Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 62–79
УДК: 
101+371

Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 1

Смирнов С. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Аннотация: 

Проблема и цель. Целью данной работы является анализ концепции культурно-исторической психологии с точки зрения выделения в ней структуры акта развития и понимания объяснительного потенциала этой концепции в целом, позволяющего объяснить и понять существо цифрового и виртуального сдвига. Подобный анализ необходим для преодоления ограничений, связанных с доминирующими в настоящее время бихевиористскими моделями, с помощью которых многие исследователи пытаются объяснить и описать феномен влияния цифровых технологий на людей, в частности, на школьников и студентов.
Методология. В работе рассмотрен концепт, разработанный в рамках культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, который предлагается принять как базовый с целью выстраивания объяснительной модели, с помощью которой автор предлагает описывать и осмыслять феномен трансформации процесса развития человека в новой реальности цифровой среды.
Результаты. В статье вводятся основные принципы и положения, на которых строится объяснительная модель. Они касаются роли знаково-орудийного опосредствования в развитии человека, роли взрослого посредника, структуры акта мышления и акта развития, базового механизма овладения человеком своим поведением, пронизывающим процесс формирования высших психических функций. Автор проводит сравнение этой объяснительной модели и бихевиористской модели, используемой в большинстве современных исследований, в которых рассматривается влияние цифровых технологий на школьников и студентов.
Заключение. Показано, что в бихевиористской модели ученик представлен как пассивное реактивное существо, реагирующее на внешние раздражители, – не как человек с его высшими способностями, а лишь как функция. Такая модель не может быть использована для понимания и осмысления современных процессов развития.

Ключевые слова: 

цифровая школа; концептуальная объяснительная модель; цифровые технологии; акт развития; культурно-историческая психология; знак; орудие; опосредствование; взрослый-посредник.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447638

Библиографическая ссылка:
Смирнов С. А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 1 // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 62–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.04
Список литературы: 
  1. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – С. 4–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43924859
  2. Viner R. M., Russell S. J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., Mytton O., Bonell C., Booy  R. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: A rapid systematic review // The Lancet. Child & Adolescent Health. – 2020. – Vol.  4  (5). – P. 397–404. DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X  
  3. Войскунский А. Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек.  – 2016. – № 1. – С. 36–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25954571  
  4. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6, №  4.  – С. 7–20. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060401 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32677084
  5. Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения. Литературный обзор // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 134–142. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-134-142  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44034124
  6. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (часть первая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 117–124. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150312  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41135721
  7. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 4. – С. 100–108. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150410   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41500737
  8. Cole M. Cultural Psychology. A Once and Future Discipline. – The Belknap Press of Harvard Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1996. URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674179561
  9. Falikman M. There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization  // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 501233. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.501233
  10. Рюкрим Г. Цифровые технологии и опосредование – вызов теории деятельности // Культурно-историческая психология. – 2010. № 4. – С. 30–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15501592
  11. Вятлева О. А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – №  1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43927674  
  12. Falbe J., Davidson K. K., Franckle R. L., Ganter C., Gortmaker S. L., Smith L., Land T., Taveras  E.  M. Sleep duration, restfulness, and screens in the sleep environment // Pediatrics. – 2015. – Vol.  135 (2). – P. e367–e375. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2014-2306 
  13. Kelleci M. The Effects of Internet Use, Cell Phones and Computer Games on Mental Health of Children and Adolescents // TAF Preventive Medicine Bulletin. – 2008. – Vol. 7 (3). – P. 253–256. URL: https://www.bibliomed.org/?mno=308
  14. Twenge J. M., Joiner T. E., Martin G., Rogers M. L. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: response to Daly // Clinical Psychological Science. 2018. – Vol. 6. – P. 296–297. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702618759321
  15. Foerster M., Henneke A., Chetty‑Mhlanga S., Röösli M. “Impact of Adolescents” Screen Time and Nocturnal Mobile Phone-Related Awakenings on Sleep and General Health Symptoms: A Prospective Cohort Study // International journal of environmental research and public health. 2019. – Vol.  16 (3). – P. e518. DOI: https://dx.doi.org/10.3390%2Fijerph16030518  URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6388165/
  16. Barr N., Pennycook G., Stolz J. A., Fugelsang J. A. The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 48. – P. 473–480. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.02.029  
  17. Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R. Kawashima R. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses // Human Brain Mapping. – 2018. – Vol. 39 (11). – P. 4471–4479. DOI: https://doi.org/10.1002/hbm.24286
  18. Четверикова О. Н. «Ликвидация»: судьба российского образования // Свободная мысль. – 2017. – № 2. – С. 89–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29298121
  19. Давыдов В. В. Определение мышления // Культурно-историческая психология. – 2006. – №  2. – С. 3–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12511404
  20. Смирнов С. А. Культурный возраст. Философское введение в психологию развития. – Новосибирск: Офсет, 2001. – 261 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21664505
  21. Смирнов С. А. Умное тело или проблема развития человеческой телесности в ситуации жизненного аутсорсинга. Статья 1 // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12, № 1.  – С. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120101 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25657792
  22. Смирнов С. А. Умное тело или проблема развития человеческой телесности в ситуации жизненного аутсорсинга. Статья 2 // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12, № 4.  – С. 100–112. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120410  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28352640
  23. Фаликман М., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 3. – С. 4–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22669504
  24. Горбачева А. Г. Влияние конвергирующих технологий на тип мышления человека // Информационное общество. – 2016. – № 2. – С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26281353
Дата публикации 31.12.2021