Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 2, С. 7–32
УДК: 
371.21

Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте

Мазниченко М. А. 1 (Сочи, Россия), Садилова О. П. 1 (Сочи, Россия), Мушкин В. Г. 1 (Сочи, Россия), Мушкина И. А. 1 (Сочи, Россия)
1 Сочинский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема выявления, развития и поддержки спортивной одаренности детей на занятиях по дзюдо. Цель исследования – изучить представления тренеров по данным вопросам, сравнить их с представлениями отечественных и зарубежных ученых.
Методология. Для достижения цели выполнен тематический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам спортивной одаренности. Проведено анкетирование 131 тренера по дзюдо из различных регионов России. Разработаны рекомендации по организации комплексной психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей, занимающихся дзюдо. Исследование основывалось на теории детской одаренности, спортивной одаренности, психологической и педагогической поддержки одаренности.
Результаты. Обобщение отечественных и зарубежных исследований показало, что для выявления спортивной одаренности применяются оценка физической подготовки и антропометрических данных. В качестве диагностического инструментария применяются национальные тесты, содержание которых имеет свою специфику в разных странах. Актуальные данные можно получить в ходе наблюдения за участием детей в спортивных играх. Опрос тренеров позволил заключить, что диагностика способности детей к занятиям дзюдо должна носить комплексный характер и проводиться по трем группам показателей: физические качества (сила, ловкость, выносливость, гибкость); антропометрические данные (наличие развитой мускулатуры, сформированной массы тела, физическая готовность к силовым упражнениям); психологические и морально-волевые качества (волевая готовность к тренировкам и соревнованиям, трудолюбие и упорство, интерес к дзюдо, готовность принять его философию и ценности).
Оптимальные методы диагностики – упражнения на силу, ловкость, выносливость, степ-тесты, антропометрические тесты (тест Паржизковой). Начинать развитие спортивной одаренности в дзюдо необходимо с дошкольного возраста. Оптимальными для развития способностей к дзюдо в дошкольном возрасте являются игровые формы – игры в форме «дзюдоги». С целью развития одаренности в дзюдо педагогам необходимо создавать специальные условия: организация занятий со спортивно одаренными детьми в отдельной группе по специальной программе, выбор методов с учетом мотивации и интересов детей, организация комплексной психолого-педагогической поддержки одаренных детей в разрешении актуальных для них проблем. Большинство тренеров не готовы создавать такие условия, в связи с чем необходимо повышение их квалификации, наиболее востребованной формой которого являются семинары.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что диагностика и развитие детской одаренности в таком виде спорта, как дзюдо, имеет свою специфику, выражающуюся в акценте не только на физических, но и на психологических и нравственно-волевых качествах. Одаренные дети, занимающиеся дзюдо, требуют психолого-педагогической поддержки со стороны тренеров, которая должна быть направлена на профилактику психологических расстройств, формирование адекватной самооценки, оказание помощи в построении взаимоотношений со сверстниками и родителями, в развитии умения справляться с эмоциональными перегрузками и стрессом.

Ключевые слова: 

спортивная одаренность; дошкольники; дзюдо; представления тренеров; выявление одаренности; развитие одаренности; поддержка одаренности.

Библиографическая ссылка:
Мазниченко М. А., Садилова О. П., Мушкин В. Г., Мушкина И. А. Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 7–32. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.01
Список литературы: 
  1. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Мир науки. – 2018. – Т. 6, № 6. – С. 36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034926 
  2. Моргунова Е. В. Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика // Universum: Психология и образование. 2014. – № 2. – С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21141786
  3. Mat-Rasid S. M., Abdullah M. R., Juahir H., Maliki A. B. H. M., Kosni N. A., Musa R. M., Hashim M. R., Alnamat A. S. F., Alias N., Najmi N. Applied multidimensional analysis for assessing youth performance in sports talent identification program // International Journal of Recent Technology and Engineering. – 2020. – Vol. 8 (7). – P. 207–211. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.B1051.0782S719
  4. Cao Y., Zhang C., Guo R., Zhang D., Wang S. Performances of the Canadian Agility and Movement Skill Assessment (CAMSA), and Validity of Timing Components in Comparison with Three Commonly Used Agility Tests in Chinese Boys: An Exploratory Study // PeerJ. – 2020. – Vol. 8.  – P. e8784. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.8784 
  5. Estevan I., Bardid F., Utesch T., Menescardi C., Barnett L. M., Castillo I. Examining Early Adolescents’ Motivation for Physical Education: Associations with Actual and Perceived Motor Competence // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2021. – Vol. 26 (4). – Р. 359–374. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2020.1806995
  6. Miller A., Eather N., Duncan M., Lubans D.R. Associations of Object Control Motor Skill Proficiency, Game Play Competence, Physical Activity and Cardiorespiratory Fitness among Primary School Children // Journal of Sports Sciences. – 2019. – Vol. 37 (2). – Р. 173–179. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2018.1488384
  7. Unnithan V., White J., Georgiou A., Iga J., Drust B. Talent identification in youth soccer // Journal of Sports Sciences. – 2012. – Vol. 30 (15). – Р. 1719–1726. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2012.731515
  8. Schorer J., Rienhoff R., Fischer L., Baker J. Long-term prognostic validity of talent selections: Comparing national and regional coaches, laypersons and novices // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 8. – P. 1146. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01146
  9. Papić V., Rogulj N., Pleština V. Identification of sport talents using a web-oriented expert system with a fuzzy module // Expert Systems with Applications. – 2009. – Vol. 36 (5). – Р. 8830–8838. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eswa.2008.11.031 
  10. Suryadia L. E. Identification of Sport Talents with the Sport Search Methods // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – Vol. 1539 (1). – Р. 012043. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1539/1/012043
  11. Croston A. “A clear and obvious ability to perform physical activity”: revisiting physical education teachers' perceptions of talent in PE and sport // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2013.  – Vol. 18 (1). – Р. 60–74. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2011.631001
  12. Musa R. M., Abdullah M. R., Juahir H., Eswaramoorthi V., Alias N., Hashim M. R., Alnamat  A.  S.  F. An Exploratory Study of Personality Traits and Psychological Coping Skills on Archery Performance // Indian Journal of Public Health Research & Development. – 2019. – Vol.  10 (3). – P. 630. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.00572.2 
  13. Orosz R., Mezo F. Psychological factors in the development of football-talent from the perspective of an integrative sport-talent model // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. – 2015.  – Vol. 3 (1). – Р. 58–76. DOI: https://doi.org/10.17478/JEGYS.2015112018 
  14. Niemistö D., Finni T., Haapala E. A., Cantell M., Korhonen E., Sääkslahti A. Environmental Correlates of Motor Competence in Children-The Skilled Kids Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16 (11). – Р. 1989. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16111989
  15. Yusoff N. I., Abdullah M. R., Juahir H., Lee J. L. F., Mat-Rasid S. M., Kosni N. A., Zawi M. K. The Effect of Residence Area on Motor Skill Development among Children // Indian Journal of Public Health Research & Development. – 2019. – Vol. 10 (3). – Р. 614. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.00569.2
  16. Drenowatz C. Association of motor competence and physical activity in children – does the environment matter? // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21 (1). – Р. 514–519. DOI:  https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s1055
  17. Fraser-Thomas J., Safai P. Tykes and ‘Timbits’: A critical examination of organized sport programs for preschoolers // Sport and Physical Activity across the Lifespan: Critical Perspectives / Dionigi R., Gard M. (eds). – Palgrave Macmillan, London, 2018. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-137-48562-5_5
  18. Zhang F. Research on the cultivation of Chinese competitive sports reserve talents based on the theory of Multiple Intelligences // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). 3rd Conference on Education and Teaching in Colleges and Universities (CETCU 2017). – 2017. – Vol. 93. – Р. 167–170. DOI: https://doi.org/10.2991/cetcu-17.2017.42  
  19. Menescardi C., Estevan I. Parental and Peer Support Matters: A Broad Umbrella of the Role of Perceived Social Support in the Association between Children's Perceived Motor Competence and Physical Activity // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18 (12). – Р. 6646. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18126646
  20. Monteiro D., Rodrigues F., Lopes V. P. Social Support Provided by the Best Friend and Vigorous-Intensity Physical Activity in the Relationship between Perceived Benefits and Global Self-Worth of Adolescents // Revista de Psicodidáctica. – 2021. – Vol. 26 (1). – Р. 70–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2020.11.004
  21. Lamb P., Aldous D. The role of E-Mentoring in distinguishing pedagogic experiences of gifted and talented pupils in physical education // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2014. – Vol.  19  (3). – Р. 301–319. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2012.761682
  22. Марокова М. В., Ракитина М. А. Спортивная одаренность как психологический феномен. Проблема психологического сопровождения спортивно-одаренных детей в условиях школьного обучения // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – № 2. – С. 71–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22780349
  23. Горская Г. Б. Стратегия психологического сопровождения подготовки высококвалифицированных спортсменов: ресурсы и ограничения // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – № 3. – С. 98–107. DOI: https://doi.org/10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46595551
  24. Sumantri M. S., Hidayat D. R., Juriana J. The urgency of sports talent instruments: Perspectives of early childhood teachers in Indonesia // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol.  21  (4). – Р. 2343–2349. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s4314
  25. Başkonuş T., Çiriş V. Analysis of the Attitudes of Physical Education Teachers towards Gifted Education According to Certain Variables // International Journal of Progressive Education. – 2020.  – Vol. 16 (5). – Р. 333–347. DOI: https://doi.org/10.29329/ijpe.2020.277.21
  26. Juriana J., Rahmawati Y., Sumantri M. S., Hidayat D. R. An Analysis of the Factors involved in Providing Parental Support for Developing Sport Talent in  Early Childhood // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. – 2021. – Vol. 9 (4). – Р. 682–696. DOI: https://doi.org/10.13189/saj.2021.090412
  27. Atradinal S. R., Oktarifaldi M. R., Putri L. P., Oktavianus I., Bakhtiar S. Dissemination and Training of Identificatioan and Development of Sport Talent for Physical Education Teachers and Sports Trainers in the Province of West Sumatra // Journal Humanities Pengabdian Kepada Masyarakat. – 2020. – Vol. 1 (1). – Р. 40–50. DOI: https://doi.org/10.24036/jha.0102.2019.04 
  28. Мерзон Е. Е., Шатунова О. В., Штерц О. М. Понятие и структура технической одаренности личности // Наука и школа. – 2018. – №2. – С. 179-185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992715
  29. Djordjevic I., Valkova H., Nurkic F., Djordjevic S., Dolga M. Motor profieciency of preschool boys related to organized physical activity // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21 (3). – Р. 2258–2265. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3287
Дата публикации 30.04.2022