Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 30–54
УДК: 
101+378.4+316

Смена неолиберальной концепции образования в эпоху COVID-19 и перспективы постковидного образования [in English]

Ашилова М. С. 1 (Алматы, Казахстан), Бегалинов А. С. 2 (Алматы, Казахстан), Бегалинова К. К. 3 (Алматы, Казахстан)
1 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай ха-на
2 Международный университет информационных технологий, старший преподаватель
3 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема ценностных изменений, происходящих в системе высшего образования. Пандемия COVID-19, распространившаяся в начале 2020 г., оказала серьезное влияние на сферу высшего образования. Она привела к необходимости пересмотра аксиологических основ современного образования. Целью настоящей статьи является анализ неолиберальной концепции высшего образования в современном мире и выявление трендов будущего, постковидного образования.
Методология. Материалами исследования выступили научные статьи зарубежных ученых за 2020 и 2021 годы, посвященные изучаемой тематике, а также социологическое исследование, проведенное в Республике Казахстан и рассматривающее самочувствие и ценностные ориентиры студенческой молодежи в период пандемии COVID-19. Всего было опрошено 1000 студентов из всех 14 регионов Казахстана. В выборке была сохранена основная доля учащихся (по гендеру, языку обучения, национальности, курсам и специальностям). Исследование проводилось с применением приложения Google Forms. Основными методами исследования выступили контент-анализ научной литературы (более 40 зарубежных источников), а также анализ по итогам социологического опроса студентов в Казахстане.
Результаты. Авторами показано, что если в самом начале ученые обращали внимание на такие негативные аспекты пандемии, как слабая техническая оснащенность, сбои в работе интернета, неподготовленность педагогов и студентов к онлайн-обучению, рост студенческих долгов в связи с потерей работ и др., то вскоре стало ясно, что пандемия затронула не только внешнюю (экономическую, техническую) сторону образования, но и её самую суть.
Сегодня учеными подвергаются критическому анализу основания современного высшего образования – неолиберальные концепции, которые в конце ХХ в. с развитием глобализации господствуют в разных странах мира. Показывается, что нынешний мировой образовательный кризис порождает не пандемия, а неучтенные негативные последствия глубокого проникновения в общество идей неолиберализма (рыночных отношений, неконтролируемой конкуренции, ослабления роли государства, слабой поддержки социальных секторов экономики и др.). Показано, что общества с развитой системой неолиберального высшего образования испытывают больше стресса, нежели развивающиеся, традиционные, как Казахстан, поскольку основу образования первых составляет преимущественно рынок и денежно-рыночные отношения, основу вторых – духовные, нематериальные ценности образования.
Заключение. Исследуя перспективы постковидного образования на материале зарубежных ученых, авторы выдвигают идеи о необходимости отказа от неолиберализма в пользу большей гуманизации, фундаментализации и экологизации образования, усиления государственного контроля и финансирования. Только в таком виде возможно поступательное развитие, а не регресс сферы высшего образования после пандемии.

Ключевые слова: 

неолиберализм; пандемия COVID-19; высшее образование; философия образования; постковидное образование; самочувствие молодежи.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057194

Библиографическая ссылка:
Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. Смена неолиберальной концепции образования в эпоху COVID-19 и перспективы постковидного образования [in English] // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 30–54. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.02
Список литературы: 
  1. Centeno M. A., Cohen J. N. The Arc of Neoliberalism // Annual Review of Sociology. – 2012. – Vol. 38 (1). – P. 317–340. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-soc-081309-150235
  2. Hursh D., Henderson J. A. Contesting global neoliberalism and creating alternative futures // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. – 2011. – Vol. 32 (2). – P. 171–185. DOI: https://doi.org/10.1080/01596306.2011.562665
  3. Peters M. Three forms of the knowledge economy: learning, creativity and openness // British Journal of Educational Studies. – 2010. – Vol. 58 (1). – P. 67–88. DOI: https://doi.org/10.1080/00071000903516452  
  4. Patrick F. Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodified Self as an Outcome of Education // International Scholarly Research Notices. – 2013. – Vol. 2013. – P. 108705. DOI: https://doi.org/10.1155/2013/108705
  5. Pan S. COVID-19 and the neo-liberal paradigm in higher education: changing landscape // Asian Education and Development Studies. – 2020. – Vol. 10 (2). – P. 322–335. DOI: https://doi.org/10.1108/aeds-06-2020-0129
  6. Rhoades G., Slaughter S. Academic capitalism, managed professionals, and supply-side higher education // Social Text. – 1997. – Vol. 51. – P. 9–38. DOI: https://doi.org/10.2307/466645  
  7. Marginson S. After globalization: emerging politics of education // Journal of Education Policy. – 1999. – Vol. 14 (1). – P. 19–31. DOI: https://doi.org/10.1080/026809399286477  
  8. Verdun A. European responses to globalization and financial market integration: perceptions of economic and monetary union in Britain, France and Germany. – St. Martin's Press, New York, NY, 2000. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230535824  
  9. Moos L. Neo-liberal Governance Leads Education and Educational Leadership Astray // Bridging Educational Leadership, Curriculum Theory and Didaktik / Uljens M., Ylimaki R. (eds) Moos L. Educational Governance Research. – Springer, Cham. 2017. – Vol. 5. – P. 151–180. DOI:  https://doi.org/10.1007/978-3-319-58650-2_2  

10. Peters M. Classical political economy and the role of universities in the new knowledge economy // Globalisation, Societies and Education. – 2003. – Vol. 1 (2). – P. 153–168. DOI: https://doi.org/10.1080/1476772032000105483  

11. Fumagalli A. Twenty theses on contemporary capitalism (cognitive biocapitalism) // Journal of the Theoretical Humanities. – 2011. – Vol. 16 (3). – P. 7–17. DOI: https://doi.org/10.1080/0969725X.2011.626555  

12. Tsogas G. The commodity form in cognitive capitalism // Culture and Organization. – 2012. – Vol. 18 (5). – P. 377–395. DOI: https://doi.org/10.1080/14759551.2012.728393  

13. Olssen M., Peters M. Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: from the free market to knowledge capitalism // Journal of Education Policy. – 2005. – Vol. 20 (3). – P. 313–345. DOI: https://doi.org/10.1080/02680930500108718  

14. Phillips L., Ilcan S. Capacity-building: the neoliberal governance of development // Canadian Journal of Development Studies. – 2004. – Vol. 25 (3). – P. 393–409. DOI: https://doi.org/10.1080/02255189.2004.9668985

15. Olssen M. Understanding the mechanisms of neoliberal control: lifelong learning, flexibility and knowledge capitalism // International Journal of Lifelong Education. – 2006. – Vol. 25 (3). – P. 213–230. DOI: https://doi.org/10.1080/02601370600697045

16. Giroux H. The Covid-19 Pandemic Is Exposing the Plague of Neoliberalism // Praxis Educativa. – 2020. – Vol. 24. DOI: https://doi.org/10.19137/praxiseducativa-2020-240202

17. Sharma A. The pandemic, race and the crisis of the neoliberal university: study notes from lockdown London // Inter-Asia Cultural Studies. – 2020. – Vol. 21 (4). – P. 645–655. DOI: https://doi.org/10.1080/14649373.2020.1832303

18. Schwartz K. D., Exner-Cortens D., McMorris C. A., Makarenko E., Arnold P., Van Bavel M., Williams S., Canfield R. COVID-19 and Student Well-Being: Stress and Mental Health during Return-to-School // Canadian Journal of School Psychology. – 2021. – Vol. 36 (2). – P. 166–185. DOI: https://doi.org/10.1177/08295735211001653

19. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

20. Gorur R. Course correction: Disciplines in the post-COVID world // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

21. Burbules N. Lessons from the coronavirus: What we are learning about online learning Nicholas // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

Дата публикации 28.02.2022