Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий
2 ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет"
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования эмоциональной компетентности педагога как обязательной составляющей его профессиональной коммуникативной компетентности. Цель исследования – оценить уровень сформированности эмоциональной компетентности у школьных педагогов и определить оптимальные условия для ее развития.
Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта, его роли в организации коммуникативного взаимодействия, успешности в профессиональной деятельности. Для оценки эмоциональной компетентности применялся тест-опросник Д. Люсина ЭмИн, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Выборку составили педагоги г. Иркутска общей численностью 70 человек. Педагогический стаж респондентов от 1 года до 40 лет (M = 28,50; SD = 1,96). Для развития эмоционального интеллекта и эмпатии была разработана и апробирована программа тренинга эмоциональной компетентности, которая включала мини-лекции и лекции-дискуссии, упражнения для развития вербальных и невербальных средств выражения эмоций, способов управления эмоциональными состояниями, ролевые игры, арт-терапевтичеcкие занятия, рефлексию. Для обработки полученных результатов использовался статистический анализ.
Результаты. В результате исследования было выявлено, что большинство педагогов имеют низкий уровень эмоциональной компетентности, который нуждается в развитии. Для развития эмоциональной компетентности педагогов были проведены групповые тренинговые занятия, индивидуальные консультации. В процессе реализации программы тренинга и после ее окончания повысился уровень понимания педагогами эмоционального состояния друг друга, произошло развитие их эмпатии. Полученные результаты являются ресурсом для повышения уровня эмоциональной компетенции педагога и снижения его эмоционального выгорания.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что уровень сформированности эмоциональной компетентности у школьных педагогов недопустимо низкий и для ее развития необходима оптимизация организации педагогического труда и целенаправленное проведение специальных тренинговых программ.
эмоциональная компетентность; эмоциональный интеллект; эмпатия; профессиональная компетентность педагога; тренинг эмоциональной компетентности; эмоциональное выгорание; ресурсы развития эмоциональной компетентности.
- Андерсон М. Н. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в современных реалиях: обзор исследований // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 5. – С. 95–99. DOI:http://doi.org/10.5281/zenodo.4911365 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46300923
- Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49–59. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35629234
- Горбунова И. В. Структура социальной компетентности личности, социально-эмоциональная компетентность личности // Образование личности. – 2021. – № 3–4. – С. 41–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47864971
- Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 105–116. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100211 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46345896
- Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8, № 4. – С. 106–114. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080411 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42210523
- Серафимович И. В., Посысоев Н. Н. Эмоциональный интеллект – предиктор профессионализма педагога? // Образовательная политика. – 2020. – № 2. – С. 106–114. DOI: https://doi.org/10.22394/2078–838Х-2020–2-106-114 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43458932
- Саидов З. А., Ярычев Н. У., Локтионова И. А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2. – С. 240–243. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-240-243 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677619
- Шингаев С. М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2018. – № 1. – С. 199‒208. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34882178
- Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22467919
- Agarwal N., Gupta R., Chandra G. Emotional Intelligence of Teachers // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Vol. 24 (5). – Р. 7363–7365. DOI: https://doi.org/10.37200/IJPR/V24I5/PR2020771
- Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence // Psico-thema. – 2006. – Vol. 18. – P. 13–25. URL: http://www.redalyc.org/html/727/72709503/
- Berkovich I., Eyal O. Good cop, bad cop: Exploring school principals’ emotionally manipu lative behaviours // Educational Management Administration and Leadership. – 2017. – Vol. 45 (6). – P. 944–958. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143216659293
- Brackett M. A., Mayer J. D., Warner R. M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior // Personality and Individual Differences. – 2004. – Vol. 36 (6). – P. 1387–1402. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00236-8
- Carminati L. Emotions, Emotion Management and Emotional Intelligence in the Workplace: Healthcare Professionals' Experience in Emotionally-Charged Situations // Frontiers in Sociology. – 2021. – Vol. 4 (6). P. 640384. DOI: https://doi.org/10.3389/fsoc.2021.640384
- Caruso D. R., Mayer J. D., Salovey P. Relation of an Ability Measure of Emotional Intelligence to Personality // Journal of Personality Assessmen. – 2002. – Vol. 79 (2). – P. 306–320. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327752JPA7902_12
- Iqbal J., Qureshi N., Ashraf M. A., Rasool S. F., Asghar M. Z. The Effect of Emotional Intelligence and Academic Social Networking Sites on Academic Performance During the COVID-19 Pandemic // Psychology Research and Behavior Management. – 2021. – Vol. 14. – P. 905–920. DOI: https://doi.org/10.2147/PRBM.S316664
- Kosonogov V., Vorobyeva E., Kovsh E., Ermakov P. A review of neurophysiological and genetic correlates of emotional intelligence // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2019. – Vol. 7 (1). – P. 137–142. DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1901137K
- Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73 (1). – P. 151–161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.001
- Lopes P. N. Emotional intelligence in organizations: Bridging research and practice // Emotion Review. – 2016. – Vol. 8 (4). – P. 316–321. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073916650496
- Mac Cann C., Jiang Y., Brown L. E. R., Double K. S., Bucich M., Minbashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2020. – Vol. 146 (2). – P. 150–186. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000219
- Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. – 1993. – Vol. 17 (4). – P. 433–442. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(93)90010-3
- Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. – 2020. – Vol. 34 (1). –P. 162–172. DOI: https://doi.org/10.1080/08853908.2019.1651680
- Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition, and personality. – 1990. – Vol. 9. – P. 185–211. DOI: https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
- Sánchez-Álvarez N. Berrios Martos M. P., Extremera N. A. Meta-Analysis of the Relationship Between Emotional Intelligence and Academic Performance in Secondary Education: A Multi-Stream Comparison // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – P. 1517. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01517
- Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 65. – P. 81–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052
- Wang C. J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2019. – Vol. 25. – P. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100198