Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 162–184
УДК: 
334.012+53+378

Оценка эффективности развития когнитивно-экономической субъектности личности при формировании положительной мотивации к предпринимательскому делу

Искакова А. Б. 1 (Павлодар, Казахстан), Ахметова Г. К. 2 (Алматы, Казахстан), Каирбаева А. К. 1 (Павлодар, Казахстан), Досанов Т. С. 1 (Павлодар, Казахстан), Зейтова Ш. С. 1 (Павлодар, Казахстан), Нурумжанова К. А. 1 (Павлодар, Казахстан)
1 Торайгыров Университет
2 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемы формирования положительной мотивации и интереса студентов к предпринимательскому делу. Цель исследования: оценка и обоснование эффективности развития когнитивно-экономической субъектности личности при формировании положительной мотивации к предпринимательскому делу.
Методология. Теоретической основой исследования является философия холизма, поэтому были использованы системно-синергетический и трансдисциплинарный принципы для разработки интегрированного дидактического контента. Авторами проведены констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, а также применены экспериментальные методы педагогического исследования, методы математической статистики для обработки эмпирических данных (критерий Вилкоксона).
Результаты. В статье исследована эффективность пропедевтической подготовки к бизнесу студентов различных специальностей с помощью интегрированного контента спецкурса. Обоснована эффективность применения системно-синергетического и трансдисциплинарного принципов к разработке интегрированного контента по физике и основам экономики для формирования у студентов когнитивно-экономической субъектности личности, характеризующей уровень развития мотивационно-потребностного этапа готовности студентов к предпринимательству. Авторами показано, что уровень выполнения заданий студентами свидетельствует о формировании у них когнитивно-экономической мотивации к предпринимательству. Концепция холизма позволила на основе системно-синергетического принципа выделить свойство когерентности исследуемых самостоятельно известных понятий «когнитивная субъектность» и «экономическая субъектность» и доказать их эмерджентность. При этом когнитивность указывает на осознанный знание-ориентированный уровень практических действий предпринимателя, а экономическая составляющая указывает на прагматическую направленность мышления и действий.
Заключение. В результате экспериментального исследования авторы пришли к выводу об эффективности применения дидактического содержания спецкурса предпринимательского образования для развития сферы бизнеса.

Ключевые слова: 

предпринимательское образование; когнитивно-экономическая субъектность; знание-ориентированный уровень; положительная мотивация; мотивационный этап деятельности; мотивационная структура личности

Библиографическая ссылка:
Искакова А. Б., Ахметова Г. К., Каирбаева А. К., Досанов Т. С., Зейтова Ш. С., Нурумжанова К. А. Оценка эффективности развития когнитивно-экономической субъектности личности при формировании положительной мотивации к предпринимательскому делу // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 162–184. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.09
Список литературы: 
  1. Nabi G., Linan F., Fayolle A., Krueger N., Walmsley. The Impact of Entrepreneurship Education in Higher Education: A Systematic Review and Research Agenda // Academy of Management Learning & Education. – 2017. – Vol. 16 (2). – P. 277–299. DOI: https://doi.org/10.5465/amle.2015.0026
  2. Papazov E., Mihaylova L. Methodological Problems of Entrepreneurship Education in Bulgarian Universities // Journal of Higher Education. –2012. – Vol. 2 (2). – P. 73–78. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/598603
  3. Sirelkhatim F., Gangi Y. Entrepreneurship education: A systematic literature review of curricula contents and teaching methods // Cogent Business & Management. – 2015. – Vol. 2 (1). – P. 1052034. DOI: https://doi.org/10.1080/23311975.2015.1052034
  4. Kuratko D. F. The Emergence of Entrepreneurship Education: Development, Trends, and Challenges // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2005. – Vol. 29 (5). – P. 577–597. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2005.00099.x
  5. Weiming L., Chunyan L., Xiaohua D. Ten Years of Entrepreneurship Education at Chinese Universities: Evolution, Problems, and System Building // Chinese Education & Society. – 2016. – Vol. 49 (3). – P. 198–216. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2016.1218250
  6. Bogdanova M. Cognitive Science: from Multidisciplinarity to Interdisciplinarity // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2017. – Vol. 5 (2). – Р. 145–150. DOI: https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1702145B URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45564573
  7. Sun S. Research on problems and countermeasures of innovation and entrepreneurial education management // Proceedings of the 2018 8th International Conference on Social science and Education Research (SSER 2018). Series:Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2018. – P. 632–637. DOI: https://doi.org/10.2991/sser-18.2018.133
  8. McGregor S. L. Transdisciplinary Entrepreneurship and Transdisciplinary Ethics // Journal of Ethics & Entrepreneurship. – 2015. – Vol. 5 (2). – P. 113–120. URL: http://www.consultmcgregor.com/documents/research/TD_entrepreneurship_TD_ethics_2015_paper.pdf
  9. Gröschl S., Gabaldon P. Business Schools and the Development of Responsible Leaders: A Proposition of Edgar Morin’s Transdisciplinarity // Journal of Business Ethics. – 2018. – Vol. 153 (1). – P. 185–195. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-016-3349-6
  10. Гришина Н. Ю. Методика обучения иностранному языку с учетом когнитивных стилей гуманитарного профиля // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – № 4. – С. 161–167. DOI: https://doi.org/10.5862/JHSS.255.19  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28099530
  11. Ластовенко Д. В. Когнитивные стили обучения студентов инженерных специальностей // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 1. – С. 68–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42742531&
  12. Бетильмерзаева М. М. Когнитивные аспекты формирования субъектности человека // Общество: философия, история, культура. – 2018. – № 10. – С. 27–30. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2018.10.4 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36290166
  13. Urbanu D., Audretsch D., Aparicio S., Noguera M. Does Entrepreneurial Activity Matter for Economic Growth in Developing Countries? The Role of the Institutional Environment // International Entrepreneurship and Management Journal. – 2020. – Vol. 16. – P. 1065–1099. DOI: https://doi.org/10.1007/s11365-019-00621-5
  14. Martinez-Fierro S., Biedma-Ferrer J. M., Ruiz-Navarro J. Impact of High-Growth Start-Ups on Entrepreneurial Environment Based on the Level of National Economic // Business Strategy and Environment. – 2019. – Vol. 29 (3). – P. 1007–1020. DOI: http://doi.org/10.1002/bse.2413
  15. Sharunova A., Butt M., Qureshi A. J. Transdisciplinary Design Education for Engineering Undergraduates: Mapping of Bloom’s Taxonomy Cognitive Domain Across Design Stages // Procedia CIRP. – 2018. – Vol. 70. – P. 313–318. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2018.02.042
  16. Iskakova A. B., Kairbayeva A. K. Methodical foundations of the use of project-based technologies in teaching physics to students of technical specialties of higher education institutions // Bulletin of Karaganda University. Physics Series. – 2019. – No. 3. – P. 71–77. DOI: https://doi.org/10.31489/2019Ph3/71-77 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44820593
  17. Kriewall T. J., Mekemson K. Instilling the entrepreneurship mindset into engineering undergraduates // The Journal of Engineering Entrepreneurship. – 2010. – Vol. 1 (1). – P. 5–19. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d147/8e56773cf47059b4e1f885d6bfbee5e14460.pdf
  18. Börner K., Scrivner O., Gallan M., Ma S., Liu X., Chewning K., Evans J. A. Skill Discrepancies between Research, Education, and Jobs Reveal the Critical Need to Supply Soft Skills for the Data Economy // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2018. – Vol. 115 (50). – P. 12630–12637. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1804247115
  19. Caten C., Silva D., Aguiar R., Silva Filho L. C., Huerta J. M. Reshaping engineering learning to promote innovative entrepreneurial behavior // Brazilian Journal of Operations & Production Management. – 2019. – Vol. 16 (1). – P. 141–148. DOI: https://doi.org/10.14488/BJOPM.2019.v16.n1.a13
  20. Bimpitsos C., Petridou E. A Transdisciplinary Approach to Training: Preliminary Research Findings Based on a Case Analysis // European Journal of Training and Development. – 2012. – Vol. 36 (9). – P. 911–929. DOI: https://doi.org/10.1108/03090591211280964
  21. McGregor S. L. T. Transdisciplinary Pedagogy in Higher Education: Transdisciplinary Learning, Learning Cycles and Habits of Minds // Transdisciplinary Higher Education. A Theoretical Basis Revealed in Practice (ed.) P. Gibbs. – 2017. – P. 3–16. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-56185-1
  22. Greenhalgh-Spencer H., Frias K., Ertas A. Transdisciplinary Content Pedagogy in Undergraduate Engineering Education: Being Pulled Up Short // Transdisciplinary Higher Education. A Theoretical Basis Revealed in Practice (ed.) P. Gibbs. – 2017. – P. 73–89. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-56185-1
  23. Искакова А. Б., Нурумжанова К. А., Сенькина Г. Е., Козыбай А. К., Джарасова Г. С., Каирбаева А. К. Факторы и тренды развития инновационных процессов в высших учебных заведениях в условиях международной экономической интеграции // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 200–221. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.12 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538216
  24. Leavy P. Transdisciplinarity and Traning the Next Generation of Researchers: Problem-Centered Approaches to Research and Problem-Based Learning // International Review of Qualitative Research. – 2012. – Vol. 5 (2). – P. 205–223. DOI: https://doi.org/10.1525/irqr.2012.5.2.205  URL: https://www.jstor.org/stable/10.1525/irqr.2012.5.2.205
  25. Мукушев Б. А., Желдыбаева Б. С., Мусатаева И. С., Мукушев С. Б., Кариева К. У., Турдина А. Б. Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования // Интеграция образования. – 2018. – № 4. – С. 632–647. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.632-647 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36545998
  26. Markina I., Safonov Yu., Zhylinska O., Gaidai T., Kahanov Yu. Entrepreneurship education management in the context of global changes in economy // Journal of Entrepreneurship Education. – 2019. – Vol. 22 (6). – P. 8826. URL: https://www.abacademies.org/articles/entrepreneurship-education-management-in-the-context-of-global-changes-in-economy-8826.html
  27. Bosman L., Eom S. Using scaffold innovation-thinking frameworks to integrate food science and technology into the transdisciplinary engineering design classroom // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – Vol. 16. – P. 35. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0165-y
  28. Siddiqui K., Alaraifi A. What they don’t teach at Entrepreneurship? An assessment of 220 Entrepreneurship Undergraduate Programs // Journal of Entrepreneurship Education. – 2019. – Vol. 22 (6). – P. 8766. URL: https://www.abacademies.org/articles/what-they-don39t-teach-at-entrepreneurship-institutions-an-assessment-of-220-entrepreneurship-undergraduate-programs-8766.html
  29. Wognum N., Bil C., Elgh F., Peruzzini M., Stjepandic J., Verhagen W. Transdisciplinary Engineering Research Challenges // Transdisciplinary Engineering Methods for Social Innovation of Industry 4.0. – 2018. – Vol. 7. – P. 753–762. DOI: https://doi.org/10.3233/978-1-61499-898-3-753
  30. Barbara-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial intention among engineering students: The role of entrepreneurship education // European Research on Management and Business Economics. – 2018. – Vol. 24 (1). – P. 53–61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iedeen.2017.04.001
  31. Jurgena I., Cëdere D., Keviša I. The Prospects of Transdisciplinary Approach to Promote Learnes’ Cognitive Interest in Natural Science for Sustainable Development // Journal of Teacher Education for Sustainablity. – 2018. – Vol. 20 (1). – P. 5–19. DOI: https://doi.org/10.2478/jtes-2018-0001
  32. Huszár S., Prónay S., Buzás N. Examining the differences between the motivations of traditional and entrepreneurial scientists // Journal Innovation and Entrepreneurship. – 2016. – Vol. 5. – P. 25. DOI: https://doi.org/10.1186/s13731-016-0054-8
  33. Loboda V., Ostrovsky I., Katernyak I. Developing Entrepreneurial Mindset in University Undergraduates // E-methodology. – 2018. – Vol. 5 (5). – P. 114–131. DOI: https://doi.org/10.15503/emet.v5i5.525
  34. Zupan B., Cankar F., Setnikar Cankar S. The development of an entrepreneurial mindset in primary education // European Journal of Education. – 2018. – Vol. 53 (3). – P. 427–439. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12293
  35. Cheng Y., Wang K., Lee I. Application of Engineering Education in Entrepreneurship Construction System // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (6). – P. 2185–2191. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/86963
  36. Alibekova G., Tleppaev A., Medeni T. D., Ruzanov R. Determinants of Technology Commercialization Ecosystem for Universities in Kazakhstan // Journal of Asian Finance, Economics and Business. – 2019. – Vol. 6 (4). – P. 271–279. DOI: https://doi.org/10.13106/jafeb.2019.vol6.no4.271
  37. Mokiy V. Systems Transdisciplinary Approach in the General Classification of Scientific Approaches // European Scientific Journal. – 2019. – Vol. 15 (9). – P. 247–258. DOI: http://dx.doi.org/10.19044/esj.2019.v15n19p247
  38. Ling H., Venesaar U. Enhancing Entrepreneurship Education in Engineering Students to Increase Their Metacognitive Abilities: Analysis of Student Self-Assessments // Engineering Economics. – 2015. – Vol. 26 (3). – P. 333–342. DOI: https://doi.org/10.5755/j01.ee.26.3.5283
  39. Gillis D., Nelson J., Hodkins K., Fraser E., Jacobs S. Interdisciplinary Research and Education in Canada: a Review and Suggested Framework // Collected Essays on Learning and Teaching. – 2017. – Vol. 10. – P. 204–222. DOI: https://doi.org/10.22329/celt.v10i0.4745
  40. Daniel A. D. Fostering an Entrepreneurial Mindset by Using a Design Thinking Approach in Entrepreneurship Education // Industry and Higher Education. – 2016. – Vol. 30 (3). – P. 215–223. DOI: https://doi.org/10.1177/0950422216653195 URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0950422216653195   
Дата публикации 30.10.2022