это анализ педагогического опыта учителей математики, анализ структуры задач на математическую грамотность, методы решения задач, основанные на математическом моделировании.
Результаты. В статье представлен анализ концептуальных основ формирования математической грамотности школьников. Авторы выявили и структурировали основные особенности заданий, направленных на формирование математической грамотности, описали основные подходы к их разработке, базирующиеся на использовании модельных схем и математическом моделировании. Прослежены и обобщены связи между контекстами реальных жизненных ситуаций и разделами содержательных линий школьного курса математики. Продемонстрирован полный процесс работы с математическими моделями на конкретных примерах заданий, возникающих в жизненных ситуациях. Авторами выявлены основные подходы к разработке заданий, предназначенных для формирования математической грамотности, опирающиеся на модельные схемы и процесс математического моделирования.
Заключение. В заключение выделяются этапы создания задач на математическую грамотность и формулируются требования к подходам их разработки. Делается вывод о возможностях использования модельных схем как опорных для задач на математическую грамотность.
математическая грамотность; контекстуальные задачи; математические модели; модельные схемы; проблемная ситуация; проблемный подход; содержательные линии математики; математическое моделирование.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46513828
- Dubinsky E. Mathematical Literacy and Abstraction in the 21st Century // School Science and Mathematics. – 2000. – Vol. 100 (6). – P. 289–297. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1949-8594.2000.tb17322.x
- Kilpatrick J. Understanding Mathematical Literacy: The Contribution of Research // Educational Studies in Mathematics. – 2001. – Vol. 47 (1). – P. 101–116. DOI: https://doi.org/10.2307/3483255
- Solomon Y. Mathematical Literacy: Developing Identities of Inclusion. – New York: Routledge, 2009. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203889275
- Niss M., Højgaard T. Mathematical competencies revisited // Educational Studies in Mathematics. – 2019. – Vol. 102 (1). – P. 9–28. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-019-09903-9
- Craig J. The promises of numeracy // Educational Studies in Mathematics. – 2018. – Vol. 99. – P. 57–71. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-018-9824-5
- Gal I., Grotlüschen A., Tout D., Kaiser G. Numeracy, adult education, and vulnerable adults: a critical view of a neglected field // ZDM - International Journal on Mathematics Education. – 2020. – Vol. 52 (3). – P. 377–394. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-020-01155-9
- Weiland T. Problematizing statistical literacy: An intersection of critical and statistical literacies // Educational Studies in Mathematics. – 2017. – Vol. 96 (1). – P. 33–47. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-017-9764-5
- Ozkale A., Erdogan E. O. An analysis of the interaction between mathematical literacy and financial literacy in PISA // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. – 2020. – Vol. 51 (8). – P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2020.1842526
- Sole M. A. Interdisciplinary Thinking: Financial Literacy Crosses Disciplinary Boundaries // PRIMUS: Problems, Resources, and Issues in Mathematics Undergraduate Studies. – 2021. – Vol. 31 (2). – P. 153–166. DOI: https://doi.org/10.1080/10511970.2019.1639228
- Geraniou E., Jankvist U. T. Towards a definition of “mathematical digital competency” // Educational Studies in Mathematics. – 2019. – Vol. 102 (1). – P. 29–45. DOI: https://doi.org/10.1007/s10649-019-09893-8
- Gabriel F., Signolet J., Westwell M. A machine learning approach to investigating the effects of mathematics dispositions on mathematical literacy // International Journal of Research & Method in Education. – 2018. – Vol. 41 (3). – P. 306–327. DOI: https://doi.org/10.1080/1743727X.2017.1301916
- Gabriel F., Buckley S., Barthakur A. The impact of mathematics anxiety on self-regulated learning and mathematical literacy // Australian Journal of Education. – 2020. – Vol. 64 (3). – P. 227–242. DOI: https://doi.org/10.1177/0004944120947881
- Hiller S. E., Kitsantas A., Cheema J. E., Poulou M. Mathematics anxiety and self-efficacy as predictors of mathematics literacy // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. – 2021. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2020.1868589
- Genc M., Erbas A. K. Secondary Mathematics Teachers’ Conceptions of Mathematical Literacy // International Journal of Education in Mathematics, Science and Technology. – 2019. – Vol. 7 (3). – P. 222–237. URL: https://ijemst.net/index.php/ijemst/article/view/611/179
- Arslan C., Yavuz G. A study on mathematical literacy self-efficacy beliefs of prospective teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5622–5625. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.484
- Bolstad O. H. Secondary teachers' operationalisation of mathematical literacy // European Journal of Science and Mathematics Education. – 2020. – Vol. 8 (3). – P. 115–135. DOI: https://doi.org/10.30935/scimath/9551
- Umbara U., Suryadi D. Re-Interpretation of Mathematical Literacy Based on the Teacher's Perspective // International Journal of Instruction. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 789–806. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2019.12450a
- Sevinc S., Lesh R. Training mathematics teachers for realistic math problems: A case of modelling-based teacher education courses // ZDM – International Journal on Mathematics Education. – 2018. – Vol. 50 (1–2). – P. 301–314. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-017-0898-9
- Jablonka E. The evolvement of numeracy and mathematical literacy curricula and the construction of hierarchies of numerate or mathematically literate subjects // ZDM – International Journal on Mathematics Education. – 2015. – Vol. 47 (4). – P. 599–609. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-015-0691-6
- Steiner G. Mathematical Literacy for the Non-mathematician // Nature. – 1973. – Vol. 243. – P. 65–67. DOI: https://doi.org/10.1038/243065a0
- Hector J. H. A Mastery Approach to Mathematical Literacy // The Two-Year College Mathematics Journal. – 1975. – Vol. 6 (2). – P. 22–27. DOI: https://doi.org/10.2307/3026462
- Pugalee D. K. Constructing a Model of Mathematical Literacy // The Clearing House. A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 1999. – Vol. 73 (1). – P. 19–22. DOI: https://doi.org/10.1080/00098659909599632
- Stacey K. The PISA View of Mathematical Literacy in Indonesia // Journal on Mathematics Education. – 2011. – Vol. 2. – P. 95–126. DOI: https://doi.org/10.22342/jme.2.2.746.95-126
- Денищева Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 181–201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358182
- Лукичева Е. Ю. Математическая грамотность: обзор понятия и методики формирования // Непрерывное образование. – 2020. – № 3. – С. 46–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44164311
- Рослова Л. О., Квитко Е. С., Денищева Л. О., Карамова И. И. Проблема формирования способности "применять математику" в контексте уровней математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 74–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358177