Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 7–28
УДК: 
159.9.072+316.6+378

Психометрический анализ результатов применения в Российской Федерации единой методики социально-психологического тестирования несовершеннолетних

Смирнов А. В. 1 (Екатеринбург, Россия), Симонова И. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Попп И. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Максимова Л. А. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Актуальность исследования определяется, с одной стороны, потребностью в профилактике и раннем выявлении девиантного поведения несовершеннолетних на фоне роста эпидемиологии и форм аддиктивного поведения в ряду других форм рискового поведения школьников и студентов, с другой стороны, отсутствием соответствующего диагностического инструментария, прошедшего необходимые психометрические процедуры. В настоящее время на территории РФ массово проводится Единая методика социально-психологического тестирования несовершеннолетних, имеющая целью выявление латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, лежащих в основе формирования психологической готовности к аддиктивному поведению у подростков и юношей. Целью исследования стало выполнение эмпирической проверки спектра психометрических показателей Единой методики социально-психологического тестирования несовершеннолетних (надежность, валидность, дискриминативность), выявление проблемных аспектов методики и «зон риска» ее применения в регионах.
Методология. Данные обрабатывались с помощью параметрических и непараметрических критериев связи, различий, согласованности (Пирсона, Стьюдента, Колмогорова – Смирнова, Манна – Уитни, Фишера, Кронбаха, Спирмена). Применялись различные виды статистического анализа данных (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный). Статистическая обработка данных проводилась как ручным способом, так и при помощи программного пакета «Statistica». Исследование проводилось в разных регионах России. Выборка составила 5100 человек.
Результаты. Авторы выявили, что все три формы методики имеют высокие показатели синхронности, внутренней согласованности, устойчивости результатов, присутствуют факторы искажения результатов методики, связанные с возрастом, полом и регионом проживания испытуемых. Анализ описательной статистики показал достаточно высокий процент монотонных, стереотипных ответов. При сравнении результатов факторного анализа с содержанием базовых компонентов аддиктивной индивидуальности («самоконтроль поведения», «отношение к нормам», «направленность», «конфликтность», «стратегии преодоления культурного давления», «эмоциональная сфера», «наличие конфликта с социальной средой») обнаружено содержательное совпадение факторной структуры с содержанием этих компонентов. Существенные искажения в результаты диагностики вносит непропорциональное соотношение факторов риска и защиты во всех трех формах методики.
Заключение. Авторами на основе обобщения данных психометрической проверки обнаружены и описаны проблемные аспекты методики и зоны риска ее применения в регионах, на репрезентативных выборках определены основные показатели надежности, валидности, дискриминативности, предложены направления ее доработки.

Ключевые слова: 

рисковое поведение школьников и студентов; Единая методика социально-психологического тестирования; факторы риска; факторы защиты; ранняя диагностика.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057193

Библиографическая ссылка:
Смирнов А. В., Симонова И. А., Попп И. А., Максимова Л. А. Психометрический анализ результатов применения в Российской Федерации единой методики социально-психологического тестирования несовершеннолетних // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 7–28. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.01
Список литературы: 
  1. Смирнов А. В. Психосексуальные пропорции маскулинности-феминности и социальности-асоциальности поведения у аддиктов // Наркология. – 2015. – Т. 14, № 4. – С. 83–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24170049
  2. Яковлев А. Н., Пашкевич Н. В., Пажитных Д. В., Ткачев А. А., Бродянский В. М., Чупрова  Н.  А., Щурина А. В., Ромашкин Р. А., Витчинкина В. И. Поиск генетических и психологических маркеров риска потребления наркотиков подростками с аддиктивным поведением в рамках первичной профилактики: предварительные результаты пилотного исследования в Липецке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2017. – № 2. – С. 5–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29432399
  3. Sotoudeh H. G., Nazari M. A., Mirhashemi M. A Social-cognitive educational protocol for parents with adolescents at risk of substance use: Impact on adolescents' life skill // Iranian Journal of Psychiatry. – 2021. – Vol. 16 (3). – Р. 295–304. DOI: https://doi.org/10.18502/ijps.v16i3.6255
  4. Savolainen I., Oksanen A., Kaakinen M., Sirola A., Paek H.-J. The Role of Perceived Loneliness in Youth Addictive Behaviors: Cross-National Survey Study // JMIR Mental Health. – 2020. – Vol.  7 (1). – P. e 14035. DOI: https://doi.org/10.2196/14035
  5. Sai Sandhya T., Lakshmi, T., Rajeshkumar S., Roy A., Gurunathan D., Geetha R. V., Pradeep Kumar R. Knowledge, awareness and practice regarding drug abuse among teenagers between the age group of 14–19 years: A questionnaire survey // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2019. – Vol. 10 (11). – P. 3536–3539. DOI: https://doi.org/10.5958%2f0976-5506
  6. Bornioli A., Lewis-Smith H., Smith A., Slater A., Bray I. Adolescent body dissatisfaction and disordered eating: Predictors of later risky health behaviours // Social Science and Medicine. – 2019.  – Vol. 238. – P. 112458. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2019.112458
  7. Ghazal P. Rising trend of substance abuse in Pakistan: a study of sociodemographic profiles of patients admitted to rehabilitation centres // Public Health. – 2019. – Vol. 167. – Р. 34–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.puhe.2018.10.020
  8. Menon S. V., Thakur H., Shorey R. C., Cohen J. R. Predicting Adolescent Substance Use in a Child Welfare Sample: A Multi-Indicator Algorithm // Assessment. – 2021. – Vol. 28 (4). – Р. 1207–1218. DOI: https://doi.org/10.1177/1073191119880966
  9. Усова О. В., Усов В. В., Костина Н. Б., Дуран Т. В. Девиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 5. – С. 164–192. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-164-192 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45789240
  10. Moradi P., Lavasani F. F., Dejman M. Adolescent substance abuse and family environment: A qualitative study // International Journal of High Risk Behaviors and Addiction. – 2019. – Vol. 8 (2).  – P. e83781. DOI: https://doi.org/10.5812/ijhrba.83781
  11. Brumback T., Thompson W., Cummins K., Brown S., Tapert S. Psychosocial predictors of substance use in adolescents and young adults: Longitudinal risk and protective factors // Addictive Behaviors. – 2021. – Vol. 121. – P. 106985. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2021.106985
  12. García B. H., Vázquez A. L., Moses J. O., Cromer K. D., Morrow A. S., Villodas M. T. Risk for substance use among adolescents at-risk for childhood victimization: The moderating role of ADHD // Child Abuse and Neglect. – 2021. – Vol. 114. – P. e 104977. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2021.104977
  13. Смирнов А. В. Психология аддиктивного поведения. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – 379 c. ISBN: 978-5-7186-0605-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23628115    
  14. Richard J., Grande-Gosende A., Fletcher E., Temcheff C. E.,  Ivoska W.,  Derevensky J. L. Externalizing Problems and Mental Health Symptoms Mediate the Relationship Between Bullying Victimization and Addictive Behaviors // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2020. – Vol. 18 (4). – P. 1081–1096. DOI:  https://doi.org/10.1007/s11469-019-00112-2
  15. da Silva M. C., Cruz A. P. M., Teixeira M. O. Depression, anxiety, and drug usage history indicators among institutionalized juvenile offenders of Brasilia // Psicologia-Reflexao e Critica. – 2021.  – Vol. 34 (1). – P. e17. DOI: https://doi.org/10.1186/s41155-021-00184-x
  16. Rasskazova E. I., Tkhostov A. S., Falkovskaia L. P., Kiseleva A. L., Kremlev A. F., Artamonova E. G. Psychological indicators of delinquent behavior in adolescents: The potential of the 'psychological risk factors of deviant behavior in adolescents inventory' for differentiating between adolescents with delinquent behavior, drug addiction, and controls // Psychology in Russia: State of the Art. – 2019.  – Vol. 12 (3). – Р. 149–162. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2019.0311 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42629811
  17. Moss H. B., Ge S., Trager E., Saavedra M., Yau M., Ijeaku I., Deas D. Risk for Substance Use Disorders in young adulthood: Associations with developmental experiences of homelessness, foster care, and adverse childhood experiences // Comprehensive Psychiatry. – 2020. – Vol. 100. – P.  152175. DOI: https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2020.152175
  18. Kidd S. A., Gaetz S., O'Grady B., Schwan K.,  Zhao H., Lopes K.,  Wang W. The Second National Canadian Homeless Youth Survey: Mental Health and Addiction Findings: La Deuxieme Enquete Nationale Aupres des Jeunes Sans Abri : Resultats en Matiere De Sante Mentale et de Toxicomanie  // Canadian journal of psychiatry-revue canadienne de psychiatrie. – 2021. – Vol.  66  (10).  – P. 897–905. DOI: https://doi.org/10.1177/0706743721990310  
  19. Morales A. M., Jones S. A., Kliamovich D., Harman G., Nagel B. J. Identifying Early Risk Factors for Addiction Later in Life: a Review of Prospective Longitudinal Studies // Current Addiction Reports. – 2020. – Vol. 7 (1). – Р. 89–98. DOI: https://doi.org/10.1007/s40429-019-00282-y
  20. Rivera-Rios M. N., Cabiya J. J., Sanchez-Cardona I. Risk and protective factors predicting prescription drug misuse in a sample of Puerto Rican students // Journal of addictive diseases. – 2021.  – Vol. 5. DOI: https://doi.org/10.1080/10550887.2021.1930825 
  21. Стрелкова О. В. Выявление склонности первокурсников к вовлечению в употребление психоактивных веществ с помощью социально-психологического тестирования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 189–192. DOI: https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-2-56-189-192  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46182590  
  22. Каснова М. С. Проблема реализации мер раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в общеобразовательной среде // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2019. – № 3. – С. 24–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41108917
  23. Заева О. В. Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации // Образование личности. – 2020. – № 3–4. – С. 111–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44837298
  24. Гилемханова Э. Н., Васина В. В., Герасимова В. В. Модификация инструментария диагностики психологических рисков наркотизации школьников // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. № 5. – С. 67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44576890  
  25. Афанасьева Н. В., Коптяева О. Н. Социально-психологическое тестирование как инструмент системной профилактической работы // Источник. – 2020. – № 1. – С. 13–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42969995
  26. Печеркина А. В., Жданова С. Ю., Зарипова Л. З. Проблемы организации социально-психологического тестирования обучающихся в условиях высшего учебного заведения // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 395–402. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44460887
  27. Батурин Н. А. Технология разработки психодиагностических методик. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2012. – 135 c. ISBN: 978-5-696-04216-9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20115765
Дата публикации 28.02.2022