Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 46–60
УДК: 
159.922.7+371

Исследование психологических характеристик саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья в системе образования

Черенева Е. А. 1 (Красноярск, Россия), Ли С. 2 (Пекин, Китай), Стоянова И. Я. 3 (Томск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
2 Пекинский университет
3 НИИ психического здоровья ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук».; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему психологической характеристики саморегуляции у младших школьников с нарушениями когнитивного здоровья. Цель статьи состоит в определении ключевых детерминант проявления саморегуляции как ведущего механизма адаптации.
Методология. Методологической основой исследования стали ведущие положения психологии о формировании поведения детей с нарушениями когнитивного здоровья. Исследование проведено в логике констатирующего психолого-педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам сбора эмпирических данных. Выборку составили 456 учащихся в возрасте от 8 до 11 лет, которые были разделены на три группы: НИР (нормальное интеллектуальное развитие), ЗИР (задержка психического развития) и НИРЛ (нарушение интеллектуального развития в легкой степени). Полученные данные проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью различных методов математико-статистической обработки: достоверность различий по статистическим критериям φ* – угловое преобразование Фишера, критерий сравнения распределения уровней χ2 Пирсона, корреляционный анализ, метод корреляционных плеяд.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении основных психологических характеристик саморегуляции у младших школьников с нарушением когнитивного здоровья.

Полученные данные являются социально-психологическим ресурсом повышения когнитивного здоровья у младших школьников, позволяют успешно формировать саморегуляцию у детей с нарушением когнитивного здоровья. Полученные результаты могут стать основой для разработки психологических программ сопровождения в условиях школьного обучения; позволят повысить адаптивные стратегии поведения и компонентов саморегуляции на основе авторских теоретических представлений о сущности данного феномена.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что после выделения психологических характеристик саморегуляции младших школьников с нарушением когнитивного здоровья становится возможным разрабатывать программы психологической помощи в условиях системы образования. Полученные данные могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушениями когнитивного здоровья, для повышения продуктивности учебной и внеучебной деятельности и успешной интеграции детей данной группы в социум.

Ключевые слова: 

саморегуляция; младшие школьники; когнитивный дефицит; нарушения когнитивного здоровья; психологическая диагностика.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447637

Библиографическая ссылка:
Черенева Е. А., Ли С., Стоянова И. Я. Исследование психологических характеристик саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья в системе образования // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 46–60. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.03
Список литературы: 
  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210112  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25781582
  2. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 125–142. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080307   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41358561
  3. Бондаренко И. Н., Потанина А. М., Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 63–78. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130105  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42732645
  4. Волченкова Е. В., Кузнецова Е. В., Санникова Ю. П., Семено Н. С., Воронина О. А. Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся // Science for Education Today. – 2020. – №  5.  – С. 84–103. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.05  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193025 
  5. Жиркова А. В. Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 79–90. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2020130106  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42732646
  6. Колесникова М. А., Жукова М. А., Овчинникова И. В. Особенности когнитивного развития и адаптивного поведения детей в домах ребенка в РФ // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 53–69. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse.2018070204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35452702
  7. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия.  – 2017. – Т. 25, № 4. – С. 11–22. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2017250402  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30753918
  8. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 4. – С. 50–60. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2016210406  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28358090
  9. Миронов А. В., Шелест Е. С., Булатова О. В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 50–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.03  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193023
  10. Морозова И. С., Каргина А. Е., Гриненко Д. Н., Медовикова Е. А. Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.03  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46233034
  11. Пилюгина Е. Р., Сулейманов Р. Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 194–209. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2020130213  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42899666
  12. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – № 3. – C. 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16550089 
  13. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я., Терехина О. В. Нарушение саморегуляции и опосредования эмоций как основа риска формирования антивитального поведения в молодом возрасте // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65. – С. 94–103. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/17267080/65/7  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30035810 
  14. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Развитие произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Вопросы практической педиатрии. – 2007. – № 6. – С. 17–23. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2007030405  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9611725
  15. Черенева Е. А., Сохадзе Э. М., Стоянова И. Я. Исследование эффективности психологической помощи при становлении саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья // Science for Education Today. – 2021. – № 4. – С. 91–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.05  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46513827
  16. Aguilar L. Islas A., Rosique P., Hernandez B., Portillo E, Herrera J. M., Cortes R., Cruz S., Alfaro  F., Martin R., Cantu J. M. Psychometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development // Journal of Intellectual Disability Research. – 2008. – Vol. 37 (6). – P. 507–520. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2788.1993.tb00321.x URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8123997/
  17. Andrews G., Singh M., Bond M. The Defense Style Questionnaire // Journal of Nervous and mental Disease. – 1993. – Vol. 181 (4). – P. 246–256. DOI: https://doi.org/10.1097/00005053-199304000-00006 
  18. Bond M., Paris J., Zweig-Frank H. Defense styles and borderline personality disorder // Journal of Personality Disorders. – 1994. – Vol. 8 (1). – Р. 28–31. DOI: https://doi.org/10.1521/pedi.1994.8.1.28 
  19. Casanova M. F., Frye R. E., Gillberg C., Casanova E. L. Editorial: Comorbidity and Autism Spectrum Disorder // Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Vol. 11. – P. 617395. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyt.2020.617395  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33329163/ 
  20. Chereneva E. A., Belyaeva O. L., Stoyanova I. Ya. Current approaches to differential diagnostics of autism spectrum disorders and similar conditions // Journal of Siberian Federal University. Humanitarian society science. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0475
  21. Chereneva E. A., Stoyanova I. Ya., Belyaeva O. L. Strategies of behavior voluntary regulation of primary schoolchildren in health and disease // Journal of Siberian Federal University Humanitarian society science. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0476
  22. DeSteno D., Gross J. J., Kubzansky L. Affective science and health: the importance of emotion and emotion regulation // Health Psychology. – 2013. – Vol. 32 (5). – P. 474–486. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0030259   URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23646831/ 
  23. Kim B. N., Lee J. S., Shin M. S., Cho S.-C., Lee D.-S. Regional cerebral perfusion abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder. Statistical parametric mapping analysis // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. – 2002. – Vol. 252. – P. 219–225. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s00406-002-0384-3
  24. Skinner E. A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping // Psychological Bulletin. – 2003.  – Vol. 129 (2). – P. 216–269. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=8301401
  25. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems // Psychology. – 2016. – Vol. 7 (14). – P. 1858–1871. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171 
  26. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55 (1). – P. 89–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.89  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11392869/ 
Дата публикации 31.12.2021