Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 4, С. 46–71
УДК: 
378+159.96

Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект

Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия), Уварина Н. В. 2 (Челябинск, Россия), Гнатышина Е. А. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема снижения роли воспитания является актуальной для среднего профессионального образования. Целью данного исследования является выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, а также учет выявленных особенностей в ходе подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.
Методология. Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Было проведено анкетирование (на основе разработанной авторской анкеты), направленное на выявления особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций, в котором приняли участие 387 студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, обучающихся на 2–4 курсах.
Результаты. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на возрастные характеристики студентов профессиональных образовательных организаций (психологические особенности раннего юношеского возраста); проведен анализ основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения; составлен социально-психологический портрет студентов профессиональных образовательных организаций.
Также представлены результаты опроса студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, направленного на выявление особенностей их социально-психологического портрета. В рамках теоретического анализа определены специфические особенности социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: 1) в раннем юношеском возрасте накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их обучения и воспитания; 2) большая часть студентов воспитывается в неполных семьях и имеет низкий материальный достаток, они преимущественно ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. В ходе эмпирического исследования было выяснено: 1) половина студентов профессиональных образовательных организаций (56,33 %) сделала самостоятельный выбор будущей профессии, при этом большинство студентов (55,81 %) имеют намерение получить рабочую профессию; 2) половина студентов профессиональных образовательных организаций (55,30 %) сталкивалась с учебными и жизненными трудностями и в школьные годы, а подавляющему большинству (72,90 %) трудно давались отдельные предметы, что свидетельствует о пробелах в их базовой подготовке; 3) среди трудностей, сопровождающих процесс обучения в настоящее время, респонденты отметили организацию и распределение времени (42,89 %), материальные проблемы (49,61 %) и трудности в учебной деятельности (39,79 %); 4) особыми ценностями для студентов профессиональных образовательных организаций, согласно опросу, являются сотрудничество (79,84 %), доброжелательность (66,15 %), честность (59,43 %) и справедливость (59,17 %), т. е. качества, способные предопределить успешность воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях.
Заключение. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, а именно выявленные возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, экономические и социальные условия их жизни, необходимо учитывать для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Полученные результаты опроса по некоторым позициям совпадают с выводами, сделанными в исследованиях других ученых: ориентация обучающихся на профессиональную деятельность, самостоятельный выбор большинством обучающихся профессиональных образовательных организаций рабочей специальности, второстепенное значение воспитательной деятельности.

Ключевые слова: 

студенты профессиональных образовательных организаций; ранний юношеский возраст; воспитательная деятельность; ценностные ориентации студентов

Библиографическая ссылка:
Савченков А. В., Уварина Н. В., Гнатышина Е. А. Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 46–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.03
Список литературы: 
  1. Hisler G. C., DeHart T., Krizan Z., Wright A. G. Neuroticism as the intensity, reactivity, and variability in day-to-day affect // Journal of Research in Personality. – 2020. – Vol. 87. – P. 103964. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2020.103964
  2. Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 26–32. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.3  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36332860
  3. Бородина Н. В., Симонян А. Р, Украинцева И. И., Хачатурова Н. Ю., Ховякова А. Л. Особенности социологического портрета студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. – 2017. – № 4. – С. 40–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32247172
  4. Михалева Л. Н., Кожекина Т. В., Ельчанинова Е. Ю., Кузнецова Л. И., Новикова С. А. Социальный портрет и жизненные ценности педагогического колледжа // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. – № 6. – С. 74–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797389
  5. Байбародова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 17–25. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1813-145X-2018-20002   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35013622
  6. Schick M. R., Spillane N. S., Breines J. G., Kahler Ch. W. Positive Psychological Characteristics and Substance Use in First Nation Adolescents // Substance Use & Misuse. – 2022. – Vol. 57 (8). – P. 1196–1206. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10826084.2022.2069266 
  7. Lemoyne J., Brunelle J.-F., Huard Pelletier V., Glaude-Roy J., Martini G. Talent Identification in Elite Adolescent Ice Hockey Players: The Discriminant Capacity of Fitness Tests, Skating Performance and Psychological Characteristics // Sports. – 2022. – Vol. 10. – P. 58. DOI: https://doi.org/10.3390/sports10040058
  8. Borghuis J., Denissen J., Oberski D., Sijtsma K., Meeus W., Branje S., Koot H. M., Bleidorn W. Big five personality stability, change, and codevelopment across adolescence and early adulthood  // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – Vol. 113 (4). – P. 641–657. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000138
  9. Jansen K., Kiefer S. M. Understanding brain development: Investing in young adolescents’ cognitive and social-emotional development // Middle School Journal. – 2020. – Vol. 51 (4). – P. 18–25. DOI: https://doi.org/10.1080/00940771.2020.1787749
  10. Kim D, Nam J. K., Keum C. Adolescent Internet gaming addiction and personality characteristics by game genre // Plos One. – 2022. – Vol. 17 (2). – P. e0263645. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0263645
  11. Allen J. J., Anderson C. A. Satisfaction and frustration of basic psychological needs in the real world and in video games predict internet gaming disorder scores and well-being // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 84. – P. 220–229. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2018.02.034 
  12. Bender P. K., Gentile D. A. Internet gaming disorder: Relations between needs satisfaction in-game and in life in general // Psychology of Popular Media Culture. – 2020. – Vol. 9 (2). – P. 266–278. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000227 
  13. Олейников А. В. Факторы психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9, № 45. – С. 6. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.496  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26165051 
  14. Шаламов В. В. Личностные свойства обучающихся образовательных организаций системы МВД России как условие готовности в учебной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 217–224. DOI: http://dx.doi.org/10.26170/po16-06-35  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26638508
  15. Blasi M. D., Giardina A., Giordano C., Coco G. L., Tosto C., Billieux J., Schimmenti A. Problematic video game use as an emotional coping strategy: Evidence from a sample of MMORPG gamers // Journal Behavioral Addictions. – 2019. – Vol. 8 (1). – P. 25–34. DOI: http://dx.doi.org/10.1556/2006.8.2019.02 
  16. Bonnaire C., Baptista D. Internet gaming disorder in male and female young adults: The role of alexithymia, depression, anxiety and gaming type // Psychiatry Research. – 2019. – Vol. 272. – P.  521–530. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.psychres.2018.12.158 
  17. Gnatyshina E., Uvarina N., Savchenkov A., Pakhtusova N., Shumakova O., Savelyeva N. Stress Resistance of Teachers as one of Factors of Effective Educational Activities // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2021. – Vol. 227. – P. 761–772. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0953-4_75   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46983259
  18. Ivanova O. E., Uvarina N. V., Lysenko Y. V., Pakhtusova N. A., Savchenkov A. V. Development of the concept of managing stakeholders in the Russian educational agglomeration based on the agile methodology // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – P.  012004. DOI: http://dx.doi.org/10.1088/1755-1315/650/1/012004   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46763766
  19. Кучерова О. Е., Тарасова С. И., Анохина С. В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. – №  4. – С. 63–72. DOI: http://dx.doi.org/10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36952228
  20. Садовникова С. М. Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – №  2. – С. 101–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22260528
  21. Семенова Н. В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 5. – С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827483
  22. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self‐Esteem and Career Decision Self‐Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. – 2019. – Vol.  67 (4). – P. 282–297. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12199
  23. Adler N. E., Epel E. S., Castellazzo G., Ickovics J. R. Relationship of subjective and objective social status with psychological and physiological functioning: Preliminary data in healthy white women // Health Psychology. – 2000. – Vol. 19 (6). – P. 586–594. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-6133.19.6.586
Дата публикации 31.08.2022