Определение степени влияния различных факторов на академическую успеваемость студентов на основе их самооценки, в том числе с учетом пола студента
Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния различных факторов на академическую успеваемость студентов университета. Цель статьи – выявить на основе самооценки студентов первого курса степень влияния различных факторов на их академическую успеваемость, в том числе с учетом пола студента.
Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению факторов, влияющих на академическую успеваемость студентов университета. Экспериментальное исследование проводилось на базе Тюменского государственного университета. Выборку составили 232 студента первого курса различных направлений подготовки, в том числе 101 мужского пола и 131 женского пола.
Результаты. В результате анализа литературы по проблеме исследования авторами выделены факторы, которые оказывают влияние на академическую успеваемость студентов университета, предложена классификация этих факторов. На основе самооценки студентов определена степень влияния каждого из выделенных факторов на их академическую успеваемость. Выявлены значимые различия в оценке влияния ряда факторов на академическую успеваемость, связанные с полом студента.
Согласно самооценке студентов, сильнее всего на их успеваемость влияет мастерство преподавателей. В рамках предложенной классификации факторов наиболее важной для студентов оказалась группа факторов, связанных с их личностными особенностями. Факторы, связанные со случайностью и академическим мошенничеством, были отнесены к числу наименее важных. Внутренняя мотивация как фактор, влияющий на успеваемость, оказалась важнее внешней положительной и внешней отрицательной мотивации.
Заключение. Данные эксперимента показывают, что студенты женского пола в большей степени, чем студенты мужского пола, связывают свою успеваемость с факторами, внешними по отношению к ним (мастерство преподавателей, физические условия в помещении, материально-техническая база), или с врожденными качествами личности (интеллектуальные способности, особенности памяти и внимания, эмоциональная уравновешенность). Для студентов мужского пола более значимым фактором успеваемости является вера в собственные силы и ожидание успеха от своих действий. В то же время их успеваемость сильнее, чем у студентов женского пола, зависит от влияния социального окружения в университете.
академическая успеваемость; классификация факторов академической успеваемости; мастерство преподавателя; личностные особенности; социальное окружение; внутренняя мотивация; внешняя мотивация
1. Ряжкин А. О. Ценностно-смысловая сфера студентов с различным уровнем успешности учебной деятельности в вузе // Человеческий капитал. – 2019. – № 9. – С. 147–154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39492159
2. Ярошевская С. В., Сысоева Т. А. Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 1. – С. 92–101. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260106 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44814900
3. Бондарчук Е. В. Связь мотивации и успешности учебной деятельности студентов учреждений высшего и среднего специального образования // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2018. – № 18–2. – С. 40–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35653243
4. Živčić-Bećirević I., Smojver-Ažić S., Martinac Dorčić T. Predictors of university students’ academic achievement: A prospective study // Drustvena Istrazivanja: Journal for General Social Issues. – 2017. – Vol. 26 (4). – P. 457–476. DOI: https://doi.org/10.5559/di.26.4.01
5. García Y., García B. E. To what factors do university students attribute their academic success? // Journal on Efficiency and Responsibility in Education and Science. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.7160/eriesj.2021.140101
6. Kostromina S. N., Mkrtychian N. A., Kurmakaeva D. M., Gnedykh D. S. The interrelationship between cognitive control and academic success of first-year students: An interdisciplinary study // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10 (4). – P. 60–75. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2017.0406 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32484710
7. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 64–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32324598
8. Шляпников В. Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 1. – С. 66–75. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260104 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44814898
9. Alhadabi A., Karpinski A. C. Grit, self-efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University students // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25 (1). – P. 519–535. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1679202
10. Moradi F., Amiripour P. The prediction of the students' academic underachievement in mathematics using the DEA model: A developing country case study // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (3). – P. 432–447. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.3.432
11. Asakereh A., Yousofi N. Reflective thinking, self-efficacy, self-esteem and academic achievement of Iranian EFL students in higher education: is there a relationship? // International Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 7 (1). – P. 68–89. DOI: https://doi.org/10.17583/ijep.2018.2896
12. González-Ramírez T., García-Hernández A. Student and classroom factors associated with engagement and academic achievement in discrete mathematics // Revista Complutense de Educacion. – 2020. – Vol. 31 (2). – P. 195–206. DOI: https://doi.org/10.5209/rced.62011
13. Öhrstedt M., Lindfors P. First-semester students’ capacity to predict academic achievement as related to approaches to learning // Journal of Further and Higher Education. – 2019. – Vol. 43 (10). – P. 1420–1432. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1490950
14. Халифаева О. А., Коленкова Н. Ю., Тюрина И. Ю., Фадина А. Г. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 7. – С. 52–76. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43898803
15. Freiberg-Hoffmann A., Stover J. B., Donis N. Influence of learning strategies on learning styles: Their impact on academic achievement of college students from Buenos aires // Problems of Education in the 21st Century. – 2017. – Vol. 75 (1). – P. 6–18. DOI: https://doi.org/10.33225/pec/17.75.06
16. Córdova A. S. V. Learning strategies of university students as predictors of their academic achievement // Revista Complutense de Educacion. – 2021. – Vol. 32 (2). – P. 159–170. DOI: https://dx.doi.org/10.5209/rced.68203
17. Fateel M. J. The impact of psychological adjustment on private university students’ academic achievement: Case study // International Journal of Higher Education. – 2019. – Vol. 8 (6). – P. 184–191. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v8n6p184
18. Kleemola K., Hyytinen H. Exploring the relationship between law students’ prior performance and academic achievement at university // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9 (3). – P. 236. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9030236
19. Ледовская Т. В. Одаренность как фактор высоких значений показателей учебной успешности студентов вуза // Russian Journal of Education and Psychology. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 55–64. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2020-2-55-64 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43106059
20. Ximena Patricia L. Q., Marlene Margarita M. Y., Gilar Corbi R. Classroom climate and academic performance: notes around the university context // Revista Venezolana de Gerencia. – 2021. – Vol. 26 (Sp5). – P. 140–156. DOI: https://doi.org/10.52080/rvgluz.26.e5.10
21. Jafari S., Asgari A. Predicting students' academic achievement based on the classroom climate, mediating role of teacher-student interaction and academic motivation // Integration of Education. – 2020. – Vol. 24 (1). – P. 62–74. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.062-074
22. Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – С. 127–138. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-127-144 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21204729
23. Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 8–24. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-8-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28879306
24. Brink H. W., Loomans M. G. L. C., Mobach M. P., Kort H. S. M. Classrooms' indoor environmental conditions affecting the academic achievement of students and teachers in higher education: A systematic literature review // Indoor Air. – 2021. – Vol. 31 (2). – P. 405–425. DOI: https://doi.org/10.1111/ina.12745
25. Погребников А. К., Шестаков В. Н., Якунин Ю. Ю. Влияние использования элементов персональной образовательной среды на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению // Информатика и образование. – 2020. – № 1. – С. 42–50. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-1-42-50 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42490679
26. Petrusevich D. A. The impact of e-learning and social parameters on students’ academic performance // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 143–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478886
27. Keramati M. R., Gillies R. M. Perceptions of undergraduate students on the effect of cooperative learning on academic achievement // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2022. – Vol. 14 (1). – P. 440–452. DOI: https://doi.org/10.1108/JARHE-07-2020-0239
28. Talan T., Gulsecen S. The effect of a flipped classroom on students' achievements, academic engagement and satisfaction levels // Turkish Online Journal of Distance Education. – 2019. – Vol. 20 (4). – P. 31–60. DOI: https://doi.org/10.17718/tojde.640503
29. Dikmen M., Tuncer M. A meta-analysis of effects of computer assisted education on students’ academic achievement: A-10-year review of achievement effect // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. – 2018. – Vol. 9 (1). – P. 97–121. DOI: https://doi.org/10.16949/turkbilmat.334733
30. Bernacki M. L., Vosicka L., Utz J. C., Warren C. B. Effects of Digital Learning Skill Training on the Academic Performance of Undergraduates in Science and Mathematics // Journal of Educational Psychology. – 2021. – Vol. 113 (6). – P. 1107–1125. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000485
31. Ваулин С. Д., Волкова М. А., Щуров И. А. Педагогическое содействие студентам технических направлений университета в повышении успешности учебной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 74–86. DOI: https://doi.org/10.14529/ped190108 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37018422
32. Нуриева Н. С., Николаева Н. Н. Приоритет внутренней мотивации как предиктора эффективности освоения иностранных языков в вузе // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 27–43. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43933902
33. Бугрименко А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4. – С. 51–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9321019
34. Шармин Д. В., Шармин В. Г. Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 9. – С. 47–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26700046
35. Сангер Ф. A., Иванов В. Г., Городецкая И. М. Психолого-педагогическое межкультурное исследование особенностей учебной мотивации студентов инженерных вузов в России и США // Инженерное образование. – 2016. – № 20. – С. 224–230. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27723197
36. Hidajat H. G., Hanurawan F., Chusniyah T., Rahmawati H. Why i'm bored in learning? Exploration of students' academic motivation // International Journal of Instruction. – 2020. – Vol. 13 (3). – P. 119–136. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2020.1339a
37. Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – С. 53–62. DOI: https://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220306 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29898532
38. Burger A., Naude L. Success in higher education: differences between first- and continuous-generation students // Social Psychology of Education. – 2019. – Vol. 22 (5). – P. 1059–1083. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-019-09513-6