Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 3, С. 48–67
УДК: 
159.913+796.012+378

Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен

Байгужин П. А. 1 (Челябинск, Россия), Шибкова Д. З. 1 (Челябинск, Россия), Рыба Т. В. 2 (Йю́вяскюля, Финляндия), Герасёв А. Д. 3 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 3 (Новосибирск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
2 Университет Йю́вяскюля
3 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье анализируются психолого-педагогические аспекты проблемы развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов. Цель исследования – обобщить современные представления о феномене двойного карьерного пути, расширить и углубить знания специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-спортсменов.
Методология. Аспективный и научный подходы к исследованию развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов позволили проанализировать 45 статей из 250 выбранных источников по исследуемой проблеме, размещенных в поисковой платформе Web of Science в период 2017–2021 гг., наиболее полно соответствующих комплексу ключевых терминов: “mental healthˮ, “dual careerˮ, “studentˮ и “sportˮ. В соответствии с целью применяли теоретические методы исследования: сопоставление, конкретизация, обобщение.
Результаты. Представлено содержание понятия двойной карьеры как психолого-педагогического феномена в детско-юношеском спорте. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт сопровождения двойной карьеры обучающихся-спортсменов. Рассмотрены варианты структуры программ сопровождения двойной карьеры и отражена социокультурная компонента в организации национальных шкал оценки эффективности двойной карьеры обучающихся-спортсменов. Выявлены противоречия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в исследованиях западно-европейских и восточно-европейских ученых. Указаны взаимосвязанные детерминанты разных уровней (от индивидуального до макроуровня), влияющие на развитие двойной карьеры обучающегося-спортсмена.
Заключение. При достаточной разработанности теории двойного карьерного пути за рубежом имеются различия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в разных странах. Основное различие заключается в содержании программ подготовки обучающихся-спортсменов, а именно психолого-педагогической составляющей. Для России и стран Восточной Европы характерна ориентация на базовые ценности (художественно-эстетическое воспитание, уважение к сопернику, «командный дух» и др.), в США и странах Западной Европы более выражен технократический подход и проявляется доминирующая роль коммерциализации в подготовке обучающихся-спортсменов.

Ключевые слова: 

двойная карьера; психолого-педагогический феномен; спортивное долголетие; обучающиеся-спортсмены.

Библиографическая ссылка:
Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 48–67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03
Список литературы: 
  1. Крокинская О. К., Немирова Н. В. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии // Социологический журнал. – 2018. – Т.  24, № 1. – С. 34–54. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32679200
  2. Митин И. Н., Горовая А. Е., Кравчук Д. А., Добрушина О. Р., Жолинский А. В. Особенности психосоматических нарушений высококвалифицированных спортсменов // Спортивная медицина: наука и практика. – 2018. – Т. 8, № 2. – С. 54–61. DOI: https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2018.2.54 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36457879
  3. Akesdotter C., Kentta G., Eloranta S., Franck J. The prevalence of mental health problems in elite athletes // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2020. – Vol. 23 (4). – P. 329–335. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsams.2019.10.022
  4. Хвацкая Е. Е., Ильина Н. Л. Ретроспективный подход в исследовании «двойной» карьеры у спортсменов // Спортивный психолог. – 2018. – № 1. – С. 45–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35177342 
  5. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Савченков А. В. Обоснование подхода к оцениванию психофизиологического статуса и профессиональных качеств личности // Вестник психофизиологии. – 2017. – № 3. – С. 80–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32422600
  6. Колокольцев М. М., Ермаков С. С., Третьякова Н. В., Крайник В. Л., Романова Е. В. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов // Образование и наука.  – 2020. – Т.  22, № 5. – С. 150–168. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43077143
  7. Henriksen K., Storm L. K., Kuettel A., Linner L., Stambulova N. A holistic ecological approach to sport and study: The case of an athlete friendly university in Denmark // Psychology of Sport and Exercise. – 2020. – Vol. 47. – P. 101637. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.101637
  8. Mateu P., Vilanova A., Ingles E. Analysis of the elite student-athletes support programs' organizational characteristics in catalonia's higher education system // Movimento. – 2018. – Vol. 24 (4). – P. 1205–1218. DOI: https://doi.org/10.22456/1982-8918.82235
  9. Gonzalez-Hernandez J., Capilla Diaz C., Gomez-Lopez M. Impulsiveness and cognitive patterns. Understanding the perfectionistic responses in Spanish competitive junior athletes // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10 (1605). – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01605
  10. Stefano B., Ginevra G. The Italian approach to the dual careers of university student-athletes // Kinesiologia Slovenica. – 2018. – Vol. 24 (3). – P. 5–18. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Italian-approach-to-the-dual-careers-of-Bastianon-Greco/e6a887f87cb90c5dbf5e015ac21d72775bfa33ce
  11. Sanchez-Pato A., Calderon A., Luis Arias-Estero J., Alfonso Garcia-Roca J., Bada J., Merono L., Isidori E., Brunton J., Decelis A., Koustelios A., Mallia O., Fazio A., Radcliffe J., Sedgwick M. Design and validation of a questionnaire about the perceptions of dual career student-athletes (ESTPORT) // Cultura, ciencia y deporte. – 2016. – Vol. 11 (32). – P. 127–147. DOI: https://doi.org/10.12800/ccd.v11i32.713
  12. Берилова Е. И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 4. – С. 79–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27637745
  13. Gerber M., Gustafsson H., Seelig H., Kellmann M., Ludyga S., Colledge F., Brand S., Isoard-Gautheur S., Bianchi R. Usefulness of the Athlete Burnout Questionnaire (ABQ) as a screening tool for the detection of clinically relevant burnout symptoms among young elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. – 2018. – Vol. 39. – P. 104–113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.08.005
  14. Sorkkila M., Ryba T. V., Aunola K., Selänne H., Salmela-Aro K. Sport Burnout Inventory – Dual Career Form for student-athletes: Assessing validity and reliability in a Finnish sample of adolescent athletes // Journal of Sport and Health Science. – 2020. – Vol. 9 (4). – P. 358–366. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jshs.2017.10.006
  15. Ryba T. V., Zhang C-Q., Huang Z-J., Aunola K. Career Adapt-Abilities Scale – Dual Career Form (CAAS-DC): Psychometric properties and initial validation in high-school student-athletes // Health Psychology and Behavioral Medicine. – 2017. – Vol. 5 (1). – P. 85–100. DOI: https://doi.org/10.1080/21642850.2016.1273113
  16. Kim K. Student-Athletes' dual career and sport burnout // Korean Journal of Sport Science. – 2019.  – Vol. 30 (4). – P. 631–650. DOI: https://doi.org/10.24985/kjss.2019.30.4.631
  17. Guirola Gómez I., Torregrosa M., Ramis Y., Jaenes J. C. Paddling upstream: facilitators and barriers to combine sport and studies // Revista Andaluza de Medicina del Deporte. – 2018. – Vol.  11  (1). – P. 12–17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ramd.2016.08.002
  18. Kerstajn R., Lupo C., Capranica L., Topic M. D. Motivation towards sports and academics careers in elite winter sport Slovenian and Italian athletes: The role of internal and external factors // Ido Movement for Culture-Journal of Martial Arts Anthropology. – 2018. – Vol. 18 (2). – P. 29–37. DOI: https://doi.org/10.14589/ido.18.2.4
  19. Kovacs K. A survey of the interrelation between sports and persistence among students in five countries // Journal of College Student Retention-Research Theory and Practice. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1521025119889588
  20. Ryba T., Aunola K., Kalaja S., Selänne H., Ronkainen N., Nurmi J.-E. A new perspective on adolescent athletes’ transition into upper secondary school: A longitudinal mixed methods study protocol // Cogent Psychology. – 2016. – Vol. 3 (1). – P. 1142412. DOI: https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1142412
  21. Stambulova N. B., Engström C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes // Psychology of Sport and Exercise. – 2015. – Vol. 21. – P. 4–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.08.009
  22. Perez-Rivases A., Pons J., Reguela S., Viladrich C., Pallares S., Torregrossa M. Spanish female student-athletes' perception of key competencies for successful dual career adjustment // International Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197x.2020.1717575
  23. Blijlevens S. J. E., Wylleman P., Bool K., Elferink-Gemser M. T., Visscher C. Acquisition and maintenance of excellence: the challenges faced by Dutch top-level gymnasts throughout different stages of athletic development // Sport in Society. – 2020. – Vol. 23 (4). – P. 577–594. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2018.1524106
  24. Sum R. K. W., Tsai H.-H., Ha A. S. C., Cheng C.-f., Wang F.-j., Li M. Social-ecological determinants of elite student athletes' dual career development in Hong Kong and Taiwan // Sage Open. – 2017. – Vol. 7 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244017707798
  25. Gomez J., Bradley J., Conway P. The challenges of a high-performance student athlete // Irish Educational Studies. – 2018. – Vol. 37 (3). – P. 329–349. DOI: https://doi.org/10.1080/03323315.2018.1484299
  26. Aunola K., Sorkkila M., Viljaranta J., Tolvanen A., Ryba T. V. The role of parental affection and psychological control in adolescent athletes’ symptoms of school and sport burnout during the transition to upper secondary school // Journal of Adolescence. – 2018. – Vol. 69 (1). – P. 140–149. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.10.001
  27. Cartigny E., Fletcher D., Coupland C., Taylor G. Mind the gap: a grounded theory of dual career pathways in sport // Journal of Applied Sport Psychology. – 2021. – Vol. 33 (3). – P. 280–301. DOI: https://doi.org/10.1080/10413200.2019.1654559
  28. Puiu L. B. The Importance of Adopting National Policy Papers on Dual Careers in the Field of Sport // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. – 2018. – Vol. 10 (1). – P. 45–53. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/16
  29. Dowell T. L., Waters A. M., Usher W., Farrell L. J., Donovan C. L., Modecki K. L., Zimmer-Gembeck M. J., Castle M., Hinchey J. Tackling mental health in youth sporting programs: a pilot study of a holistic program // Child psychiatry & human development. – 2021. – Vol. 52. – P. 15–29. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-00984-9
  30. Vella S. A., Swann C., Batterham M., Boydell K. M., Eckermann S., Fogarty A., Hurley D., Liddle  S. K., Lonsdale C., Miller A., Noetel M., Okely A. D., Sanders T., Telenta J., Deane F. P. Ahead of the game protocol: a multi-component, community sport-based program targeting prevention, promotion and early intervention for mental health among adolescent males // BMC Public Health. – 2018. – Vol. 18 (1). – P. 390. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-018-5319-7
  31. Sallen J., Hemming K., Richartz A. Facilitating dual careers by improving resistance to chronic stress: effects of an intervention programme for elite student athletes // European Journal of Sport Science. – 2018. – Vol. 18 (1). – P. 112–122. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2017.1407363
  32. Gross M., Moore Z. E., Gardner F. L., Wolanin A. T., Pess R., Marks D. R. An empirical examination comparing the Mindfulness-Acceptance-Commitment approach and Psychological Skills Training for the mental health and sport performance of female student athletes // International journal of sport and exercise psychology. – 2018. – Vol. 16 (4). – P. 431–451. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197X.2016.1250802
  33. Defruyt S., Wylleman P., Kegelaers J., De Brandt K. Factors influencing Flemish elite athletes' decision to initiate a dual career path at higher education // Sport in Society. – 2020. – Vol. 23  (4).  – P. 660–677. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669324
  34. Ryan C., Thorpe H., Pope C. The policy and practice of implementing a student-athlete support network: a case study // International Journal of Sport Policy and Politics. – 2017. – Vol. 9 (3). – P. 415–430. DOI: https://doi.org/10.1080/19406940.2017.1320301
  35. Condello G., Capranica L., Doupona M., Varga K., Burk V. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses: The international FISU-EAS survey // Plos One. – 2019. – Vol. 14 (10). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0223278
  36. Morris R., Cartigny E., Ryba T. V., Wylleman P., Henriksen K., Torregrossa M., Lindahl K., Erpic S. C. A taxonomy of dual career development environments in European countries // European Sport Management Quarterly. – 2021. – Vol. 21 (1). – P. 134–151. DOI: https://doi.org/10.1080/16184742.2020.1725778
  37. Gavala-Gonzalez J., Castillo-Rodriguez A., Carlos Fernandez-Garcia J. Dual career of the u-23 Spanish canoeing team // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783
  38. Хвацкая Е. Е., Латышева Н. Е. Взаимодействие с родителями юных спортсменов как вектор психологического сопровождения спортивного резерва // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2018. – № 1. – С. 249–251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36577615 
  39. Манжелей И. В., Колунин Е. Т., Куценко Г. А. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С.  94–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36761884
  40. Sandardos S. S., Chambers T. P. “It’s not about sport, it’s about you”: An interpretative phenomenological analysis of mentoring elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol.  43. – P. 144–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.02.003
  41. He J.-P., Paksarian D., Merikangas K. R. Physical Activity and Mental Disorder Among Adolescents in the United States // Journal of Adolescent Health. – 2018. – Vol. 63 (5). – P. 628–635. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2018.05.030
  42. Hussey J. E., Donohue B., Barchard K. A., Allen D. N. Family contributions to sport performance and their utility in predicting appropriate referrals to mental health optimization programmes // European Journal of Sport Science. – 2019. – Vol. 19 (7). – P. 972–982. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2019.1574906
  43. Ronkainen N. J., Ryba T. V., Littlewood M., Selaenne H. "School, family and then hockey!' Coaches' views on dual career in ice hockey // International Journal of Sports Science and Coaching. – 2018. – Vol. 13 (1). – P. 38–45. DOI: https://doi.org/10.1177/1747954117712190 
  44. Saarinen M., Ryba T. V., Ronkainen N. J., Rintala H., Aunola K. 'I was excited to train, so I didn't have problems with the coach': dual career athletes' experiences of (dis)empowering motivational climates // Sport in Society. – 2020. – Vol. 23 (4). – P. 629–644. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669322
  45. Isidori E., Sanchez Pato A., Decelis A. E-tutorship and dual-career of student-athletes: a pedagogical conceptualization from the results of an Italian case study // Inted2017: 11th International Technology, Education and Development Conference / L. G. Chova et al. – 2017. – P. 8028–8037. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2017.1893
Дата публикации 30.06.2022