Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 150–163
УДК: 
81+376

Проблема семантической дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Карапетян С. Г. 1 (Ереван, Армения), Киракосян А. А. 1 (Ереван, Армения)
1 Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема нарушений чтения у учащихся с общим недоразвитием речи. Цель исследования состоит в изучении предпосылок нарушений процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи и определении основных направлений логопедической работы по преодолению семантической дислексии.
Методология. Методологической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных исследователей о роли восприятия и понимания текста у школьников с общим недоразвитием речи, их развитии и социализации.
Результаты. В результате исследования выявлены особенности проявления семантической дислексии у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Восприятие и понимание читаемого текста у детей с общим недоразвитием речи характеризуется разнообразными нарушениями, которые в основном проявляются в неточном знании и употреблении многих слов и выражений, в нарушении понимания смысловых и грамматических взаимоотношений слов, в затруднении выделения в тексте объекта и субъекта действия, отношения между ними, в нарушении смыслового программирования и языкового оформления текста и т. д.
Заключение. Результаты исследования позволили раскрыть механизм нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи III уровня и разработать направления и пути коррекции семантической дислексии.

Ключевые слова: 

общее недоразвитие речи III уровня; семантическая дислексия; предпосылки для овладения чтением; смысловой компонент чтения; словарный состав текста; концептуальная насыщенность текста; словарный запас; грамматический строй речи; фонетико-фонематический процесс; вербальная память; текст-повествование; текст-описание; импрессивный аграмматизм.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057199

Библиографическая ссылка:
Карапетян С. Г., Киракосян А. А. Проблема семантической дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 150–163. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.07
Список литературы: 
  1. Paju B., Räty L., Pirttimaa R., Kontu E. The School Staff’s Perception of Their Ability to Teach Special Educational Needs Pupils in Inclusive Settings in Finland // International Journal of Inclusive Education. – 2016. – Vol. 20 (8). – P. 801–815. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1074731
  2. Xiao X.-Y., Suk-Han C. Ho Weaknesses in Semantic, Syntactic and Oral Language Expression Contribute to Reading Difficulties in Chinese Dyslexic Children // Dyslexia. – 2014. – Vol. 20 (1). – P. 74–98. DOI: https://doi.org/10.1002/dys.1460
  3. Hennessey N. W., Deadman A., Williams C. Semantic effects on word naming in children with developmental dyslexia // Journal of Research in Reading. – 2012. – Vol. 35 (3). – P. 267–286. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9817.2010.01458.x
  4. van Rijthoven R., Kleemans T., Segers E., Verhoeven L. Beyond the phonological deficit: Semantics contributes indirectly to decoding efficiency in children with dyslexia // Dyslexia. – 2018. – Vol. 24 (4). – P. 309–321. DOI: https://doi.org/10.1002/dys.1597
  5. Mengisidou M., Marshall Ch. R., Stavrakaki S. Semantic fluency difficulties in developmental dyslexia and developmental language disorder (DLD): poor semantic structure of the lexicon or slower retrieval processes? // International Journal of Language & Communication Disorders. – 2019. – Vol. 55 (2). – P. 200–215. DOI: https://doi.org/10.1111/1460-6984.12512
  6. Reiter A., Tucha O., Lange K. W. Executive functions in children with dyslexia // Dyslexia. – 2005. – Vol. 11 (2). – P. 116–131. DOI: https://doi.org/10.1002/dys.289
  7. Zhao J., Yang Y., Song Y.-W., Bi H.-Y. Verbal Short-Term Memory Deficits in Chinese Children with Dyslexia may not be a Problem with the Activation of Phonological Representations // Dyslexia. – 2015. – Vol. 21 (4). – P. 304–322. DOI: https://doi.org/10.1002/dys.1516
  8. Herman R., Kyle F. E., Roy P. Literacy and Phonological Skills in Oral Deaf Children and Hearing Children With a History of Dyslexia // Reading Research Quarterly. – 2019. – Vol. 54 (4). – P. 553–575. DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.244
  9. Allan J. Rethinking Inclusive Education: The Philosophers of Difference in Practice // Inclusive Education: Cross Cultural Perspectives. – 2008. – Vol. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4020-6093-9
  10. Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. Meta‐analysis of family‐centered helpgiving practices research // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 2007. – Vol.  13 (4). – P. 370–378. DOI:  https://doi.org/10.1002/mrdd.20176
  11. Hunt P., Soto G., Maier J., Doering K. Collaborative teaming to support students at risk and students with severe disabilities in general education classroom // Exceptional Children. – 2003. – Vol. 69. – P. 315–332. DOI: https://doi.org/10.1177/001440290306900304
  12. Soodak L. C., Erwin E. J. Valued member or tolerated participant: Parents’ experiences in inclusive early childhood settings // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. – 2000.  – Vol. 25. – P. 29–41. DOI: https://doi.org/10.2511/rpsd.25.1.29
  13. Udvari-Solner A., Causton-Theoharis J., York-Barr J. Developing adaptations to promote participation in inclusive environments // Educating Children with Multiple Disabilities: A Collaborative Approach / Orelove F. P., Sobsey D., Silberman R. K. (eds.). – 2004. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED491780
  14. Ahsan M. T., Deppeler J. M., Sharma U. Predicting Pre-Service Teachers’ Preparedness for Inclusive Education: Bangladeshi Pre-Service Teachers’ Attitudes and Perceived Teaching-Efficacy for Inclusive Education // Cambridge Journal of Education. – 2013. – Vol. 43 (4). – P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.834036
  15. Румянцева М. В., Хан М. А. Неврологические аспекты дислексии у детей // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2018. – Т. 95, № 2-2. – С.  114–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35030258
  16. Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Чутко Л. С., Дидур М. Д. Дислексия как многофакторное расстройство // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2020. – Т. 120, №  7.  – С. 142–148. DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro2020120071142 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=43788866  
  17. Комарова Н. С., Вилигина О. А., Козырева О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР для успешной подготовки к овладению письменной речью // The Newman In Foreign Policy. – 2020. – Т. 3, № 54. – С. 60–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43683422
  18. Ермакова В. Р., Колягина В. Г. Результаты изучения особенностей письма у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях учебно-методического образовательного центра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 1. – С. 36–43. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-1-36-43  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44791462
  19. Flannery K. A., Liederman J., Daly L., Schultz J. Male prevalence for reading disability is found in a large sample of black and white children free from ascertainment bias // Journal of the International Neuropsychological Society. – 2000. – Vol. 6. – P. 433–442.
  20. Pennington B. F. Diagnosing learning disorders: A neuropsychological framework. – NY: Guilford Press, 2009. – 355 p.
Дата публикации 28.02.2022