Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 4, С. 91–111
УДК: 
159.922.7

Исследование эффективности психологической помощи при становлении саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья

Черенева Е. А. 1 (Красноярск, Россия), Сохадзе Э. М. 2 (Гринвилл, Южная Каролина, США), Стоянова И. Я. 3 (Томск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
2 Университет Южной Каролины Школы медицины
3 НИИ психического здоровья ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук».; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования саморегуляции у младших школьников с нарушениями когнитивного здоровья в системе образования. Цель статьи состоит в определении результативности реализации разработанной программы психологического сопровождения детей с нарушениями когнитивного здоровья при становлении саморегуляции как способа повышения адаптивных стратегий поведения и компонентов саморегуляции на основе авторских теоретических представлений о сущности данного феномена.
Методология. Исследование проведено в логике формирующего психолого-педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам сбора эмпирических данных. Выборку составили 456 учащихся в возрасте от 8 до 11 лет, которые были разделены на три группы: НИР (нормальное интеллектуальное развитие), ЗИР (задержка психического развития) и НИРЛ (нарушение интеллектуального развития в легкой степени). Полученные данные проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью различных методов математико-статистической обработки, достоверности различий по статистическим критериям: φ*-угловое преобразование Фишера, критерий сравнения распределения уровней χ2 Пирсона, корреляционный анализ, метод корреляционных плеяд.
Результаты. Основные результаты заключаются в том, что разработанный и реализованный авторский комплекс психологического сопровождения при становлении саморегуляции является эффективным. Это позволяет успешно формировать саморегуляцию у детей с нарушением когнитивного здоровья. Разработанная программа является социально-психологическим ресурсом повышения когнитивного здоровья у младших школьников.
Полученные данные могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений, обучающих детей с нарушениями когнитивного здоровья, для повышения продуктивности учебной и внеучебной деятельности и успешной интеграции младших школьников в социум.
Заключение. В заключении делается вывод о том, что после внедрения программы психологической помощи в систему образования отмечается значительное повышение показателей компонентов саморегуляции у испытуемых.

Ключевые слова: 

саморегуляция; младшие школьники; когнитивный дефицит; нарушения когнитивного здоровья; психологическая помощь.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46513827

Библиографическая ссылка:
Черенева Е. А., Сохадзе Э. М., Стоянова И. Я. Исследование эффективности психологической помощи при становлении саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья // Science for Education Today. – 2021. – № 4. – С. 91–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.05
Список литературы: 
  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210112 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25781582 
  2. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 125–142. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080307  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41358561
  3. Бондаренко И. Н., Потанина А. М., Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 63–78. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130105 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42732645
  4. Жиркова А. В. Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 79–90. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2020130106 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42732646
  5. Колесникова М. А., Жукова М. А., Овчинникова И. В. Особенности когнитивного развития и адаптивного поведения детей в домах ребенка в РФ // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 53–69. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse.2018070204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35452702
  6. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 4. – С. 11–22. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2017250402 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30753918
  7. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 4. – С. 50–60. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2016210406 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28358090
  8. Морозова И. С., Каргина А. Е., Гриненко Д. Н., Медовикова Е. А. Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46233034
  9. Пилюгина Е. Р., Сулейманов Р. Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 194–209. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2020130213 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42899666

10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – № 3. – C. 4. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=16550089  

11. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я., Терехина О. В. Нарушение саморегуляции и опосредования эмоций как основа риска формирования антивитального поведения в молодом возрасте // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65. – С. 94–103. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/17267080/65/7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30035810

12. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Развитие произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Вопросы практической педиатрии. – 2007. – № 6. – С. 17–23. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2007030405  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9611725

13. Черенева Е. А., Гуткевич Е. В. Теоретико-методологический анализ предпосылок построения концепции изучения регуляции поведения детьми с интеллектуальными нарушениями // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2. – С. 180–186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29368888

14. Черенева Е. А. Технология психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6. – С. 482–486. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43775575

15. Aguilar L. Islas A., Rosique P., Hernandez B., Portillo E, Herrera J. M., Cortes R., Cruz S., Alfaro F., Martin R., Cantu J. M. Psychometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development // Journal of Intellectual Disability Research. – 2008. – Vol. 37 (6). – P. 507–520. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2788.1993.tb00321.x URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8123997/

16. Andrews G., Singh M., Bond M. The Defense Style Questionnaire // Journal of Nervous and mental Disease. – 1993. – Vol. 181 (4). – P. 246–256. DOI: https://doi.org/10.1097/00005053-199304000-00006

17. Bond M., Paris J., Zweig-Frank H. Defense styles and borderline personality disorder // Journal of Personality Disorders. – 1994. – Vol. 8 (1). – Р. 28–31. DOI: https://doi.org/10.1521/pedi.1994.8.1.28

18. Casanova M. F., Frye R. E., Gillberg C., Casanova E. L. Editorial: Comorbidity and Autism Spectrum Disorder // Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Vol. 11. – P. 617395. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyt.2020.617395  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33329163/

19. Chereneva E. A., Belyaeva O. L., Stoyanova I. Ya. Current approaches to differential diagnostics of autism spectrum disorders and similar conditions // Journal of Siberian Federal University. Humanitarian society scienceDOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0475

20. Chereneva E. A., Stoyanova I. Ya., Belyaeva O. L. Strategies of behavior voluntary regulation of primary schoolchildren in health and disease // Journal of Siberian Federal University Humanitarian society science. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0476

21. DeSteno D., Gross J. J., Kubzansky L. Affective science and health: the importance of emotion and emotion regulation // Health Psychology. – 2013. – Vol. 32 (5). – P. 474–486. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0030259 URL:  https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23646831/

22. Kim B. N., Lee J. S., Shin M. S., Cho S.-C., Lee D.-S. Regional cerebral perfusion abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder. Statistical parametric mapping analysis // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. – 2002. – Vol. 252. – P. 219–225. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s00406-002-0384-3

23. Skinner E. A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping // Psychological Bulletin. – 2003. – Vol. 129 (2). – P. 216–269. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=8301401 

24. Tremolada M.Bonichini S.Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems // Psychology. – 2016. – Vol. 7 (14). – P. 1858–1871. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171 

25. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology // American Psychologist. 2000. – Vol. 55 (1). – P. 89–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.89 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11392869/

Дата публикации 31.08.2021