Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 96–119
УДК: 
101+316.3/.4+378

Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор)

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема неоднозначного отношения научного сообщества к изменениям, происходящим в системе образования в целом, к использованию цифровых технологий в образовании, в частности. Цель статьи – определить специфику происходящих изменений на основе критического обзора научных исследований, анализ ценностных факторов, определяющих проблемы интеграции цифровых информационных и коммуникационных технологий в образовании до и после ситуации с пандемией 2020 г.
Методология. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих проблемы информационного развития общества, виртуализации познавательных процессов и развития образования.
Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике высококритичного отношения научного сообщества к использованию цифровых технологий в образовании, к текущим результатам применения виртуальной среды в образовательном процессе. Отмечается, что в отличие от ситуации предыдущего этапа развития существует особо выраженный опосредованный характер коммуникации в виртуальном пространстве, что определяет как следствие возможность утраты множества информативных элементов в процессе коммуникативного обмена. В связи с этим акцентом в исследовании становятся вопросы формирующей оценки и обратной связи в процессе виртуальной коммуникации в образовании.
Определено основное понимание современных изменений, выраженное в представлении, что виртуализация в современной образовательной практике является важнейшим фактором, оказывающим влияние прежде всего на ценностные ориентации личности. Содержание же ценностных ориентаций претерпевает изменения: происходит их переоценка, акцентируется внимание на ценностях безопасности и здоровьесбережения. В связи с чем основное внимание направлено на исследование вопросов влияния цифрового обучения на функциональные ответы организма, безопасности образовательного взаимодействия, адаптации личности к изменившимся условиям, формирования адаптационных механизмов ее развития.
Заключение. Обобщаются основные особенности, ценностные факторы, определяющие проблемы интеграции цифровых информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Ключевые слова: 

система образования; информационное развитие; интеграция цифровых технологий; виртуальная коммуникация; развитие личности; ценностные факторы развития.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447640

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 96–119. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06
Список литературы: 
  1. Andrews M. E., Borrego M., Boklage A. Self-efficacy and belonging: the impact of a university makerspace // International Journal of STEM Education. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 24. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00285-0 
  2. Arco-Tirado J. L., Fernández-Martín F. D., Hervás-Torres M. Evidence-based peer-tutoring program to improve students’ performance at the university // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45 (11). – P. 2190–2202. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1597038
  3. Auzoult L., Priolo D., Blanchet C., Guilbert L. Self- and Coregulation of Health and Performance at Workplace // Psychological Studies. – 2021. – Vol. 66 (1). – P. 14–25. DOI: https://doi.org/10.1007/s12646-020-00570-y
  4. Azizi M., Pavlíková M., Slobodová Nováková K., Baghana J. The differential effects of dynamic assessment versus coded focused feedback on the process writing of EFL learners // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 273–284. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.2.273
  5. Barnett R. The risk of digital reason: Fearing interactive technologies in higher education // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  6. Bradbury N. A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? // Advances in Physiology Education. – 2016. – Vol. 40 (4). – P. 509–513. DOI: http://doi.org/10.1152/advan.00109.2016
  7. Caskurlu S., Richardson J. C., Maeda Y., Kozan K. The qualitative evidence behind the factors impacting online learning experiences as informed by the community of inquiry framework: A  thematic synthesis // Computers and Education. – 2021. – Vol. 165 (2). – Р. 104111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104111  
  8. Charters M., Murphy C. Taking art school online in response to COVID 19: From rapid response to realising potential // International Journal of Art and Design Education. – 2021. – Vol. 40 (4). DOI: https://doi.org/10.1111/jade.12384
  9. Chen Ch.-Ch., Wang N.-Ch., Tu Y.-F., Lin H. J. Research trends from a decade (2011–2020) for information literacy in higher education: Content and bibliometric mapping analysis // Proceedings of the Association for Information Science and Technology. – 2021. – Vol. 58 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/pra2.435
  10. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (4). – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350
  11. Cuadrado D., Salgado J. F., Moscoso S. Personality, intelligence, and counterproductive academic behaviors: A meta-analysis // Journal of Personality and Social Psychology. – 2021. – Vol.  120  (2).  – P. 504–537. DOI: https://doi.org/10.1037/psP0000285 
  12. Daniels L. M., Goegan L. D., Parker P. C. The impact of COVID-19 triggered changes to instruction and assessment on university students’ self-reported motivation, engagement and perceptions  // Social Psychology of Education. – 2021. – Vol. 24 (1). – P. 299–318. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-021-09612-3 
  13. Dichev Ch., Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed and what remains uncertain: a critical review // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2017. – Vol. 14. – P. 9. DOI:  http://doi.org/10.1186/s41239-017-0042-5
  14. Faiella F., Ricciardi M. Gamification and learning: a review of issues and research // Journal of e-Learning and Knowledge Society. – 2015. – Vol. 11 (3). – P. 13–21. DOI: https://doi.org/10.20368/1971-8829/1072
  15. Goetz T., Bieleke M., Gogol K., van Tartwijk J., Mainhard T., Lipnevich A. A., Pekrun R. Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students’ emotions // Learning and Instruction. – 2021. – Vol. 71. – P. 101349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101349 
  16. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for In-formation and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol.  13 (1). – P. 35–59. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00603a
  17. Hanafy S. M., Jumaa M. I., Arafa M. A. A comparative study of online learning in response to the coronavirus disease 2019 pandemic versus conventional learning // Saudi Medical Journal. – 2021.  – Vol. 42 (3). – P. 324–331. DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2021.42.3.20200741
  18. Harley J. M., Poitras E. G., Jarrell A., Duffy M. C., Lajoie S. P. Comparing virtual and location-based augmented reality mobile learning: emotions and learning outcomes // Educational Technology Research and Development. – 2016. – Vol. 64 (3). – P. 359–388. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-015-9420-7
  19. Haslam C., Haslam S. A., Jetten J., Cruwys T., Steffens N. K. Life Change, Social Identity, and Health // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 635–661. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-060120-111721
  20. Hernandez D., Jacomino G., Swamy U., Donis K., Eddy S. L. Measuring supports from learning assistants that promote engagement in active learning: evaluating a novel social support instrument  // International Journal of STEM Education. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00286-z 
  21. Hovi M. The lasting well-being effects of early adulthood macroeconomic crises // The review of Income and Wealth. – 2021. – Early View. DOI: https://doi.org/10.1111/roiw.12551
  22. Ifenthaler D., Adcock A. B., Erlandson B. E. Challenges for Education in a Connected World: Digital Learning, Data Rich Environments, and Computer-Based Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2014. – Vol. 19 (1–2), – P. 121–126.  DOI: http://doi.org/10.1007/s10758-014-9228-2
  23. Khonamri F., Kralik R., Vitecková M., Petrikovicová L.Self-assessment and EFL literature students' oral reproduction of short stories // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 77–88. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.1.77
  24. Kraiger K., Ford J. K. The Science of Workplace Instruction: Learning and Development Applied to Work // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2021. – Vol. 8 (1). – P. 45–72. DOI:  https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-060109
  25. Liu X., Gong Sh.-Y., Zhang H., Yu Q., Zhou Zh. Perceived teacher support and creative self-efficacy: The mediating roles of autonomous motivation and achievement emotions in Chinese junior high school students // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 39. – P. 100752. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100752 
  26. Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019 // Journal of Computer Assisted Learning. – 2021. – Vol.  37 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538
  27. McVey M. Changing spaces of education: New perspectives on the nature of learning // International Review of Education. – 2013. – Vol. 59 (6). – P. 805–807. DOI: http://doi.org/10.1007/s11159-013-9394-9
  28. Morris R., Perry T., Wardle L. Formative assessment and feedback for learning in higher education: A systematic review // Review of Education. – 2021. – Vol. 9 (3). DOI: https://doi.org/10.1002/rev3.3292
  29. Morris T. H., Rohs M. The potential for digital technology to support self-directed learning in formal education of children: a scoping review // Interactive learning environments. – 2021. – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1870501
  30. O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. М. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. – 2021. – Vol. 72 (1). – P. 663–688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
  31. Oliveira G., Teixeira J. G., Torres A., Morais C. An exploratory study on the emergency remote education experience of higher education students and teachers during the COVID-19 pandemic // British Journal of Educational Technology. – 2021. – Vol. 5 (4). – P. 1357–1376. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13112
  32. Pavlíkova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (18). – P. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350
  33. Petrovic F., Murgas F., Kralik R. Happiness in Czechia during the COVID-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (19). – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.3390/su131910826
  34. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 212–218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
  35. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol.  11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17 
  36. Rawat K. S., Sood S. K. Knowledge mapping of computer applications in education using CiteSpace // Computer Applications in Engineering Education. – 2021. – Vol. 29 (5). – P. 1324–1339. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.22388 
  37. Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25 (3). – P. 342–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
  38. St-Onge C., Ouellet K., Lakhal S., Dubé T., Marceau M. COVID-19 as the tipping point for integrating e-assessment in higher education practices // British Journal of Educational Technology. – 2021. – Early View. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13169  
  39. Tkacová H., Pavlikova M., Jenisová Z., Maturkanič P., Kralik R. Social media and students’ wellbeing: An empirical analysis during the Covid-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol.  13  (18). – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442
  40. Wang Y., Di Y., Ye J., Wei W. Study on the public psychological states and its related factors during the outbreak of coronavirus disease 2019 (COVID-19) in some regions of China // Psychology, Health and Medicine. – 2021. – Vol. 26 (1). – P. 13–22. DOI: https://doi.org/10.1080/13548506.2020.1746817
  41. Weber B., Fischer T., Riedl R. Brain and autonomic nervous system activity measurement in software engineering: A systematic literature review // The Journal of Systems and Software. – 2021.  – Vol. 178. – P. 110946. DOI: 
  42. Zheng H. Y., Mayberry E., Stanley L. Building an agile data analytics environment to support university decision-making: A case study of Ohio State University's rapid development of a COVID-19 dashboard system // New Directions for Institutional. – 2021. – Vol. 2020 (187–188). DOI: https://doi.org/10.1002/ir.20345
  43. Zinchenko Yu. P., Morosanova V. I., Kondratyuk N. G., Fomina T. G. Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. – 2020. – Vol. 13 (4). – P. 168–182. DOI: http://dx.doi.org/10.11621/pir.2020.0411 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44525159
  44. Zizka L., McGunagle D. M., Clark P. J. Sustainability in science, technology, engineering and mathematics (STEM) programs: Authentic engagement through a community-based approach // Journal of Cleaner Production. – 2021. – Vol. 279 (1). – P. 123715. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.123715   
  45. Аникина Н. В., Иванова И. А., Гордина С. В. Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования // Интеграция образования. – 2012. – № 4. – С. 108−113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18353928
  46. Антонова Ю. В. Генезис феномена информационной культуры // Человеческий капитал. – 2019. – № 1. – С. 9–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709878
  47. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Ценностные и деятельностные ориентации вузовской молодежи: выбор между безопасностью и инновационностью // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 59–74. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.04
  48. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 110–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849696
  49. Безгодова С. А., Микляева А. В. Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ // Science for Education Today. – 2021. – № 4. – С. 64–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46513826
  50. Вербицкая Н. О., До Б., Мазуркова А. А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 44–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35003394 
  51. Гретченко А. И., Горохова И. В., Гретченко А. А. Формирование цифровой экономики в России // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2018. – №  3. – С. 3–11. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-3-11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35095325
  52. Дьяков С. И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С.  75–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849694
  53. Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Шуцзинь Д., Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45741071
  54. Морозова И. С., Каргина А. Е., Гриненко Д. Н., Медовикова Е. А. Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46233034
  55. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Знаниевая парадигма в общественном развитии: основные концепции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 55–62. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23565664
  56. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 143 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
  57. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634 
  58. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
  59. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
  60. Пушкарёва Е. А., Латуха О. А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24211080
  61. Рыбин В. А., Денискин С. А. Феномен и понятие информации: опыт интерпретации на примере систем природы и культуры // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 1. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29205136 
  62. Санакуев Н. Г. Процессуально-деятельностный характер коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 2. – С. 133–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24212945
  63. Сидоркина В. М., Полутина Н. С. Трансформация ценности образования в виртуальном обществе // Интеграция образования. – 2014. – № 4. – С. 124–128. DOI: http://doi.org/10.15507/Inted.077.018.201404.124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748980
  64. Смык Ю. В., Качимская А. Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 42–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849692
  65. Трофимов В. М. О природе устойчивости процесса во времени // Science for Education Today. – 2021. – № 5. – С. 27–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47136057
  66. Чанчаева Е. А., Кругликова Е. В., Сидоров С. С., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Анализ рациона питания, биохимических показателей плазмы крови и композиции тела студентов первого курса в условиях адаптации к новой образовательной среде // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 174–188. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.10  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849700
  67. Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education Today. – 2021. – № 2. – С. 81–101. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45741070
  68. Шапошникова Н. Ю., Бережнова Е. В. Содействие преподавателям университетов Великобритании в освоении тьюторского сопровождения студентов // Science for Education Today. – 2021. – № 1. – С. 92–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.06 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849695
  69. Шибкова Д. З., Байгужин П. А., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 125–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46233038
  70. Шуб М. Л. Социальная, коллективная и культурная память: новый подход к определению смысловых границ понятий // Обсерватория культуры. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29037229
Дата публикации 31.12.2021