Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 2, С. 51–72
УДК: 
159+37.015.325

Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий

Погодаева М. В. 1 (Иркутск, Россия), Чепурко Ю. В. 2 (Иркутск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет"
2 ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования эмоциональной компетентности педагога как обязательной составляющей его профессиональной коммуникативной компетентности. Цель исследования – оценить уровень сформированности эмоциональной компетентности у школьных педагогов и определить оптимальные условия для ее развития.
Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта, его роли в организации коммуникативного взаимодействия, успешности в профессиональной деятельности. Для оценки эмоциональной компетентности применялся тест-опросник Д. Люсина ЭмИн, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Выборку составили педагоги г. Иркутска общей численностью 70 человек. Педагогический стаж респондентов от 1 года до 40 лет (M = 28,50; SD = 1,96). Для развития эмоционального интеллекта и эмпатии была разработана и апробирована программа тренинга эмоциональной компетентности, которая включала мини-лекции и лекции-дискуссии, упражнения для развития вербальных и невербальных средств выражения эмоций, способов управления эмоциональными состояниями, ролевые игры, арт-терапевтичеcкие занятия, рефлексию. Для обработки полученных результатов использовался статистический анализ.
Результаты. В результате исследования было выявлено, что большинство педагогов имеют низкий уровень эмоциональной компетентности, который нуждается в развитии. Для развития эмоциональной компетентности педагогов были проведены групповые тренинговые занятия, индивидуальные консультации. В процессе реализации программы тренинга и после ее окончания повысился уровень понимания педагогами эмоционального состояния друг друга, произошло развитие их эмпатии. Полученные результаты являются ресурсом для повышения уровня эмоциональной компетенции педагога и снижения его эмоционального выгорания.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что уровень сформированности эмоциональной компетентности у школьных педагогов недопустимо низкий и для ее развития необходима оптимизация организации педагогического труда и целенаправленное проведение специальных тренинговых программ.

Ключевые слова: 

эмоциональная компетентность; эмоциональный интеллект; эмпатия; профессиональная компетентность педагога; тренинг эмоциональной компетентности; эмоциональное выгорание; ресурсы развития эмоциональной компетентности.

Библиографическая ссылка:
Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 51–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03
Список литературы: 
  1. Андерсон М. Н. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в современных реалиях: обзор исследований // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 5. – С. 95–99. DOI:http://doi.org/10.5281/zenodo.4911365 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46300923
  2. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49–59. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35629234 
  3. Горбунова И. В. Структура социальной компетентности личности, социально-эмоциональная компетентность личности // Образование личности. –  2021.  – № 3–4. – С. 41–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47864971 
  4. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 105–116. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100211  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46345896 
  5. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8, № 4. – С. 106–114. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080411  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42210523
  6. Серафимович И. В., Посысоев Н. Н. Эмоциональный интеллект – предиктор профессионализма педагога? // Образовательная политика. – 2020. – № 2. – С. 106–114. DOI: https://doi.org/10.22394/2078–838Х-2020–2-106-114  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43458932
  7. Саидов З. А., Ярычев Н. У., Локтионова И. А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2. – С. 240–243. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-240-243  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677619
  8. Шингаев С. М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2018. – № 1. – С. 199‒208. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34882178
  9. Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22467919
  10. Agarwal N., Gupta R., Chandra G. Emotional Intelligence of Teachers // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Vol. 24 (5). – Р. 7363–7365. DOI: https://doi.org/10.37200/IJPR/V24I5/PR2020771 
  11. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence // Psico-thema. – 2006. – Vol. 18. – P. 13–25. URL: http://www.redalyc.org/html/727/72709503/  
  12. Berkovich I., Eyal O. Good cop, bad cop: Exploring school principals’ emotionally manipu lative behaviours // Educational Management Administration and Leadership. – 2017. – Vol. 45 (6). – P.  944–958. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143216659293
  13. Brackett M. A., Mayer J. D., Warner R. M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior // Personality and Individual Differences. – 2004. – Vol. 36 (6). – P. 1387–1402. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00236-8   
  14. Carminati L. Emotions, Emotion Management and Emotional Intelligence in the Workplace: Healthcare Professionals' Experience in Emotionally-Charged Situations // Frontiers in Sociology. – 2021. – Vol. 4 (6). P. 640384. DOI: https://doi.org/10.3389/fsoc.2021.640384
  15. Caruso D. R., Mayer J. D., Salovey P. Relation of an Ability Measure of Emotional Intelligence to Personality // Journal of Personality Assessmen. – 2002. – Vol. 79 (2). – P. 306–320. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327752JPA7902_12
  16. Iqbal J., Qureshi N., Ashraf M. A., Rasool S. F., Asghar M. Z. The Effect of Emotional Intelligence and Academic Social Networking Sites on Academic Performance During the COVID-19 Pandemic // Psychology Research and Behavior Management. – 2021. – Vol. 14. – P. 905–920. DOI: https://doi.org/10.2147/PRBM.S316664
  17. Kosonogov V., Vorobyeva E., Kovsh E., Ermakov P. A review of neurophysiological and genetic correlates of emotional intelligence // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2019. – Vol. 7 (1). – P. 137–142. DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1901137K
  18. Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 151–161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.001
  19. Lopes P. N. Emotional intelligence in organizations: Bridging research and practice // Emotion Review. – 2016. – Vol. 8 (4). – P. 316–321. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073916650496
  20. Mac Cann C., Jiang Y., Brown L. E. R., Double K. S., Bucich M., Minbashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2020. – Vol. 146 (2).  – P. 150–186. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000219
  21. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. – 1993. – Vol. 17 (4). – P. 433–442. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(93)90010-3
  22. Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. – 2020. – Vol. 34 (1). –P. 162–172. DOI: https://doi.org/10.1080/08853908.2019.1651680
  23. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition, and personality. – 1990. – Vol. 9. – P. 185–211. DOI: https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
  24. Sánchez-Álvarez N. Berrios Martos M. P., Extremera N. A. Meta-Analysis of the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Performance in Secondary Education: A Multi-Stream Comparison // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1517. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01517
  25. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 65. – P. 81–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052
  26. Wang C. J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2019. – Vol. 25. – P. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100198
Дата публикации 30.04.2022