Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 179–194
УДК: 
37.091

Аргументация выбора универсального инструментария обучения иностранным языкам в условиях перехода к digital-компетентностной парадигме

Ермолова Т. В. 1 (Москва, Россия), Савицкая Н. В. 1 (Москва, Россия), Дедова О. В. 1 (Москва, Россия), Гузова А. В. 1 (Москва, Россия)
1 Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен ретроспективный анализ проблемы обучения иностранным языкам в условиях смены образовательных парадигм как реакции на доминирование очередного подхода, формулируемого в результате эволюции digital-ресурсной модели иноязычного образования. Цель статьи – аргументировать выбор универсального инструментария обучения иностранным языкам, релевантного современной образовательной парадигме, главной характеристикой которой является ответственное самообразование (автономность).
Методология. Для достижения указанной цели использовались следующие методы исследования: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза имеющихся литературных данных, сравнения и аналогии, аннотирование, конспектирование и реферирование информации, полученной из современных научных источников), специальные (системный, сравнительного анализа и др.). Исследование выполнено в русле концепции информатизации образования, коммуникационного, компетентностного, контекстного и личностно-деятельностного подходов к иноязычному обучению.
Результаты. В результате исследования авторами, во-первых, обоснована необходимость принятия факта того, что в условиях массовой индустриализации, образовательная экосистема находится на стадии перехода к новой образовательной парадигме, соответственно, в это русло необходимо переводить и сам механизм организации образовательного процесса, в частности иноязычного; во-вторых, проведен ретроспективный анализ инструментов обучения иностранным языкам в условиях смены образовательных парадигм как реакции на доминирование очередного подхода, формулируемого в результате эволюции digital-ресурсной модели иноязычного образования, а именно SCALL-, MALL- и RALL-подходов; в-третьих, выдвинута гипотеза об универсальном инструменте обучения иностранным языкам, релевантного современной образовательной digital-компетентностной парадигме.
Заключение. Авторами аргументировано, что на современном этапе в качестве универсального инструментария обучения иностранным языкам, релевантного современной образовательной парадигме, главной характеристикой которой является ответственное самообразование (автономность), могут быть приняты виртуальные (электронные) образовательные платформы, практика работы с которыми в России, в том числе в условиях автономного обучения, достаточно распространена. В среднесрочной перспективе к универсальному инструментарию можно будет отнести мобильное обучение, однако для этого необходимо систематизировать практику его апробации в образовательных организациях различного уровня. В долгосрочной перспективе в качестве универсального инструментария обучения иностранным языкам можно рассматривать продукты, «порожденные» RALL-эволюцией, т. е. learn-инструменты с искусственным интеллектом. Принимая во внимание, что такие продукты, к примеру чат-боты, еще только начинают использоваться в системе иноязычного обучения, предполагается, что стать понятным, адаптивным и в результате универсальным digital-инструментом – помощником, который позволит организовать и реализовать процесс обучения иностранным языкам в том числе в автономном режиме, они смогут только в перспективе.

Ключевые слова: 

digital-ресурсный подход; автономное обучение; иноязычное образование; системы искусственного интеллекта; обучающие платформы; электронная образовательная среда; искусственный интеллект; анализ больших данных; работа в LMS Moodle.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447644

Библиографическая ссылка:
Ермолова Т. В., Савицкая Н. В., Дедова О. В., Гузова А. В. Аргументация выбора универсального инструментария обучения иностранным языкам в условиях перехода к digital-компетентностной парадигме // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 179–194. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.10
Список литературы: 
  1. Li H., Peng M. Y., Yang M., Chen C. C. Exploring the Influence of Learning Motivation and Socioeconomic Status on College Students' Learning Outcomes Using Self-Determination Theory // Frontiers in psychology. – 2020. – vol. 11. – P. 849–861. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00849
  2. Уваров В. И. Самостоятельная работа студентов как важная составляющая процесса развития навыков аудирования в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // CHRONOS. – 2021. – № 1. – С. 29–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44549200
  3. Borg S., Alshumaimeri Y. Language learner autonomy in a tertiary context: Teachers’ beliefs and practices // Language Teaching Research. – 2019. – Vol. 23 (1). – P. 9–38. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1362168817725759
  4. Zhankina B. Zh., Kostina E. A., Zhetpisbayeva B. A., Kargin S. T. Basic factors of developing learner autonomy in foreign language education (with the main focus on Kazakhstan) // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9 (2). – P. 126–139. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191469
  5. Путистина О. В. Обучение иноязычному дискурсу в концепции развития учебной автономии студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 4. – P. 52–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46184653
  6. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. – 2017. – № 4. – С. 6–8. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.6.8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30776500
  7. Игнашина З. Н., Рыбакова И. А. Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам: практический аспект // Современное педагогическое образование. – 2021. – №  4. – C. 146–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45788583
  8. Pregowska A., Masztalerz K., Garlińska M., Osial M. A Worldwide Journey through Distance Education – From the Post Office to Virtual, Augmented and Mixed Realities, and Education during the COVID-19 Pandemic // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11 (3). – P. 118. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/EDUCSCI11030118
  9. Valverde-Berrocoso J., Garrido-Arroyo M. C., Burgos-Videla C., Morales-Cevallos M. B. Trends in Educational Research about e-Learning: A Systematic Literature Review (2009-2018) // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (12). – P. 51–53. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su12125153
  10. Островский А. В., Кудина М. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 78. – С. 299–244. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10041 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471926
  11. Sánchez-Caballé A., Gisbert-Cervera M., Esteve-Mon F. Integrating Digital Competence in Higher Education Curricula: An Institutional Analysis // Educar. – 2021. – Vol. 57 (1). – P. 241–258. DOI: http://dx.doi.org/10.5565/rev/educar.1174
  12. Максимова О. И. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий // Вестник финансового университета. – 2017. – Т. 21, № 2. – С. 154–157. DOI: http://dx.doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-2-154-157 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29274719
  13. Ghanizadeh A., Razavi A., Jahedizadeh S. Technology-Enhanced Language Learning (TELL): A Review of Resourses and Upshots // International Letters of Chemistry, Physics and Astronomy. – 2015. – Vol. 54. – P. 73–87. DOI: http://dx.doi.org/10.18052/WWW.SCIPRESS.COM/ILCPA.54.73
  14. Golonka E. M., Bowles A. R., Frank V. M., Richardson, D. L., Freynik S. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness // Computer Assisted Language Learning. – 2014. – Vol. 27 (1). – P. 70–105. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09588221.2012.700315
  15. Shadiev R., Yang M. Review of Studies on Technology-Enhanced Language Learning and Teaching // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (2). – P. 524. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su12020524
  16. Игумнова О. В. Возможности использования LMS Moodle для организации внеаудиторного чтения по дисциплине «Иностранный язык» на неязыковых факультетах образовательных организаций высшего образования // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. – № 1. – C. 18–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46262431
  17. Хахалина М. С., Щерба О. Ю., Порязь Н. В. Проблемы применения системы дистанционного образования MOODLE при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза // Исследования языка и современное гуманитарное знание. – 2021. – Т. 3, № 1. – С. 97–105. DOI: http://dx.doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-1-97-105 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45704038
  18. Крылова Е. А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1. – С. 86–93. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/1609-624X-2020-1-86-93 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41722368
  19. Cramer F. What Is «Post-digital»? // Postdigital Aesthetics: Art, Computation and Design / ed. by D.M. Berry, M. Dieter. [S. l.]: Palgrave Macmillan. – 2015. – P. 12–26. DOI: http://dx.doi.org/10.1057/9781137437204_2
  20. Belpaeme T., Kennedy J., Ramachandran A., Scassellati B., Tanaka F. Social robots for education: A review // Science Robotics. – 2018. – Vol. 3 (21). – P. eaat5954. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/scirobotics.aat5954
  21. Павлюк Е. С. Этапы формирования познавательной самостоятельности // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 5. – С. 31–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36782198
  22. Dokukina I., Gumanova J. The rise of chatbots – new personal assistants in foreign language learning // Procedia Computer Science. – 2020. – Vol. 169. – P. 542–546. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.212
Дата публикации 31.12.2021