Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 1, С. 55–75
УДК: 
101+13+316+372.016:811

Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор)

Кузнецова М. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования образованной личности в межкультурном взаимодействии.
Цель исследования – анализ и обобщение исследовательских подходов к содержанию иноязычного образования в ценностном становлении личности.
Методология. Основа методологии заключается в сравнительном анализе и обобщении исследовательских трактовок и методологических подходов в контексте исследуемой проблемы.
Методологической основой исследования выступают основные принципы философии образования, имеющей своим объектом образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих междисциплинарные факторы развития системы образования.
Сравнение проводится на основе обзора научной литературы по проблеме в области философии и истории образования, лингвокультурологии, педагогики.
Результаты. Авторами раскрывается современное измерение содержания проблемы формирования иноязычного образования в ценностном становлении личности в следующих основных ее контекстах: иноязычное образование в практике образования рассматривается в первую очередь как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности; иноязычное образование – как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации; иноязычное образование – как единый процесс познания мировой культуры.
Заключение. В заключении авторами обобщается основное содержание проблемы формирования иноязычного образования с акцентом на ценностное становление личности.

Ключевые слова: 

формирование образованной личности; межкультурное взаимодействие; иноязычное образование; ценностное становление личности; философия образования.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:48057195

Библиографическая ссылка:
Кузнецова М. В., Пушкарёва Е. А. Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор) // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 55–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03
Список литературы: 
  1. Kobylarek A. Post-pandemic challenges for learning communities // Journal of Education Culture and Society. – 2021. – Vol. 12 (1). – P. 5–11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.1.5.11 
  2. Kobylarek A., Plavčan P., & Amini Golestani T. Educational priorities in a post pandemic world // Journal of Education Culture and Society.2021. – Vol. 12 (2). – P. 5–11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.2.5.11
  3. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol.  11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
  4. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 212–218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
  5. Barnett R. The risk of digital reason: Fearing interactive technologies in higher education // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
  6. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (4). – P.  1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350
  7. Cuadrado D., Salgado J. F., Moscoso S. Personality, intelligence, and counterproductive academic behaviors: A meta-analysis // Journal of Personality and Social Psychology. – 2021. – Vol. 120 (2). – P. 504–537. DOI: https://doi.org/10.1037/psP0000285
  8. Hanafy S. M., Jumaa M. I., Arafa M. A. A comparative study of online learning in response to the coronavirus disease 2019 pandemic versus conventional learning // Saudi Medical Journal. – 2021.   – Vol. 42 (3). – P. 324–331. DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2021.42.3.20200741
  9. Petrovic F., Murgas F., Kralik R. Happiness in Czechia during the COVID-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (19), – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.3390/su131910826
  10. Pavlíkova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (18). – P. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350
  11. Caskurlu S., Richardson J. C., Maeda Y., Kozan K. The qualitative evidence behind the factors impacting online learning experiences as informed by the community of inquiry framework: A  thematic synthesis // Computers and Education. – 2021. – Vol. 165 (2). – Р. 104111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104111 
  12. Chen Ch.-Ch., Wang N.-Ch., Tu Y.-F., Lin H. J. Research trends from a decade (2011–2020) for information literacy in higher education: Content and bibliometric mapping analysis // Proceedings of the Association for Information Science and Technology. – 2021. – Vol. 58 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/pra2.435
  13. Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019 // Journal of Computer Assisted Learning. – 2021. – Vol.   37 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538
  14. Oliveira G., Teixeira J. G., Torres A., Morais C. An exploratory study on the emergency remote education experience of higher education students and teachers during the COVID-19 pandemic // British Journal of Educational Technology. – 2021. – Vol. 5 (4). – P. 1357–1376. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13112
  15. Arco-Tirado J. L., Fernández-Martín F. D., Hervás-Torres M. Evidence-based peer-tutoring program to improve students’ performance at the university // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45 (11). – P. 2190–2202. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1597038
  16. Azizi M., Pavlíková M., Slobodová Nováková K., Baghana J. The differential effects of dynamic assessment versus coded focused feedback on the process writing of EFL learners // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (2). – P. 273–284. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.2.273
  17. Charters M., Murphy C. Taking art school online in response to COVID 19: From rapid response to realising potential // International Journal of Art and Design Education. – 2021. – Vol. 40 (4). DOI: https://doi.org/10.1111/jade.12384
  18. Khonamri F., Kralik R., Vitecková M., Petrikovicová L.Self-assessment and EFL literature students' oral reproduction of short stories // European Journal of Contemporary Education. – 2021. – Vol. 10 (1). – P. 77–88. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.1.77
  19. Селезнева И. П., Майер И. А. Метапредметное проектирование магистерских программ в сфере иноязычного образования: монография. – Красноярск, 2021. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45787226
  20. Локтюшина Е. А. Из истории становления отечественной теории и практики языкового образования в профессиональных целях // Бизнес. Образование. Право. – 2012. – № 4. – С. 221–225. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18137722
  21. Саламатина И. И., Ковалёва Е. А. Основные подходы к анализу истории отечественного иноязычного образования // Российский научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 114–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23300854
  22. Воевода Е. В., Жилина Л. В. Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 12. – С. 58–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25512410
  23. Колесников А. А. Становление концепции профориентационного обучения иностранным языкам в системе филологического образования: история и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. – 2018. – № 2. – С. 67–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35411025
  24. Клименко Т. К., Левченко О. Ю. Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования (XIX – начало XX века) // Ученые записки забайкальского государственного университета. – 2016. – Т. 11, № 5. – С. 48–52. DOI: https://doi.org/10.21209/2542-0089-2016-11-5-48-52 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28859188
  25. Левченко О. Ю. Иностранные языки в профессиональной подготовке специалистов (ХIХ  в.)  // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 191–196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44211243
  26. Лифанцев И. Б. Генезис иноязычной подготовки в советский период // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9, № 1–1. – С. 620–630. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2019.44.1.094  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38513205
  27. Воробьева Е. И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография. – Архангельск: Поморский ун-т, 2011. ISBN 978-5-88086-952-7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20033979
  28. Обдалова О. А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. – 180 с. ISBN 978-5-7511-2259-1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24787834
  29. Ярославова Е. Н. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации: монография. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 27 с. ISBN 978-5-696-04303-6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20082481
  30. Багатеева А. О., Ахметзянова Г. Н. Теоретико-методологические основы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов технического вуза в условиях модульного обучения: монография. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. – 121 с. ISBN 978-5-7882-1725-3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29994794
  31. Сидакова Н. В. Профессионально-компетентностная модель иноязычного обучения: пути формирования в условиях многоуровневого образования: монография. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. – 179 с. ISBN 978-5-8336-0715-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20063086
  32. Звягинцева Е. П., Кондрахина Н. Г. Поликультурный компонент профессионально ориентированного иноязычного образования будущих экономистов // Иностранные языки в экономических вузах России. – 2013. – С. 111–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23722528
  33. Колесников А. А. Научные основы профориентационного обучения иностранным языкам в системе непрерывного филологического образования: моногр.; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2016. – 428 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26590482
  34. Byram M., Porto M., Wagner M. Ethical issues in teaching for intercultural citizenship in world / Foreign Language Education // TESOL Quarterly. – 2021. – Vol. 55 (1). – P. 308–321. DOI: https://doi.org/10/1002/tesq.3008
  35. Hlas A. C. Grand challenges and great potential in foreign language teaching and learning // Foreign Language Annals. – 2018. – Vol. 51 (1). – P. 46–54. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12317
  36. Александрова О. М., Биболетова М. З. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме. – М.: Изд-во "Экон-Информ", 2014. – 145 с. ISBN 978-5-9906244-1-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25708267
  37. Peker H., Regalla M. Making exemption the exception, not the rule: Inclusion of all students in foreign language education // Foreign Language Annals. – 2021. – Vol. 54 (1). – P. 73–90. DOI: https://doi.org/10.11111/flan.12513
  38. Калижанова А. Н., Ибраева Б. М., Ишмуратова М. Ю., Бобеш Р. С., Павленко Е. Г. Инновации и лидерство в иноязычном образовании: коллективная монография. – Караганды: РИО «Болашак-Баспа», 2017. – 152 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35165962
  39. Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 114 с. ISBN 5-88081-341-X URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563
  40. Тараскина Я. В. Иноязычное образование в Германии: история и современность // Ученые записки забайкальского государственного университета. – 2013. – № 6. – С. 184–192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21087874
  41. Соболь Н. В. Генезис и развитие культурологических ориентиров современного иноязычного образования в истории гуманитарного знания // Известия российской академии образования. – 2011. – № 1. – С. 26–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16269322
  42. Федюковский А. А. Лингвистическое образование в условиях социально-экономических преобразований // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. – 2015. – № 4. – С. 84–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24836603
  43. Петрова Н. Е. Языковое образование в истории России как фактор формирования национальной идентичности // Нижегородское образование. – 2013. – № 1. – С. 70–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20149139
  44. Еныгин Д. В. История возникновения мультикультурного образования в мировой педагогике // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 3. – С. 12–17. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.3.23368 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36323351
  45. Телегина Г. В. Языковое образование и интеграция культур. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. – 114 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563
Дата публикации 28.02.2022