Изучение оценки студентов как этап конструирования проактивной подготовки к воспитательной деятельности
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме учета мнений студентов (их оценок и предложений) при конструировании подготовки будущих специалистов социальной сферы к воспитательной деятельности. Традиционно студенты включаются в оценку реализованной программы подготовки для отслеживания ее результатов, однако их потенциал влияния на преобразование программ реализуется недостаточно.
Цель статьи – изучение мнения студентов о подготовке в вузе к воспитательной деятельности для коррекции конструируемой проактивной подготовки специалистов социальной сферы к воспитательной деятельности.
Методология. Применялись теоретические методы системного анализа, синтеза, моделирования. Был проведен онлайн опрос с помощью специально разработанной анкеты. В исследовании приняли участие 674 студента 3–5 курсов. Для математического анализа связи между исследуемыми параметрами использовался V-критерий Крамера.
Результаты. Раскрыта целесообразность конструирования проактивной подготовки к воспитательной деятельности, в рамках которой студент, отвечая на актуальные задачи и вызовы будущего, включается во взаимодействие и преобразование себя, воспитательных практик и образовательной среды.
В исследовании выявлено, что студенты, указывая на общую удовлетворенность реализуемой подготовкой к воспитательной деятельности, отмечают ее недостатки. Причем именно неудовлетворенность связана с внесением предложений по совершенствованию подготовки.
Отмечено, что суждения студентов направлены на изменения во всех подсистемах проактивной подготовки: субъектно-средовой (обеспечение мотивированного взаимодействия субъектов воспитательной деятельности в вузе и на площадках практической деятельности); содержательной (усиление ее практической составляющей и обеспечение личностного развития самого студента); процессуальной (опоре на активные и интерактивные методы). Однако их реализация предполагает не столько активность самих студентов, сколько деятельность других участников образовательных отношений, создающих условия для проявления субъектности студентов. При этом само выдвижение студентами предложений – ресурс для перехода к проактивной подготовке к воспитательной деятельности.
Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель, содержание, методы в обеспечении субъектной позиции студента в проактивной подготовке к воспитательной деятельности
Заключение. Изучение мнения студентов расширяет представление о рисках и возможностях совершенствования подготовки к воспитательной деятельности, указывает на целесообразность проактивной подготовки к воспитательной деятельности специалистов социальной сферы и необходимость обеспечения при ее реализации поэтапного развития субъектности студентов в процессе изучения, реализации, критического анализа и преобразования практической воспитательной деятельности во взаимодействии с другими субъектами. Введение на системной основе инструментов совместного размышления и действия в процессе практической подготовки позволит студентам оказывать влияние на ее реализацию и совершенствование.
воспитательная деятельность; проактивная подготовка; субъектность; взаимодействие.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46513825
- Nurullin A. F., Rassolova E. N., Galkin K. A. Career Expectations of Young Scientists in the Context of the VUCA World // Applied Linguistics Research Journal. – 2020. – Vol. 4 (8). – P. 42–46. DOI: https://dx.doi.org/10.14744/alrj.2020.05657
- Zinchenko V. V. Institutional trends and integrated international transformations of educational system in the context of the global sustainable development of society // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 10–24. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38169060
- Deepika, Chitranshi J. Leader readiness of Gen Z in VUCA business environment // Foresight. – 2021. – Vol. 23 (2). – P. 154–171. DOI: https://doi.org/10.1108/FS-05-2020-0048 URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/FS-05-2020-0048/full/html
- Hadar L. L., Ergas O., Alpert B., Ariav T. Rethinking teacher education in a VUCA world: student teachers' social-emotional competencies during the COVID-19 crisis // European Journal of Teacher Education. – 2020. – Vol. 43 (4). – P. 573–586. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1807513
- Мухин М. И. Образование ХХI столетия: особенности развития // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 22–44. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130088
- Singh S. Education for peace through transformative dialogue: Perspectives from Kashmir // International Review of Education. – 2018. – Vol. 64 (1). – P. 43–63. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-017-9697-3
- Голованова Н. Ф., Ломакина И. С. Антропологические противоречия в характеристике образования: компаративистский взгляд // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 10–17. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36646645
- Ponce R. S., Sarmiento A. S., Bertolín A. G. Education for citizenship: an educational urgency for the 21st century // Educação & Sociedade. – 2020. – Vol. 41. – P. 225–347. DOI: https://doi.org/10.1590/ES.225347
- Behtoui A. Swedish young people’s after-school extra-curricular activities: attendance, opportunities and consequences // British Journal of Sociology of Education. – 2019. – Vol. 40 (3). – P. 340–356. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2018.1540924
10. Högberg B. Educational policies and social inequality in well-being among young adults // British Journal of Sociology of Education. – 2019. – Vol. 40 (5). – P. 664–681. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2019.1576119
11. Van der Walt J. L. Citizenship Education for living successfully in 2050 and beyond // Tydskrif vir geesteswetenskappe. – 2020. – Vol. 60 (4–2). – P. 1204–1225. DOI: https://doi.org/10.17159/2224-7912/2020/v60n4-2a6
12. Ittner D., Hagenauer G., Hascher T. Swiss principals' emotions, basic needs satisfaction and readiness for change during curriculum reform // Journal of educational change. – 2019. – Vol. 20 (2). – P. 165–192. DOI: https://doi.org/10.1007/s10833-019-09339-1
13. Поляков С. Д. О феноменологии воспитательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2012. – № 18. – С. 23–25. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17737764
14. Савченков А. В., Уварина Н. В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2021. – Vol. 11 (2). – P. 55–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45741069
15. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Сманцер А. П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 7. – С. 32–67. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-32-67 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594374
16. Куртеева О. В. Технология формирования готовности будущего педагога к конструированию содержания воспитательного проекта // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 176–186. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.12 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45804539
17. Iranzo-García P., Camarero-Figuerola M., Barrios-Arós C., Tierno-García J.-M., Gilabert-Medina S. What Do Teachers Say about School Leadership Competencies and their Initial Formation? // REICE. Ibero-American Journal on Quality, Efficacy, and Change in Education. – 2018. – Vol. 16 (3). – P. 29–48. DOI: https://doi.org/10.15366/reice2018.16.3.002
18. Köhler T., Drummer J. Recent Technological Challenges in (Vocational) Education // Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training. – 2018. – Vol 28. – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6_1
19. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 17 –25. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-20002 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35013622
20. Щуркова Н. Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры // Народное образование. – 2017. – № 8. – С. 95–104. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34549664
21. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 45–52. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.2.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36335288
22. Худякова Н. Л., Невелев А. Б., Невелева В. С. Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 7. – С. 9–32. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43898801
23. Ходько А. Ф. Педагогическое сопровождение формирования нравственного сознания студентов // Образование и наука. – 2015. – № 6. – С. 143–153. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-143-153 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23731875
24. Minaz M. B., Tas H. Effect of biography-based values education on the attitudes of 4th grade primary school students towards the value of patriotism // Pegem Eğitim ve Öğretim Dergisi. – Vol. 10 (2). – P. 555–592. DOI: https://doi.org/10.14527/pegegog.2020.019
25. McDermid C. Informal patriotic education in Poland: Homeland, history and citizenship in patriotic books for children // London Review of Education. – 2020. – Vol. 18 (1). – P. 65–80. DOI: https://doi.org/10.18546/LRE.18.1.05
26. Bennetts K., Bone J. Adult leadership and the development of Children's Spirituality: exploring Montessori's concept of the prepared environment // International Journal of Children's Spirituality. – 2019. – Vol. 24 (4). – P. 356–370. DOI: https://doi.org/10.1080/1364436X.2019.1685949
27. Taylor H. F., Vestal A. R., Wood C. L. “I Need You to Show Me”: Coaching Early Childhood Professionals // Early Childhood Education Journal. – 2021. – Vol. 3. – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.1007/s10643-021-01172-7
28. Daum D. N., Marttinen R., Banville D. Service-learning experiences for pre-service teachers: cultural competency and behavior management challenges when working with a diverse low-income community // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2021. – Vol. 2. – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2021.1891210
29. Pianta R. C. Teacher-student interactions: measurement, impacts, improvement, and policy // Ricerche di Psicologia. – 2019. – № 1. – P. 69–82. DOI: https://doi.org/10.3280/rip2019-001005
30. Othman A., Ruslan N. Intercultural communication experiences among students and teachers: implication to in-service teacher professional development // Journal for Multicultural Education. – 2020. – Vol. 14 (3/4). – P. 223–238. DOI: https://doi.org/10.1108/JME-04-2020-0024
31. Stunell K. Supporting student-teachers in the multicultural classroom // European Journal of Teacher Education. – 2021. – Vol. 44 (2). – P. 217–233. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1758660
32. Gutu V., Boghian I. A. Bidimensional Psycho-pedagogical Model for Tolerance Education // Revista Romaneasca pentru Educati Emultidimensionala. – 2019. – Vol. 11 (4). – P. 1–16. DOI: http://dx.doi.org/10.18662/rrem/153
33. Leon-del-Barco B., Mendo-Lazaro S., Felipe-Castano E., Fajardo-Bullon F., Iglesias-Gallego D. Measuring Responsibility and Cooperation in Learning Teams in the University Setting: Validation of a Questionnaire // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – P. 326. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00326
34. Соколова Н. А., Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М., Рослякова С. В. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 7. – С. 101–124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43898805
35. Torrijos Fincias P., Torrecilla Sánchez E. M., Rodríguez Conde M. J. Evaluación experimental de programas para el desarrolloemocional en docentes de Educación Secundaria // Anales de Psicología / Annals of Psychology. – 2017. – Vol. 34 (1). – P. 68–76. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.34.1.273451
36. Gundogan A. The Necessity of Value Education According to the Opinions of Pre-service Primary Teachers and Functionality of Life Science Course // Journal of Qualitative Research in Education. – 2020. – Vol. 8 (2). – P. 599–628. DOI: https://doi.org/10.14689/issn.2148-624.1.8c.2s.8m
37. Fraser W J. Filling gaps and expanding spaces – voices of student teachers on their developing teacher identity // South African Journal of Education. – 2018. – Vol. 38 (2). DOI: https://doi.org/10.15700/saje.v38n2a1551
38. Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 37–50. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36996140
39. Харланова Е. М., Соколова Н. А., Рослякова С. В. Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки будущих педагогов: проактивное моделирование // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 102–121. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130093
40. Cangiano F., Parker S. K., Yeo G. B. Does daily proactivity affect well-being? The moderating role of punitive supervision // Journal of Organizational Behavior. – 2019. – Vol. 40 (1). – P. 59–72. DOI: https://doi.org/10.1002/job.2321
41. Зобков А. В. Личностные особенности становления студентов как субъектов инновационной педагогической деятельности // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 275–289. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.20 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36996161