Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях
Проблема и цель. Работа посвящена проблеме вовлеченности стейкхолдеров высшего образования в процесс построения карьеры студентов и выпускников университета. Цель статьи – обобщить современные представления о феномене карьерного лифта и отразить авторский взгляд на возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях.
Методология. В работе представлена субъект-ориентированная концептуальная модель реализации технологии карьерного лифта, теоретически обоснованная методологией системного, субъектно-деятельностного и средового подходов к научному познанию с применением методов этимологического и библиографического литературного анализа для обобщения и уточнения ключевых для исследования понятий «карьера», «карьерный лифт», а также метода моделирования для комплексного изучения и воспроизведения строения и свойств технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях.
Результаты. Автор представил анализ существующих мировых подходов к трактовке понятия «карьера», обобщил их основные признаки и представил уточненное видение данного явления. На основе этимологического и библиографического анализа понятий «карьера», «лифт» и «карьерный лифт», отраженных в словарях и научных публикациях ученых из различных стран, обоснован авторский подход к трактовке карьерного лифта. В результате автор предложил трактовать карьерный лифт с двух позиций: во-первых, как тип построения карьеры, выбираемый человеком; во-вторых, как технологию карьерного сопровождения студентов, выпускников, специалистов. На основе проведенного анализа и личного опыта автор визуализировал и обосновал субъект-ориентированную модель реализации технологии карьерного лифта, реализуемую в несколько этапов, связанных с индивидуальными целями человека как субъекта образовательной деятельности. Важно отметить, что в авторской модели определены точки соприкосновения целей обучающегося с целями и действиями со стороны учреждений высшего образования и другими стейкхолдерами образовательного процесса на различных уровнях. Автор утверждает, что все компоненты каждого уровня условно существуют как самостоятельные, так как всегда действуют взаимосвязано друг с другом.
Заключение. В заключении автором делается вывод, что субъект-ориентированная реализация технологии карьерного лифта, основанная на принципах системности, гибкости, индивидуальной и средовой обусловленности, многомерности, призвана обеспечить эффективность действий и взаимодействий, составляющих ее суть.
высшее образование; карьера; карьерный лифт; надпрофессиональные компетенции; образовательная среда; стейкхолдер; субъект образовательной деятельности.
- Андреев А. И., Андриянов А. В., Антипов Е. А., Павлова С. М. К социальному портрету молодого россиянина: опыт исследования карьерных устремлений // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 2. – С. 103–113. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2018.2.10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35451943
- Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28998159
- Бикбулатова А. А., Карплюк А. В., Тарасенко О. В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29159757
- Иванова О. К. Совершенствование механизмов управления трудовым потенциалом региона // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 255–262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35255569
- Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4. – С. 25–35. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-25-35 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47499213
- Керер О. П., Пименова Н. А. Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия // Профессиональное образование и рынок труда. – 2017. – № 3. – С. 17–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30281116
- Ковалева А. И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – С. 298–300. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18792383
- Когтева Е. В. Практики межпоколенного взаимодействия на предприятиях ракетно-космической отрасли // Социально-гуманитарные технологии. – 2017. – № 2. – С. 29–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32303897
- Пеша А. В., Шавровская М. Н., Николаева М. А., Шрамко Н. В., Камарова Т. А., Панченко А. Ю. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы / под общ. ред. А. В. Пеша. – Казань: Бук, 2020. – 248 с. – ISBN 978-5-00118-592-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45638634
- Соколова А. С. Карьероформирующее обучение как направление подготовки инновационных кадров // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 186–195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38514271
- Темнова Л. В., Лизунова О. А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. – 2017. – № 11. – С. 89–97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30645859
- Цыпкина М. Г. Современные подходы к исследованию процесса управления профессиональной мобильностью молодежи // Социология и право. – 2017. – № 3. – С. 74–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30546234
- Шавровская М. Н., Пеша А. В. Результаты исследования особенностей управления карьерой студентами // Вопросы управления. – 2020. – № 6. – С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.22394/2304-3369-2020-6-71-80 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44386848
- Aristovnik A., Keržič D., Ravšelj D., Tomaževič N., Umek L. Impacts of the COVID-19 pandemic on life of higher education students: a global perspective // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (20). – P. 8438. DOI: https://doi.org/10.3390/su12208438
- Bristow A., Robinson S., Ratle O. Being an early-career CMS academic in the context of insecurity and ‘excellence’: The dialectics of resistance and compliance // Organization Studies. – 2017. – Vol. 38 (9). – P. 1185–1207. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840616685361 URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0170840616685361
- Corwin L. A., Runyon C. R., Ghanem E., Sandy M., Clark G., Palmer G. C., Dolan E. L. Effects of discovery, iteration, and collaboration in laboratory courses on undergraduates’ research career intentions fully mediated by student ownership // CBE – Life Sciences Education. – 2018. – Vol. 17 (2). – P. ar20. DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.17-07-0141
- Cadez S., Dimovski V., Zaman Groff M. Research, teaching and performance evaluation in academia: the salience of quality // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42 (8). – P. 1455–1473. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1104659 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03075079.2015.1104659
- Davis C., Baty B. J., Hippman C., Trepanier A., Erby L. Genetic counselors with advanced skills: II. A new career trajectory framework // Journal of Genetic Counseling. – 2020. – Vol. 29 (5). – P. 771–785. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jgc4.1204 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/jgc4.1204
- Harackiewicz J. M., Priniski S. J. Improving student outcomes in higher education: The science of targeted intervention // Annual review of psychology. – 2018. – Vol. 69. – P. 409–435. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122216-011725 URL: https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev-psych-122216-011725
- Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. – 2020. – Vol. 55. – Art. 102183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0268401220310264
- Levecque K., Anseel F., De Beuckelaer A., Van der Heyden J., Gisle L. Work organization and mental health problems in PhD students // Research Policy. – 2017. – Vol. 46 (4). – P. 868–879. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2017.02.008 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048733317300422
- Mann C. R. A study of engineering education: prepared for the Joint committee on engineering education of the national engineering societies. – New York: Merrymount Press, 1918. – 170 р. URL: https://www.nationalsoftskills.org/downloads/Mann-1918-Study_of_Engineering_Educ.pdf
- Nowiński W., Haddoud M. Y., Lančarič D., Egerová D., Czeglédi C. The impact of entrepreneurship education, entrepreneurial self-efficacy and gender on entrepreneurial intentions of university students in the Visegrad countries // Studies in Higher Education. – 2019. – Vol. 44 (2). – P. 361–379. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2017.1365359 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03075079.2017.1365359?journalCode=cshe20
- Pereira O. P. Metacompetences: How important for organizations? Analysis of a survey in Portugal // Regional and Sectoral Economic Studies. – 2013. – Vol. 13 (2). – P. 73–88. URL: https://ideas.repec.org/a/eaa/eerese/v13y2013i2_6.html
- Sundarasen S., Chinna K., Kamaludin K., Nurunnabi M., Baloch G. M., Khoshaim H. B., Sukayt A. Psychological impact of COVID-19 and lockdown among university students in Malaysia: implications and policy recommendations // International journal of environmental research and public health. – 2020. – Vol. 17 (17). – Art. 6206. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17176206 URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/17/17/6206
- Tomlinson M., Anderson V. Employers and graduates: the mediating role of signals and capitals // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2021. – Vol. 43 (4). – P. 384–399. DOI: https://doi.org/10.1080/1360080X.2020.1833126 URL: https://pure.port.ac.uk/ws/files/22964958/JHEPM_Employers_and_Graduates_signals_and_capitals_Post_Print.pdf
- Van Lankveld T., Schoonenboom J., Volman M., Croiset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: A systematic review of the literature // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36 (2). – P. 325–342. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1208154 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07294360.2016.1208154
- Watermeyer R., Crick T., Knight C., Goodall J. COVID-19 and digital disruption in UK universities: Afflictions and affordances of emergency online migration // Higher education. – 2021. – Vol. 81. – P. 623–641. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-020-00561-y