Влияние возраста, профиля обучения и личностных особенностей на сексуальность студенток вуза
В статье анализируется особенности сексуальности у студенток вуза 17-18 и 21-22 лет в зависимости от профиля обучения и личностных характеристик. Показано, что девушки старшего возраста отличаются более сформированной сексуальностью, принятием физических контактов, эмоционально положительными самоописаниями как представителя своего пола. Студентки, получающие гуманитарное образование, отличаются более выраженной способностью к установлению отношений привязанности, интимности при соблюдении личных границ партнеров по общению. Высокую значимость в развитии женской сексуальности имеют следующие личностные качества: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, искренность, социальная смелость, активность и готовность к риску. Выявленная структурная модель сексуальности у студенток вуза в большей степени имеет маскулинную ориентацию.
сексуальность, гендерная идентичность, психологический пол, профиль обучения, личностные особенности
1. Айзман Н.И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С.275–285.
2. Билич Г.Л. Справочник по сексологии. – М.: Изд-во Оникс, 2007. – 624 с.
3. Демидова Т.П. Формирование компетенций семейной жизни у студентов в ходе профессионального становления. // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе: сб.ст. международной науч.-практ. конф. / Сост. О.В. Панфилова. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. – С.111–115.
4. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения : монография. – Новосибирск : НГПУ, 2002. 278 с.
5. Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии : автореферат дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04. –М.: РГБ, 2003.
6. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии / Серия «Учебник нового века». – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.
7. Кон И.С. Сексология. – М.: Издательский центр «Академия». – 2004. – 384 с.
8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира : монография. –Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009. – 230 с.
9. Котенева В.И. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии, 1998. № 2. – С.50–57.
10. Лоуэн А. Любовь и оргазм // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы : сост. Д.Я. Райгородский. Самара : Изд-ий дом БАХРАХ-М, 2002. 688 с.
11. Падун М.А., Котельникова А.В. Шкала базисных убеждений Р. Янофф–Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 104–105.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Ред. сост.: Д.Я. Райгородский. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. 672 с.
13. Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С.15-31.
14. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. С. 82–103.
15. Шакирова Г.Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта // Образование и саморазвитие. Казань: Центр инновационных технологий. 2009. № 1(11). С.202–206.
16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 768 с.
17. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2001. – 32 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1997. – 340 с.
19. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. – V.42. – P.165–172.
20. Erlich H.S. Being and Doing in psychoanalysis and psychotherapy // Read to Israel Psychoanalytic Society, and Sigmund Freud Institute. Frankfurt, 1989. – S.263–274.
21. Travis C.B. Women and health psychology: Mental health issues / C.В. Travis (Ed), P.L. Moore. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. – 587 p.