Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации
2 Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Проблема и цель. Современная общественно-политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в РФ, требует существенной переориентации российской экономики на импортозамещение, развитие наукоемких и социальных технологий, существенное обновление сферы услуг. Это, в свою очередь, ставит первоочередные задачи перед всей системой российского образования. Быстрая смена технологических процессов, развитие цифровизации и искусственного интеллекта, стремительное устаревание знаний и необходимость их обновления, усиливающиеся процессы глобализации требуют от педагогических кадров не только постоянного непрерывного обновления профессиональных компетенций, но устойчивой гражданской позиции, понимания вектора ориентиров государства и формирования соответствующих установок в сфере воспитания молодого поколения, формирования национально-культурного сознания, осознанного ощущения культурно-национальных особенностей и общности российского народа при учете своеобразия и специфики жизнедеятельности в различных регионах России. В статье рассматриваются некоторые региональные особенности кадрового обеспечения региональных общеобразовательных организаций и примеры решения стоящих перед российской образовательной системой задач в сфере выявления профессиональных дефицитов в региональных образовательных системах общего образования, меры поддержки педагогических кадров, разработки стратегий развитий и механизмов государственного регулирования образовательной сферы. Цель исследования – выявить особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов РФ.
Методология. В статье обобщены некоторые результаты исследования представленности педагогического образования в регионах РФ, которое было осуществлено на основе сравнительного анализа официальной статистической информации об образовательных организациях общего образования по форме отчетности ОО-11 и об образовательных организациях высшего образования по форме отчетности ВПО-1, а также социологического опроса исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере управления образованием.
Результаты. В рамках социологического опроса была выявлена оценка органами власти субъекта РФ потребности в педагогических кадрах, наиболее распространенные механизмы решения проблемы недостатка кадров в субъектах РФ, механизмы выявления потребностей в педагогических кадрах. Определены преобладающие механизмы выявления интереса у детей и молодежи к педагогической деятельности; наиболее распространенные меры поддержки педагогических кадров в регионе со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ, направления повышения качества педагогического образования и другие аспекты, связанные с обеспечением педагогическими кадрами региональных систем образования; сформированность систем наставничества над молодыми специалистами в сфере педагогической деятельности. Некоторые результаты опроса выборочно представлены в материалах статьи.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти субъектов РФ, федеральных округов РФ, образовательными организациями высшего образования для повышения эффективности функционирования региональных моделей подготовки педагогических кадров, интеграции их в единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров России.
педагог; педагогическое образование; педагогические кадры; высшее образование; субъект РФ; органы исполнительной власти по государственному управлению в сфере образования; общеобразовательные организации; образовательные организации высшего образования.
- Батыршина А. Р., Зайниев Р. М. Подготовка учителя как одно из важнейших направлений в образовании // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 5. – С. 28–38. DOI: https://doi.org/10.24411/2072-5833-2020-10048 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45642151
- Сайгушкина С. В., Бакач Е. В. Региональная модель оценки качества общего образования как содержательная основа повышения квалификации педагогов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – № 2. – С. 90–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32272059
- Эльмурзаева Г. Б. Проект «Будущее Чеченской республики» как средство повышения качества общего образования в регионе // Начальная школа. – 2020. – № 4. – С. 16–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42826631
- Залялова А. Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 44–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17746871
- Горнякова М. В., Дьячук А. А. Практики сопровождения профессионального развития в регионе: по итогам II всероссийской научно-практической конференции «Бизнес. Власть. Образование: эффективное партнерство» // Организационная психология. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 203–221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764848
- Долгая О. И. Мировые тенденции в общем образовании: новая идеология образования и изменение психолого-педагогических подходов к обучению // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 6. – С. 32–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41807066
- Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 64. – P. 43–51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.019
- Duckworth A. L., Yeager D. S. Measurement Matters // Educational Researcher. – 2015. – Vol. 44 (4). – P. 237–251. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x15584327
- Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. – 2019. – Vol. 48 (2). – P. 315–329. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2019.1696874
- Kurdadze I. New school model approaches in preparing future teacher – in pedagogical practice process // Bulletin of Science and Practice. – 2021. – Т. 7, № 3. – С. 297–301. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/36 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44884202
- Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. – 2022. – № 1. – С. 99–125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48057197
- Лесконог Н. Ю., Савенок А. С., Чуева А. А. К вопросу о представленности в субъектах Российской Федерации совокупности образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 1. – С. 75–91. DOI: https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.1.51747 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48035029
- Кубарев Д. Е. Цифровая трансформация системы общего образования региона: профессиональные дефициты педагогических кадров // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 5. – С. 47–57. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-5-47-57 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46680900
- Ряписов Н. А. Кадры системы общего образования: проблемы и пути решения // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 8–1. – С. 73–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47579580
- Готская И. Б., Жучкова В. М. Образовательные кластеры как одно из направлений структурных инноваций в профессиональном образовании // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 1. – С. 18–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37338803
- Елагина Е. Р. Социально-образовательные кластеры непрерывного образования: актуализация формирования // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – № 9. – С. 28–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30109885
- Коломыцева А. О. Инновационные образовательные кластеры как новая форма интеграции сетевого взаимодействия в образовательной среде // Новое в экономической кибернетике. – 2019. – № 2–3. – С. 122–130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41812932
- Федорчук Ю. М., Морозов А. В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. – 2021. – Т. 1, № 2. – С. 73–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46421500