Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 2, С. 33–50
УДК: 
373

Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов

Сиврикова Н. В. 1 (Челябинск, Россия), Пташко Т. Г. 1 (Челябинск, Россия), Перебейнос А. Е. 1 (Челябинск, Россия), Ворожейкина А. В. 1 (Челябинск, Россия), Черникова Е. Г. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена изучению проблемы мотивации к профессиональной конфликтологической подготовке у будущих педагогов. Цель статьи – выявить и проанализировать взаимосвязь между самооценкой сформированности толерантности у будущих педагогов и их потребностью повысить уровень конфликтологической подготовки.
Методология. Методологической основой исследования выступает системный подход, теоретические и эмпирические методы исследования. Для сбора первичных эмпирических данных проведен анкетный опрос 152 студентов 2–5 курсов педагогического университета. Для математического анализа связи между исследуемыми переменными использовался метод ранговой корреляции Спирмена и логистический регрессионный анализ.
Результаты. В исследовании выявлена связь между тем, как студенты оценивают у себя сформированность качеств толератности и их желанием повысить уровень конфликтологической подготовки.
В ходе исследования были выявлены высокие показатели самооценки толерантности у студентов – будущих учителей. При этом в структуре качеств толерантности преобладает отказ от насилия (X = 4,59). Результаты исследования показывают, что студенты, которые считают себя неспособными отказаться от насилия или подчиниться правилам, в большей степени проявляют желание повысить свою конфликтологическую готовность.
Установлено, что большинство студентов (76,3 %) испытывают потребность в повышении конфликтологической готовности, а именно в развитии способности к организации взаимодействия участников конфликтной ситуации для ее продуктивного разрешения. Только 21,1 % опрошенных не нуждаются в повышении собственной компетентности в разрешении конфликтов.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии связи между оценкой сформированности толерантности будущего педагога и мотивацией на повышение уровня его конфликтологической подготовки. Самооценка толерантности как важнейшей профессиональной способности важна будущему учителю для осознания себя как профессионала, способного вступать во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в различных условиях, в том числе и в ситуациях конфликта.

Ключевые слова: 

будущий педагог; конфликтологическая готовность; самооценка толерантности; организация взаимодействия; разрешение конфликта; участники конфликтной ситуации; качества толерантности

Библиографическая ссылка:
Сиврикова Н. В., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Ворожейкина А. В., Черникова Е. Г. Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 33–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02
Список литературы: 
  1. Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В., Ковалевич И. А., Помазан В. А., Ростовцева М. В. Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя // Science for Education Today. – 2019. – №  4. – С. 214–230.  DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256963
  2. Ма Д., Ахметова Н. А. К вопросу о формировании толерантности в педагогическом вузе // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. – 2021. – № 2. – С. 178–181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44951943
  3. Марченко Е. Ю. Феномен «межкультурная толерантность»: сущностная характеристика, структура, особенности ее формирования у будущих учителей // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 222–225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434719
  4. Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М. Оценка студентами педагогического университета собственной подготовки к разрешению конфликта // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 67–83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193024 
  5. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова O. O. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. – 2020. –№ 5. – С. 413–428. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.29  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130115
  6. Соколова Н. А., Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М., Рослякова С. В. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов // Образование и наука. – 2020. – № 7. – С. 101–124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43898805 
  7. Степанов  П. В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 4. – С. 67–76.    URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35624807
  8. Ada Ş. Historical development of teacher training in Turkey // Bulgarian Historical Review. – 2020.  – Vol. 1-2. – P. 222–244. URL: https://avesis.uludag.edu.tr/yayin/99495edd-902f-4638-a282-0564d3931e80/historical-development-of-teacher-training-in-turkey
  9. Alenezi A. M. The relationship of students' emotional intelligence and the level of their readiness for online education: a contextual study on the example of university training in Saudi Arabia  // Education and Science. – 2020. – Vol. 22 (4). – P. 89–109. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42896055
  10. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? // Reimagining Christian Education. – Springer, Singapore, 2018. –   P. 175–196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13
  11. Cai M. The Predictability of Chinese English as a Foreign Language Students’ Willingness to Communicate Through Teachers’ Immediacy and Teacher–Student Rapport// Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. –769424. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.769424
  12. Ceballos-Vacas E. M.Rodríguez-Ruiz B.Rodríguez Hernández J. A.   Foundations, description and analysis of the situational questionnaire of strategies and goals for school conflicts resolution  // Pedagogia Social. – 2021. – Vol. 37. – P. 83–97. DOI: https://doi.org/10.7179/PSRI_2021.37.05
  13. Dresden J.Thompson K. F. Looking Closely at Clinical Practice: A Clear-Eyed Vision for the Future of Teacher Education // Peabody Journal of Education. – 2021. – Vol. 96 (1). –   P. 8–21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242
  14. Du Toit-Brits C.Blignaut H. Positioning self-directed continuing learning skills in twenty-first century education // Tydskrif vir Geesteswetenskappe. –   2019. – Vol. 59 (4). –   P. 60– 68. DOI: https://doi.org/10.17159/2224-7912/2019/v59n4a4
  15. Ertürk R. Conflict in schools: A qualitative study // Participatory Educational Research . –2022. – Vol. 9 (1). – P. 251–270. DOI: https://doi.org/10.17275/per.22.14.9.1
  16. Guerrero E. G. P, Torres L. C. , Vides M. M. T., Ruiz   L. K. J.  Сonflict mediation and school violence: results of intervention through a    quasi-experimental study // Revista Espanola de orientation y psicopedagogia. – 2020. – Vol. 31 (3). – P. 45–63. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.31.num.3.2020.29261
  17. Galymzhan B.Ademi B.Nurgul M.Nurlan B.Rauan B. Psychological Content of Pedagogical Tolerance in the Development of Special Abilities of the Teacher // Review of International Geographical Education Online. –2021. – Vol. 11 (5). – P. 4132–4137. DOI: https://doi.org/10.48047/rigeo.11.05.295
  18. González-Rivas R. A.Gastélum-Cuadras G.Velducea, W. V.Bustos J. B. G.Esparza S. D. Analysis of teaching experience in Physical Education classes during COVID-19 confinement in Mexico // Retos. – 2021. – Vol. 42. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.47197/RETOS.V42I0.86242
  19. Gutu V. Bidimensional Psycho-pedagogical Model for Tolerance Education // Revista romaneasca pentru educatie multidimensionala. – 2019. – Vol. 11 (4). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/153
  20. Kayumova L. R., Zakirova V. G., The human behavioral and practical model of ‘at-risk teacher training’ at Kazan Federal University: Sports and educational environment // Journal of Human Sport and Exercise. – 2021. – Vol. 16 (3 Proc). – P. S1151– S1161. DOI: https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.31  
  21. Kulikova T. I. The relationship between time management competence and stress resistance of teachers with different amount of work experience // Perspektivy Nauki i Obrazovania. –   2021. – Vol. (4). – P.   381–391.  DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.25 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46673412
  22. Nagovitsyn R. S.Bartosh D. K.Ratsimor A. Y.Maksimov Y. G. Formation of social tolerance among future teachers // European Journal of Contemporary Education. –   2018. – Vol. 7 (4). – P.  753–763. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.754 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36702030
  23. Noel K. T. Identity Tensions: Understanding a Previous Practitioner’s Decision to Pursue and Depart the Teaching Profession //   Frontiers in Education. – 2021. – Vol. 6. – P. 586212. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.586212
  24. Othman A., Ruslan N. Intercultural communication experiences among students and teachers: implication to in-service teacher professional development // Journal for multicultural education. – 2020. – Vol. 14 (3–4). – P. 223–238. DOI: https://doi.org/10.1108/JME-04-2020-0024
  25. Pujiati E., Sonhaji A. The Effectiveness of Conflict Management in Private University Management Efforts // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. – Vol.  175  (1). – P. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1/012073
  26. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q., Costes A., Munoz-Arroyave V., de Ocariz U. S.    The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model // International journal of environmental research and public health. – 2021. – Vol. 18 (3). – P. 1071.   DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031071
  27. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence .La meditación en espacios educativos como factor protector ante la violencia // Revista Electronica Educare. – 2021. –   Vol. 25 (3). – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24
  28. Selvi G. P., Jothi K. Nature of stress teachers face and the ways in which they cope with IT (An empirical study withspecial references to Coimbatore city) // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2018. – Vol. 10 (5-sp). – P. 1076–1081. URL: https://www.jardcs.org/backissues/abstract.php?archiveid=3716&action=fulltext&uri=/backissues/archives-special.php?year=2018&issue=05-Special%20Issue&page=15
  29. Szentes E.Horváth Z.-I.Harangus K.   The role of humour in teaching: Teacher training students' image of teacher and views on teaching // Acta Universitatis Sapientiae, Philologica. – 2020. – Vol. 12 (2). – P. 84–98. DOI: https://doi.org/10.2478/ausp-2020-0014
  30. Syrnyk C. Knowing nurture: experiences of teaching assistants for children with SEBD 2018 // British Journal of Special Education. – 2018. – Vol. 45 (3). – P. 329–348. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12234
  31. Spilt J. L.Bosmans G.Verschueren K. Teachers as co-regulators of children's emotions: A descriptive study of teacher-child emotion dialogues in special education // Research in Developmental Disabilities. – 2021. – Vol. 112. – P. 103–894. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103894
  32. Stunell K. Supporting student-teachers in the multicultural classroom // European journal of teacher education. – 2021. – Vol. 44 (2). – P. 217–233. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1758660
  33. Tseng Y. P.Tu S. F. The teacher’s interpersonal experience of receiving consultation from the perspectives of interpersonal process theory // Bulletin of Educational Psychology. –  2020. –  Vol. 52 (1). – P. 113–138. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202009_52(1).0005
  34. Taysum A.Arar K. Action research design for an international boundary crossing study to improve student and teacher participation in school processes and practices to improve well-being, learning and learning outcomes // Italian Journal of Sociology of Education. – 2020. – Vol. 12 (1). – P. 8–25. DOI: https://doi.org/10.14658/pupj-ijse-2020-1-2
  35. Tu S. F.Teng W. C.Chen Y. F. Counselors’ difficulties and strategies when intervening in relational bullying incidents // Bulletin of Educational Psychology. – 2021. –  Vol. 53 (1). – P. 8223–8250. DOI: https://doi.org/10.6251/BEP.202109_53(1).0010
  36. Whitehead J.Schonert-Reichl K. A.Oberle E.Boyd L. Development and Validation of a Measure to Assess Early Adolescents’ Perceptions of Caring Student-Teacher Relationships //  Frontiers in Education. – 2021. – Vol.   6. – P. 695–298. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.695298
Дата публикации 30.04.2022