Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 80–95
УДК: 
101+371

Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 2

Смирнов С. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Аннотация: 

Проблема и цель. Целью статьи является рассмотрение действия виртуального сдвига (или виртуальной инверсии), в процессе которого наблюдается размывание структуры акта развития, предложенного в рамках культурно-исторической психологии. В этой связи проблемой является необходимость выработки альтернативы этому феномену инверсии, возвращение человеку (и школьнику, и взрослому-посреднику) их базовой роли субъектов развития.
Методология. В качестве методологии использованы концептуальные идеи культурно-исторической психологии: идея опосредования, предметного действия, смыслового поля, роль взрослого как посредника в акте развития.
Результаты. Статья является продолжением предыдущего исследования автора. На языке модели культурно-исторической психологии в этой части показывается реальность происходящего в настоящее время виртуального сдвига (виртуальной инверсии), согласно которому основные положения, играющие роль опор в культурно-исторической модели, подвергаются радикальному пересмотру и трансформации, в силу чего сам процесс культурного развития человека ставится под вопрос. Автор предлагает в этой связи использовать ресурс и проектный потенциал культурно-исторической психологии и вырабатывать новые модели на ее базе, выстраивать новую исследовательскую и проектную повестку, возвращающую основные идеи культурно-исторической психологии, но в новой смешанной, гибридной реальности, в которой (повестке) цифровые технологии становятся средством личностного развития.
Заключение. В заключении предложено культурное задание для дальнейшего развития культурно-исторической психологии. Предлагается восстановление связи взрослый – ученик, восстановление идеи и роли смыслового поля для обучающего предметного действия, восстановление детских сообществ, но уже в новой социально-цифровой гибридной реальности, в которой цифра выступает не как средство, порабощающее школьника, а как умный посредник-помощник.

Ключевые слова: 

цифровая школа; концептуальная объяснительная модель; цифровые технологии; акт развития; культурно-историческая психология; знак; орудие; опосредствование; взрослый-посредник.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447639

Библиографическая ссылка:
Смирнов С. А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 2 // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 80–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.05
Список литературы: 
  1. Смирнов С. А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 1 // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 62–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.04    
  2. Смирнов С. А. Умное тело или проблема развития человеческой телесности в ситуации жизненного аутсорсинга. Статья 1 // Культурно-историческая психология. – 2016. Т. 12, № 1. – С. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120101  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25657792 
  3. Смирнов С. А. Умное тело или проблема развития человеческой телесности в ситуации жизненного аутсорсинга. Статья 2 // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12, № 4.  – С. 100–112. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120410 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28352640  
  4. Войскунский А. Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек.  – 2016. – № 1. – С. 36–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25954571 
  5. Горбачева А. Г. Влияние конвергирующих технологий на тип мышления человека // Информационное общество. – 2016. – № 2. – С. 12–18.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26281353  
  6. Рюкрим Г. Цифровые технологии и опосредование – вызов теории деятельности // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 4. – С. 30–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15501592
  7. Falikman M. There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 501233. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.501233  
  8. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6, №  4.  – С. 7–20. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060401 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32677084
  9. Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения. Литературный обзор // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 134–142.  DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-134-142   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44034124 
  10. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (часть первая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 117–124. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150312   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41135721 
  11. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15, № 4. – С. 100–108. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150410    URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41500737 
  12. Cole M. Cultural Psychology. A Once and Future Discipline. – The Belknap Press of Harvard Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1996. URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674179561 
  13. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, № 4. – C. 87–97. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160409  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44366483  
Дата публикации 31.12.2021