Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 2, С. 136–150
УДК: 
101+316+378

Экологическое образование и его вклад в развитие устойчивых городов [in English]

Де Юлио Р. 1 (Рим, Италия), Де Мартино М. 2 (Москва, Россия), Изидори Э. 3 (Рим, Италия)
1 Университет LUMSA
2 Российский университет дружбы народов
3 Римский университет «Форо Италико»
Аннотация: 

Проблема и цель. В 2050 г. численность населения на планете достигнет 9,7 млрд человек, из них более 5 млрд будут проживать в городах. Антропогенное давление на природные экосистемы постепенно увеличивалось и достигло тревожного уровня с серьезными экономическими и социальными последствиями. С экологической точки зрения города выступают как гетеротрофная система. Они импортируют сырье, перерабатывают его и утилизируют отходы, в основном в местах, обычно очень далеких от них. Таким образом, город представляет собой неуравновешенную систему, нуждающуюся во все большем количестве функциональных сельских пространств для поиска ресурсов, необходимых для дальнейшего развития и прогресса. В статье подчеркивается важность экологического образования в процессах устойчивого городского строительства в городах Южной Европы.
Методология. Поскольку Европейский союз активизировал свое участие в устойчивых городах, в исследование были включены только те города, которые отмечены наградами европейских зеленых столиц. Города Северной Европы были исключены, поскольку экологическое образование в них было разработано ранее. Методология, используемая в данном анализе, – это исследование случая.
Результаты. Экологическое образование – это процесс, который позволяет людям узнать об экологических проблемах, решить проблемы и предпринять действия, чтобы помочь окружающей среде. В анализ были включены два города: Нант и Лиссабон. Стратегия Нанта заключается в том, чтобы привлечь внимание к жилищной проблеме, улучшить качество жизни в городах и активность участия граждан в выборе будущего сообщества. Лиссабон планирует увеличить «мягкую» мобильность, построить новые велосипедные дорожки и улучшить сеть общественного транспорта.
Заключение. Анализ двух городов, проведенный с помощью сравнительной методологии, показывает потенциальные области вмешательства и указывает, как экологическое образование способствует устойчивому развитию города. Вместе Нант и Лиссабон применили стратегию экологического образования, основанную на участии, вовлечении и просвещении граждан. Аналогичные стратегии рекомендуются для будущего развития более устойчивых городов.
Экологическое образование вносит вклад в устойчивое развитие города, способствуя осознанию людьми экологических проблем. В то же время оно стимулирует рост оперативных навыков, таких как чувство инициативы и способность брать на себя и нести ответственность.

Ключевые слова: 

экосистема; устойчивость; устойчивый город; образование; окружающая среда; Европа; Европейский союз.

Библиографическая ссылка:
Де Юлио Р., Де Мартино М., Изидори Э. Экологическое образование и его вклад в развитие устойчивых городов [in English] // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 136–150. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.07
Список литературы: 
  1. Alberti M., Solera G., Tsetsi V. La città sostenibile: Analisi, scenari e proposte per un'ecologia urbana in Europa. – Milano, FrancoAngeli, 1994. ISBN: 9788820481339 URL: https://www.francoangeli.it/Ricerca/scheda_libro.aspx?id=51
  2. Ali E. B., Anufriev V. P. Towards environmental sustainability in Russia: evidence from green universities // Heliyon. – 2020. – Vol. 6 (8). – P. e04719. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04719
  3. Bagliani M., Dansero E. Politiche per l’ambiente. Dalla natura al territorio. – Novara, Utet, 2011. ISBN: 9788860083197
  4. Breda M. A., Zerbi M. C. Let's green the city. Parks, gardens and gardens. – Turin, Giappicchelli, 2013. ISBN: 9788834888810
  5. Burbules N. C., Fan G., Repp P. Five Trends of Education and Technology in a Sustainable Future  // Geography and Sustainability. – 2020. – Vol. 1 (2). – P. 93–97. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geosus.2020.05.001
  6. Chasseriau A. Au coeur du renouvellement urbain nantais: la Loire en projet // Norois. – 2004. – Vol. 192 (2). – P. 71–84. DOI:  https://doi.org/10.4000/norois.899
  7. Cheng V. M. Developing individual creativity for environmental sustainability: Using an everyday theme in higher education // Thinking Skills and Creativity. – 2019. – Vol. 33. – P. 100567. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.05.001  
  8. Coenen L., Bennewort P., Truffer B. Toward a spatial perspective on sustainability transitions // Research Policy. – 2012. – Vol. 41 (6). – P. 68–979. ISSN: 1654-3149
  9. Cook I. R., Swyngdouw E. Cities, Social Cohesion and the Environment: Towards a Future Research Agenda // Urban Studies. – 2012. – Vol. 49 (9). – P. 1959–1979. DOI: https://doi.org/10.1177/0042098012444887
  10. Didham R. J., Ofei-Manu P. Adaptive capacity as an educational goal to advance policy for integrating DRR into quality education for sustainable development // International Journal of Disaster Risk Reduction. – 2020. – Vol. 47. – P. 101631. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.ijdrr.2020.101631
  11. Davis J. Creating Change for People and Planet: Education for Sustainability Approaches and Strategies // Encyclopedia of the World's Biomes. – 2020. – P. 438–446. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-409548-9.12036-6
  12. Dumont M., Andrieu D. Urban quality and the sustainable city in the face of urban renewal. L'exemple du Grand Projet de Ville Malakoff Pré Gauchet à Nantes // Norois. – 2006. – Vol. 198.  – P. 7–19. DOI: https://doi.org/10.4000/norois.2004
  13. Flint J., Raco M. (a cura di ) The future of sustainable cities. Critical reflections. – Bristol, The Policy Press, 2012. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-2427.12150
  14. Filho W. L., Vargas V. R. (...) Vaccari M. The role of higher education institutions in sustainability initiatives at the local level // Journal of cleaner production. – 2019. – Vol. 233. – P. 1004–1015. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.06.059
  15. Li N., Chan D., Mao Q., Hsu K., Fu Z. Urban sustainability education: Challenges and pedagogical experiments // Habitat International. – 2018. – Vol. 71. – P. 70–80. DOI: https://doi.org/10.1016/j.habitatint.2017.11.012
  16. Nevens F., Frantzeskaki N., Gorissen L., Loorbach D. Urban Transition Labs: co-creating transformative action for sustainable cities // Journal of Cleaner Production. – 2013. – Vol. 50. – P.  111–122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.12.001
  17. Nicoletti M. (ed.), L'ecosistema urbano, Bari, Dedalo. 1978. ISBN: 978-8822008091
  18. Sbordone L. City and territory between sustainability and globalization. – Milan, Franco Angeli, 2005. ISBN: 978-8846431615
  19. Satterthwaite D. ‘Cities’ contribution to global warming: notes on the allocation of greenhouse gas emissions’ // Environment and Urbanization. – 2008. – Vol. 20 (2). – P. 539–549. DOI: https://doi.org/10.1177/0956247808096127
  20. Swyngedouw E. The City As a Hybrid: On Nature, Society and Cyborg Urbanization // Capitalism Nature Socialism. – 1996. – Vol. 7 (2). – P. 65–80. DOI: https://doi.org/10.1177/0956247808096127
  21. Tinacci M. M. Politica dell'ambiente. Analisi, azioni, progetti. – Bologna, Il Mulino, 2008. ISBN: 978-8815126245
  22. Tononi M. Immaginare, measure and realize urban sustainability. How European cities become greener // Rivista Geografica Italiana. – 2015. – P. 283–204. ISSN: 0035-6697
  23. Wheeler S. M., Beatley T. The Sustainable Urban Development Reader. – Abingdon, Oxon, Routledge, 2014. ISBN: 9780415707763
  24. Whitehead M. Spaces of Sustainability geographical perspectives on the sustainable society. – Abingdon, Oxon, Routledge, 2006. ISBN: 9780415358040
  25. Wolsink M. ‘Sustainable City’requires ‘recognition’ – The example of environmental education under pressure from the compact city // Land Use Policy. – 2016. – Vol. 52. – P. 174–180. DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2015.12.018
Дата публикации 30.04.2022