Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 77–98
УДК: 
371.487

Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов

Рылеева А. С. 1 (Курган, Россия), Хомутникова Е. А. 1 (Курган, Россия), Еманова С. В. 1 (Курган, Россия)
1 ФГБОУ ВО Курганский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены обзор исследования по проблеме развития soft skills у старшеклассников, результаты исследования развития уровня универсальных компетенций у старшеклассников и поиск подходов по развитию универсальных компетенций у старшеклассников через использование цифровых инструментов. Цель исследования – выявить уровень развития soft skills у старшеклассников и обосновать реализацию практико-ориентированных процедур в условиях цифровой образовательной среды.
Методология. В исследовании для определения уровня развития таких универсальных компетенций у девятиклассников, как эмоциональный интеллект и навыки самоконтроля, были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение теоретических источников по проблеме; диагностические методы: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер) и Методика Томаса–Килманна, в ходе которой были выявлены типы поведения старшеклассников в ситуации конфликта в классе. Авторами были разработаны практико-ориентированные процедуры, направленные на развитие самоконтроля, навыков конструктивного межличностного взаимодействия, эмоционального интеллекта, что осуществлялось через использование образовательных платформ «Лифт в будущее» и Learnis.ru.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении проблем в развитии soft skills у опрошенных 400 9-классников. Авторы определили инвариантные (низкий уровень рефлексии, отсутствие мотивации на саморазвитие, неготовность меняться) и вариативные трудности, которые усложняют процесс успешного развития soft skills у девятиклассников и связаны с индивидуально-типологическими чертами личности: неуверенность в себе, завышенный уровень притязаний, эмоциональная незрелость, повышенная утомляемость. В ходе исследования были выявлены низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 50 % опрошенных, низкий уровень навыков сотрудничества у 75 % опрошенных. Авторы представили содержание практико-ориентированных процедур с применением цифровых инструментов, в ходе реализации которых показатели универсальных компетенций у старшеклассников повысились. Авторы отмечают необходимость использовать как групповые формы работы, так и индивидуальные, учитывать инвариантные и вариативные трудности, препятствующие успешному развитию soft skills. Авторы обобщают термин «цифровая грамотность», раскрывая его основное содержание.
Заключение. Авторы указывают, что применение цифровых инструментов в ходе работы способствовало поддержанию мотивации и стимулировало развитие цифровой грамотности у всех участников эксперимента.

Ключевые слова: 

универсальные компетенции; эмоциональный интеллект; навыки самоконтроля; цифровая грамотность; цифровые инструменты.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057196

Библиографическая ссылка:
Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 77–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04
Список литературы: 

1          Рылеева А. С., Стефаник Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2. – P. 97–99. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677559

2          Соболева Ж. С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – № 13. – С. 110–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629885

3          Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. Mastering digital literacy. – Bloomington, IN: Solution Tree Press, 2014. ISBN: 978-1936764549

4          Davies J. P., Ohler J. DOA: education in the electronic culture. – Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2003. ISBN 9780810846944

5          Akçayır M., Dündar H., Akçayır G. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 60. – P. 435–440. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.089

6          Шариков А. В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2018. – Т. 3, № 3. – С. 96–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47491089

7          Бердман Н. Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 3. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29923  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43925018

8          Donati M. A., Sottili E., Morsanyi K., Primi C. Time perspectives and gambling in adolescent boys: Differential effects of present-and future-orientation // Journal of gambling studies. – 2019. – Vol.  35 (1). – P. 107–124. DOI: https://doi.org/10.1007/s10899-018-9780-0

9          Alonso-Stuyck P., Zacarés J. J., Ferreres A. Emotional separation, autonomy in decision-making, and psychosocial adjustment in adolescence: A proposed typology // Journal of Child and Family Studies. – 2018. – Vol. 27 (5). – P. 1373–1383. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0980-5

10      Andre L., van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health // PLoS ONE. – 2018. – Vol. 13 (1). – P. e0190492. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492

11      Barr N., Pennycook G., Stolz J. A., Fugelsang J. A. The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 48. – P. 473–480. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.02.029

12      Twenge J. M., Joiner T. E., Martin G., Rogers M. L. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: response to Daly // Clinical Psychological Science. – 2018. – Vol. 6. – P. 296–297. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702618759321

13      Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change // Computers and Education. – 2018. – Vol. 121. – P. 115–123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.01.016

14      O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. М. Stress and health: A review of psychobiological processes // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 663–688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331

15      Weber B., Fischer T., Riedl R. Brain and autonomic nervous system activity measurement in software engineering: A systematic literature review // The Journal of Systems and Software. – 2021.  – Vol. 178. – P. 110946. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2021.110946

16      Boddy J., Dominelli L. Social Media and Social Work: The Challenges of a New Ethical Space // Australian Social Work. – 2017. – Vol. 70 (2). – P. 172–184. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2016.1224907

17      Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Шкурин Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. – 2021. – № 8. – C. 147–188. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-147-188 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46667599

18      Rawat K. S., Sood S. K. Knowledge mapping of computer applications in education using CiteSpace // Computer Applications in Engineering Education, 2021. – Vol. 29 (5). – pp. 1324–1339. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.2238837 

19      Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R. Kawashima R. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses // Human Brain Mapping. – 2018. – Vol. 39 (11). – P. 4471–4479. DOI: https://doi.org/10.1002/hbm.24286

20      Кисляков П. А., Меерсон А. Л. С., Шмелева Е. А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // The Образование и наука. – 2021. – № 9. – C. 142–168. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47161951

21      Englund C., Olofsson A. D., Price L. Teaching with technology in higher education: Understanding conceptual change and development in practice // Higher Education Research and Development. – 2017. – Vol. 36 (1). – P. 73–87. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1171300

22      Kurmanov N., Tolysbayev B., Amirova G., Satkanova R., Shamuratova N. Foresight of the innovation manager competencies // Polish Journal of Management Studies. – 2021. – Vol. 23 (2). – P. 267–287. DOI: https://doi.org/10.17512/pjms.2021.23.2.16

23      Viner R. M., Russell S. J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., Mytton O., Bonell C., Booy R. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: A rapid systematic review // The Lancet. Child & Adolescent Health. – 2020. – Vol. 4 (5). – P. 397–404. DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X

24      Leahy S. M., Holland C., Ward F. The digital frontier: Envisioning future technologies impact on the classroom // Futures. – 2019. –Vol. 113. – P. 102422. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2019.04.009 

25      Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019 // Journal of Computer Assisted Learning. – 2021. – Vol. 37 (3). – P. 887–901. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538

26      Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». – 2018. – Т. 15, № 3. – С. 350–363. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35721716

27      Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. – Т. 9, № 1. – С. 90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29105150

28      Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft–skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 1 (28). – С. 53–58. DOI: https://doi.org/10.12737/24692 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28801167

29      Ackerman P. L. Individual differences in skill learning: An integration of psychometric and information processing perspectives // Psychological Bulletin. – 1987. – Vol. 102 (1). – P. 3–27. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.102.1.3

30      Canning R. Education: Skills Training // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier. – 2015. – P. 215–217. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-3

31      Tastan H., Erdogan S. Cognitive skills and economic performance evidence from the recent international student assessment tests // Eurasian Economic Review. – 2018. – Vol. 8. – P. 417–449. DOI: https://doi.org/10.1007/s40822-018-0099-z

32      Anton-Sancho A., Vergara D., Fernandez-Arias P. Self-Assessment of Soft Skills of University Teachers from Countries with a Low Level of Digital Competence // Electronics. – 2021. – Vol. 10 (20). – P. 2532. DOI: https://doi.org/10.3390/electronics10202532

33      Chen W., Zhu W., Mason S., Hammond-Bennett A., Colombo-Dougovito A. Effectiveness of quality physical education in improving students' manipulative skill competency // Journal of Sport and Health Science. – 2016. – Vol. 5 (2). – P. 231–238. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jshs.2015.04.005

34      Weis S., Conzelmann K. Social Intelligence and Competencies // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. – P. 371–379. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.25094-0

35      Vorwerg C. Communicative Competence: Linguistic Aspects // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. – P. 294–301. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.53042-6

36      Fernandez-Arias P., Anton-Sancho A., Vergara D., Barrientos A. Soft Skills of American University Teachers: Self-Concept // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (22). – P. 12397. DOI: https://doi.org/10.3390/su132212397

37      Marsenaro-Gutierrez O. D., Lopez-Aguado L. A. Henriques K. O Are soft skills conditioned by conflicting factors? // Economic analysis and Policy. – 2021. – Vol. 72. – P. 18–40. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eap.2021.07.008

38      Brown C. P., Weber N. B. Struggling to Overcome the State’s Prescription for Practice: A Study of a Sample of Early Educators’ Professional Development and Action Research Projects in a High-Stakes Teaching Context // Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 67 (3). – P. 183–202. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487116636452  

39      Gonzalez-Lorente C., Martinez-Clares P. Which Factors Influence a University Student's Entry into the Workforce? // Revista Española de Investigaciones Sociológicas. – 2021. – Vol. 176. – P. 59–78. DOI: https://doi.org/10.5477/cis/reis.176.59

40      Icenogle G., Steinberg L., Duell N., Chein J., Chang L., Chaudhary N., Di Giunta L., Dodge K. A., Fanti K. A., Lansford J. E., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Tapanya S., Uribe Tirado L. M., Alampay L. P., Al-Hassan S. M., Takash H. M. S., Bacchini D. Adolescents’ cognitive capacity reaches adult levels prior to their psychosocial maturity: Evidence for a “maturity gap” in a multinational, cross-sectional sample // Law and Human Behavior. – 2019. – Vol.  43  (1).  – P. 69–85. DOI: https://doi.org/10.1037/lhb0000315

41      Lopez-Garcia I. M., Brenes L. S. Educational Innovation for the Preparation of Social Workers in a Spanish University // Trabajo Social. – 2018. – Vol. 20 (2). – P. 95–116. DOI: https://doi.org/10.15446/ts.v20n2.74307

42      Marin-Zapata S., Roman-Calderon J., Robledo-Ardila C., Jaramillo-Serna M. Soft skills, do we know what we are talking about? // Review of Managerial Science. – 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s11846-021-00474-9

43      Henderman А. F., Cantner U. Soft skills, hard skills, and individual innovativeness //Eurasian Business Review. – 2018. – Vol. 8. – P. 139–169. DOI: https://doi.org/10.1007/s40821-017-0076-6

44      Scierski W., Landrat M., Pikon K., Bogacka M. Developing behavioral skills within selected laboratory tests // ICERI2019 Proceedings (ICERI 2019, 12th International Conference of Education, Research and Innovation Seville, Spain, 11th–13th November, 2019). – P. 6846–6850. DOI: https://doi.org/10.21125/iceri.2019.1630

Дата публикации 28.02.2022