Влияние методов развивающего обучения на регуляцию нервных функций у детей с умственной отсталостью и межполушарной асимметрией мозга [in English]
Проблема и цель. В процессе обучения проявляется степень выраженности функциональной асимметрии у человека и происходит усложнение механизмов межполушарного взаимодействия. Однако вопрос влияние методов развивающего обучения на регуляцию нервных функций детей с нарушением умственного развития мало разработан. Цель работы – исследование влияния методов развивающего обучения на регуляцию нервных функций у детей с нарушениями умственного развития и межполушарной асимметрией мозга.
Методология. Методологической основой послужили работы ряда авторов, посвященные исследованию нервных функций у детей с нарушениями умственного развития и межполушарной асимметрией мозга, регуляции этих функций, выявлению трудностей, а также моделированию системы работы с этими детьми.
Результаты. По результатам исследования был определен уровень умственного развития у умственно отсталых детей 8–11 лет, обусловленный особенностями межполушарной мозговой организации. Проведено исследование межполушарной функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия у школьников, обучающихся по различным развивающим программам, исследована динамика регуляции нервных функций у школьников 8–11 лет с нарушением умственного развития и межполушарной асимметрией. На основе проведенных исследований и опыта работы представлены пути решения некоторых аспектов проблемы и предложен ряд рекомендаций.
Заключение. В заключении отмечается необходимость оказания систематической помощи детям с нарушениями умственного развития и межполушарной асимметрией мозга при регуляции нервных функций в условиях развивающего обучения.
межполушарная асимметрия; регуляция нервных процессов; дети с нарушением умственного развития; структура и функции мозга; развивающее обученив; межполушарное взаимодействие.
- Богуславская В. Ф., Мирошниченко А. В., Осипова А. А. Проблема смысловых барьеров в обучении // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – C. 100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596572
- Hunt P., Soto G., Maier J., Doering K. Collaborative teaming to support students at risk and students with severe disabilities in general education classroom // Exceptional Children. – 2003. – vol. 69. – pp. 315–332. DOI: https://doi.org/10.1177/001440290306900304
- Marzi C. A. Asymmetry of interhemispheric communication // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2010. – Vol. 1 (3). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.53 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.53
- Hugdahl K. Hemispheric asymmetry: contributions from brain imaging // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2010. – Vol. 2 (5). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.122 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.122
- Dunst C. J., Trivette C. M., Hamby D. W. Meta‐analysis of family‐centered helpgiving practices research // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. – 2007. – Vol. 13 (4). – P. 370–378. DOI: https://doi.org/10.1002/mrdd.20176
- Kalavathi P., Surya Prasath V. B. Automatic segmentation of cerebral hemispheres in MR human head scans // International Journal of Imaging Systems and Technology. – 2016. – Vol. 26 (1). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ima.22152 DOI: https://doi.org/10.1002/ima.22152
- Xiang L., Crow T., Roberts N. Automatic analysis of cross-sectional cerebral asymmetry on 3D in vivo MRI scans of human and chimpanzee // Journal of Neuroscience Research. – 2019. – Vol. 97 (6). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jnr.24391 DOI: https://doi.org/10.1002/jnr.24391
- Хохлов Н. А., Ковазина М. С. Латеральные признаки, структурно-уровневые характеристики интеллекта и математические способности // Асимметрия. – 2013. – Т. 7, № 3. – С. 32–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20860062
- Wehmeyer M. L., Palmer S. B. Adult outcomes for students with cognitive disabilities three-years after high school: The impact of self-determination // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2003. – Vol. 38 (2). – P. 131–144. URL: https://www.jstor.org/stable/23879591
- Corballis M. C., Badzakova-Trajkov G., Häberling I. S. Right hand, left brain: genetic and evolutionary bases of cerebral asymmetries for language and manual action // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2011. – Vol. 3 (1). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.158 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.158
- Dale Stevens W., Nathan Spreng R. Resting-state functional connectivity MRI reveals active processes central to cognition // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. – 2014. – Vol. 5 (2). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/wcs.1275 DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.1275
- Migliorelli C., Medina-Rivera I., Bachiller A., Tost A., Alonso J. F., López-Sala A., Armstrong J., O'Callahan M. d. M., Pineda M., Mañanas M. A., Romero S., García-Cazorla Á. Cognitive stimulation has potential for brain activation in individuals with Rett syndrome // Journal of Intellectual Disability Research. – 2021. – Vol. 66 (3). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jir.12902 DOI: https://doi.org/10.1111/jir.12902
- Helland T., Morken F., Bless J. J., Valderhaug H. V., Eiken M., Helland W. A., Torkildsen J. v. K. Auditive training effects from a dichotic listening app in children with dyslexia // Dyslexia. – 2018. – Vol. 24 (4). URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/dys.1600 DOI: https://doi.org/10.1002/dys.1600
- Лисова Н. А., Шилов С. Н. Роль процессов активации коры головного мозга в формировании стрессоустойчивости у студенток с различными темпераментными характеристиками // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 2. – С. 52–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651432
- Corballis M. C., Forster B. Interhemispheric transfer of colour and shape information in the presence and absence of the corpus callosum // Neuropsychologia. – 2000. – Vol. 38 (1). – P. 32–45. DOI: https://doi.org/10.1016/s0028-3932(99)00050-0
- Ковязина М. С. Объективные методики исследования психических процессов в клинической психологии // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 66–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21195530
- Horn E., Lieber J., Sandall S., Schwartz I., Worley R. Supporting young children’s IEP goals in inclusive settings through embedded learning opportunities // Topics in Early Childhood Special Education. – 2002. – Vol. 20. – P. 208–223. DOI: https://doi.org/10.1177/027112140002000402
- Панкова Н. Б., Алчинова И. Б., Ковалёва О. И., Лебедева М. А., Хлебникова Н. Н., Черепов А. Б., Носкин Л. А., Карганов М. Ю. Зависимость точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у младших школьников от уровня компьютерной нагрузки // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 142–160. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.08
- Azatyan T. Y. Sensory Asymmetry Assessement of 8-11 years old Children with and without Learning Disabilities // Armenian Journal of Special Education Scientific Methodological Journal. – 2021. – Vol. 3 (1). – P. 98–104. DOI: https://doi.org/10.24234/se.2021.3.1
- Reuter-Lorenz P. A., Jonides J., Smith E. E., Hartley A., Miller A., Marshuetz C., Koeppe R. A. Age differences in the frontal lateralization of verbal and spatial working memory revealed by PET // Journal of Cognitive Neuroscience. – 2000. – Vol. 12. – P. 174–187. DOI: https://doi.org/10.1162/089892900561814
- Camilo M. G. The Elkonin-Davidov system: a grove of developmental teaching theory // Revista Científica Multidisciplinar Núcleo do Conhecimento. – 2021. – Vol. 06. – P. 142–158. DOI: https://doi.org/10.32749/nucleodoconhecimento.com.br/education/developmental-teaching
- Azatyan T. Y. Brain Interhemispheric Interaction in Children with Mental Disabilities with Spatial Orientation Disorders // Armenian Journal of Special Education Scientific Methodological Journal. – 2022. – Vol. 5 (1). – P. 103–113. DOI: https://doi.org/10.24234/se.v5i1