Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 5, С. 7–25
УДК: 
331.54:37+378

Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства

Харисова И. Г. 1 (Ярославль, Россия), Макеева Т. В. 1 (Ярославль, Россия), Казакова Е. И. 2 (Санкт Петербург, Россия), Тарханова И. Ю. 1 (Ярославль, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема противоречия существующих регламентов профессиональной педагогической деятельности, отраженных в Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах, и приоритетных для современных педагогических работников профессиональных смыслов и ценностей. Целью статьи является выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства.
Методология. Методологической основой исследования является системный подход в приложении концепции системогенеза деятельности, разработанной академиком В. Д. Шадриковым. В рамках методологии системогенеза для научно-теоретического поиска использованы методы морфологического и психологического анализа педагогической деятельности и метод операционализации действующих образовательных и профессиональных стандартов, регламентирующих требования к уровню подготовки педагога и его трудовым функциям. Эмпирические данные собраны с помощью авторской анкеты и модифицированного MAST-теста. Для обработки данных использованы методы первичной описательной статистики, корреляционного, системно-структурного, факторного анализа.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении наиболее значимых для учителей инструментальных ценностей, относящихся к ценностям-целям категорий «ребенок», «среда» и «профессия». В результате анализа эмпирических данных выделены приоритетные для современных педагогических работников ориентиры: «профессия», «среда», «ребенок». В общей структуре инструментальных ценностей учителей приоритетными выступают ценности-качества, менее значимы ценности-знания, наименьший вес имеют ценности-отношения. Таким образом, выявлена преимущественная для современных педагогических работников ценностно-смысловая ориентация на внешнюю сторону организации педагогического процесса, что противоречит ориентации образовательных стандартов на развитие субъектности и личностного потенциала обучающегося.
Заключение. Социально-профессиональная общность современного учительства не выделяет в качестве приоритетных ценностно-смысловые ориентиры, определяющие эффективное взаимодействие субъектов педагогического процесса, что обусловлено утратой учителями-практиками ценностей ребенка, проявляющихся в отношении к нему как субъекту. На первый план при этом выходят ценности профессии и среды. Таким образом, определяется стратегическое направление совершенствования системы подготовки педагогических кадров: обеспечение перевода ценностей, связанных с ребенком, из разряда декларируемых в статус приоритетных при решении профессиональных педагогических задач.

Ключевые слова: 

профессиональная педагогическая деятельность; педагогические кадры; социально-профессиональная общность; профессиональные стандарты; образовательные стандарты; системогенез педагогической деятельности; ценностно-смысловые ориентиры; непрерывное педагогическое образование.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47136056

Библиографическая ссылка:
Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. – 2021. – № 5. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01
Список литературы: 
  1. Ансимова Н. П., Тарханова И. Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога // Педагогика. – 2021. – Т. 85, № 5. – С. 97–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46140246
  2. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Школьный учитель: утраченная ценность российского образования? // Педагогика. – 2019. – № 3. – С. 87–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37395524
  3. Вольчик В. В., Посухова О. Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // Terra Economicus. – 2017. – Т. 15, № 2. – С. 122–138. DOI: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29455389 
  4. Казакова Е. И., Басюк В. С., Врублевская Е. Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 143–154. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110312  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40805423
  5. Митина Л. М., Митин Г. В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 3. – С. 90–100. – DOI: https://doi.org//10.17759/pse.2020250308  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43159666 
  6. Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 9. – С. 37–66. DOI: https://doi.org//10.17853/1994-5639-2020-9-37-66  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44192285
  7. Ashton J., Newman L. An unfinished symphony: 21st century teacher education using knowledge creating heutagogies // British Journal of Educational Technology. – 2006. – Vol. 37 (6). – P. 825–840. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2006.00662.x
  8. Atjonen P. Key pedagogical principles and their major obstacles as perceived by comprehensive school teachers // Teachers and Teaching. – 2011. – Vol. 17 (3). – P. 273–288. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2011.554698
  9. Daley B. J. Novice to Expert: An Exploration of How Professionals Learn // Adult Education Quarterly. – 1999. – Vol. 49 (4). – P. 133–147. DOI: https://doi.org/10.1177%2F074171369904900401

10. Dang T. K. A. Identity in activity: Examining teacher professional identity formation in the paired-placement of student teachers // Teaching and Teacher Education. – 2013. – Vol. 30. – P. 47–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2012.10.006

11. Gadušova Z., Hašková A., Szarszoi D. Teacher competences evaluation: Case-study // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (3). – P. 164–178. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2003.09

12. Ghanizadeh A., Ostad S. A. The Dynamism of Teachers’ Identity: The Case of Iranian EFL Teachers // Sino-USEnglish Teaching. – 2016. – Vol. 13 (11). – P. 831–841. DOI: https://doi:10.17265/1539-8072/2016.11.001

13. Han I. Conceptualisation of English teachers’ professional identity and comprehension of its dynamics // Teachers and Teaching. – 2017. – Vol. 23 (5). – P. 549–569. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2016.1206525

14. Lai T., Lin H. F. An investigation of the relationship of beliefs, values and technological pedagogical content knowledge among teachers // Technology, Pedagogy and Education. – 2018. – Vol. 27 (4). – P. 445–458. DOI: https://doi.org/10.1080/1475939X.2018.1496137

15. Pillen M. T. Professional identity tensions of beginning teachers // Technische Universiteit Eindhoven. – 2013. – 178 p.  DOI: https://doi.org/10.6100/IR758172 

16. Sachs J. Teacher professional identity: Competing discourses, competing outcomes // Journal of education policy. – 2001. – Vol. 16 (2). – P. 149–161. DOI: https://doi.org/10.1080/02680930116819

17. Sanderse W. The meaning of role modelling in moral and character education // Journal of Moral Education. – Vol. 42 (1). – P. 28–42. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2012.690727

18. Schultz K., Ravitch S. M. Narratives of learning to teach: Taking on professional identities // Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 64 (1). – P. 35–46. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0022487112458801

19. Timoštšuk I., Ugaste A. The role of emotions in student teachers’ professional identity // European Journal of Teacher Education. – 2012. – Vol. 35 (4). – P. 421–433. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2012.662637 

20. Vaitzman Ben-David H., Berkovich I. Associations between novice teachers’ perceptions of their relationship to their mentor and professional commitment // Teachers and Teaching. – 2010. – Vol. 3 (4). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2021.1946035

21. Veugelers W., Vedder P. Values in Teaching // Teachers and Teaching. – 2003. – Vol. 9 (4). – P. 377–389. DOI: https://doi.org/10.1080/1354060032000097262

22. Wang H., Hall N. C. When “I care” is not enough: An interactional analysis of teacher values, value congruence, and well-being // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 86. – P. 102906. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102906

23. Weiner J. M., Torres A. C. Different location or different map? Investigating charter school teachers’ professional identities // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 53. – P. 75–86. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.11.006

24. Weran Y. I. T., Kuswandono P. Teacher identity as a root of teacher selves: professional identity vs personal identity // Journal of English Educational Study (JEES). – 2021. – Vol. 4 (1). – P. 49–58. DOI: https://doi.org/10.31932/jees.v4i1.946

25. Windl E., Dammerer J. Teacher Training in Austria with special consideration of Mentoring in the induction phase // Education and Self Development. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 40–47. DOI: https://doi.org/10.26907/esd14.3.05

Дата публикации 31.10.2021