Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 99–125
УДК: 
37.013

Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования

Шаламова Л. Ф. 1 (Москва, Россия), Марусяк Д. М. 2 (Москва, Россия), Владимирова Т. Н. 3 (Москва, Россия), Лесконог Н. Ю. 3 (Москва, Россия)
1 Институт «Инженерная экономика и гуманитарные науки», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (МАИ)
2 Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразова-ния, Московский педагогический государственный университет
3 Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема повышения качества всех видов образования, прежде всего педагогического. Цель исследования – выявление особенностей современных региональных моделей подготовки педагогических кадров с помощью метода системного моделирования. Методология. Исследование региональных моделей подготовки педагогических кадров было осуществлено на основе следующих методов: метод фокус-группы; метод экспертного опроса высококвалифицированных специалистов и руководителей организаций высшего, среднего профессионального и общего образования и сферы отдыха и оздоровления детей; социологического опроса. Сравнительный анализ региональных моделей был осуществлен на основе разработанного авторским коллективом паспорта региональной образовательной модели подготовки кадров. Результаты. В статье представлен обзор современных региональных моделей подготовки педагогических кадров. Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров выполнен на примере 8 федеральных округов Российской Федерации, выявлены особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса. Проанализированы и описаны восемь наиболее распространенных моделей подготовки педагогических кадров в региональных системах образования в каждом из федеральных округов, отмечена важность привлечения внимания педагогической общественности к необходимости документировать свой уникальный опыт и представлять его на основе унифицированного паспорта модели, расширять сетевое взаимодействие, привлекая к сотрудничеству как региональных, так и федеральных участников образовательного процесса. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных округов Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования для повышения эффективности функционирования региональных моделей подготовки педагогических кадров, интеграции их в единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров России. Рассмотренный в статье и апробированный в ходе исследования паспорт описания модели региональной подготовки педагогических кадров может быть предложен в качестве типового.

Ключевые слова: 

региональная модель подготовки педагогических кадров; паспорт модели; педагогические классы; наставничество; педагогический кластер; педагогические кадры; технопарк; непрерывное педагогическое образование.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057197

Библиографическая ссылка:
Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 99–125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05
Список литературы: 
  1. Елисеева A. M. Готовность моделей вузовского управления к реформе высшей школы // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 131–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13582302
  2. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 60–70. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250008798-0  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42517808
  3. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 11. – С. 12–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25295737
  4. Caniëls M. C. J., van den Bosch H. The role of Higher Education Institutions in building regional innovation systems // Papers in Regional Science. – 2011. – Vol. 90 (2). – P. 271–286. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1435-5957.2010.00344.x
  5. Mrcog J. M. Developing a regional education programme to support structured training // The Obstetrician & Gynaecologist. – 2003. – Vol. 5 (3). – P. 160–164. DOI: https://doi.org/10.1576/toag.5.3.160
  6. Chiang R. J., Meagher W., Slade S. How the Whole School, Whole Community, Whole Child Model Works: Creating Greater Alignment, Integration, and Collaboration Between Health and Education // Journal of School Health. – 2015. – Vol. 85 (11). – P. 775–784. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12308
  7. Gamsu S., Donnelly M. Social Network Analysis Methods and the Geography of Education: Regional Divides and Elite Circuits in the School to University Transition in the UK // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. – 2021. – Vol. 112 (4). – P. 370–386. DOI: https://doi.org/10.1111/tesg.12413
  8. Clasen D. R., Hanson M. Double mentoring: A process for facilitating mentorships for gifted students // Roeper Review. – 1987. – Vol. 10 (2). – P. 107–110. DOI: https://doi.org/10.1080/02783198709553096
  9. Besnoy K. D., McDaniel S. C. Going up in dreams and esteem: Cross-age mentoring to promote leadership skills in high school-age gifted students // Gifted Child Today. – 2016. – Vol. 39 (1). – P. 18–30. DOI: https://doi.org/10.1177/1076217515613386
  10. Donlan A. E., McDermott E. R., Zaff J. F. Building relationships between mentors and youth: Development of the TRICS model // Children and Youth Services Review. – 2017. – Vol. 79. – P.  385–398. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.06.044
  11. Грачева Л. Ю., Баграмян Э. Р., Цыганкова М. Н., Дугарова Т. Ц., Шевелева Н. Н. Модели и практики профессионального развития учителей в зарубежных системах образования // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 6. – С. 176–200. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-176-200  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43795225
  12. Niemi H. Teacher professional development in Finland: Towards a more holistic approach // Psychology, Society and Education. – 2015. – Vol. 7 (3). – Р. 278–294. DOI: https://doi.org/10.25115/psye.v7i3.519  
  13. Penfold P., van der Veen R. Investigating Learning Approaches of Confucian Heritage Culture Students and teachers’ Perspectives in Hong Kong // Journal of Teaching in Travel &Tourism. – 2014. – Vol. 14 (1). – Р. 69–86. DOI: https://doi.org/10.1080/15313220.2014.872903  
  14. Hargreaves E., Berry R., Lai Y. C., Leung P., Scott D., Stobart G. Teachers’ experiences of autonomy in Continuing Professional Development: Тeacher Learning Communities in London and Hong Kong // Teacher Development. – 2013. – Vol. 17(1). – Р. 19–34. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2012.748686  
  15. Гинецинский В. И. Единство философии образования, педагогики и методики ее преподавания // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2005. – Т. 5. – С. 5–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12893508
  16. Землянская Е. Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель ХХI век. – 2013. – № 3–1. – С. 35–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20316556
  17. Владимирова Т. Н., Шаламова Л. Ф., Лесконог Н. Ю. Роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи: результаты мониторинга // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 10. – С. 64–70. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.10.P.64 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005237
  18. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожатской деятельности» // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 4. – С. 47–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36885067
  19. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Марусяк Д. М. Представленность подготовки вожатских кадров в педагогических вузах: результаты исследования // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 4–1. – С. 37–44. DOI: https://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-4-37-44 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47573354
Дата публикации 28.02.2022