Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 4, С. 143–161
УДК: 
378

Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях

Пеша А. В. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Уральский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Работа посвящена проблеме вовлеченности стейкхолдеров высшего образования в процесс построения карьеры студентов и выпускников университета. Цель статьи – обобщить современные представления о феномене карьерного лифта и отразить авторский взгляд на возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях.
Методология. В работе представлена субъект-ориентированная концептуальная модель реализации технологии карьерного лифта, теоретически обоснованная методологией системного, субъектно-деятельностного и средового подходов к научному познанию с применением методов этимологического и библиографического литературного анализа для обобщения и уточнения ключевых для исследования понятий «карьера», «карьерный лифт», а также метода моделирования для комплексного изучения и воспроизведения строения и свойств технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях.
Результаты. Автор представил анализ существующих мировых подходов к трактовке понятия «карьера», обобщил их основные признаки и представил уточненное видение данного явления. На основе этимологического и библиографического анализа понятий «карьера», «лифт» и «карьерный лифт», отраженных в словарях и научных публикациях ученых из различных стран, обоснован авторский подход к трактовке карьерного лифта. В результате автор предложил трактовать карьерный лифт с двух позиций: во-первых, как тип построения карьеры, выбираемый человеком; во-вторых, как технологию карьерного сопровождения студентов, выпускников, специалистов. На основе проведенного анализа и личного опыта автор визуализировал и обосновал субъект-ориентированную модель реализации технологии карьерного лифта, реализуемую в несколько этапов, связанных с индивидуальными целями человека как субъекта образовательной деятельности. Важно отметить, что в авторской модели определены точки соприкосновения целей обучающегося с целями и действиями со стороны учреждений высшего образования и другими стейкхолдерами образовательного процесса на различных уровнях. Автор утверждает, что все компоненты каждого уровня условно существуют как самостоятельные, так как всегда действуют взаимосвязано друг с другом.
Заключение. В заключении автором делается вывод, что субъект-ориентированная реализация технологии карьерного лифта, основанная на принципах системности, гибкости, индивидуальной и средовой обусловленности, многомерности, призвана обеспечить эффективность действий и взаимодействий, составляющих ее суть.

Ключевые слова: 

высшее образование; карьера; карьерный лифт; надпрофессиональные компетенции; образовательная среда; стейкхолдер; субъект образовательной деятельности.

Библиографическая ссылка:
Пеша А. В. Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 143–161. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.07
Список литературы: 
  1. Андреев А. И., Андриянов А. В., Антипов Е. А., Павлова С. М. К социальному портрету молодого россиянина: опыт исследования карьерных устремлений // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 2. – С. 103–113. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2018.2.10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35451943  
  2. Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28998159 
  3. Бикбулатова А. А., Карплюк А. В., Тарасенко О. В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105    URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29159757   
  4. Иванова О. К. Совершенствование механизмов управления трудовым потенциалом региона  // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 255–262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35255569
  5. Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4. – С. 25–35. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-25-35 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47499213
  6. Керер О. П., Пименова Н. А. Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия // Профессиональное образование и рынок труда. – 2017. – № 3. – С. 17–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30281116
  7. Ковалева А. И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №  1. – С. 298–300. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18792383  
  8. Когтева Е. В. Практики межпоколенного взаимодействия на предприятиях ракетно-космической отрасли // Социально-гуманитарные технологии. – 2017. – № 2. – С. 29–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32303897
  9. Пеша А. В., Шавровская М. Н., Николаева М. А., Шрамко Н. В., Камарова Т. А., Панченко А. Ю. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы / под общ. ред. А. В. Пеша. – Казань: Бук, 2020. – 248 с. – ISBN 978-5-00118-592-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45638634 
  10. Соколова А. С. Карьероформирующее обучение как направление подготовки инновационных кадров // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 186–195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38514271
  11. Темнова Л. В., Лизунова О. А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. – 2017. – № 11. – С. 89–97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30645859
  12. Цыпкина М. Г. Современные подходы к исследованию процесса управления профессиональной мобильностью молодежи // Социология и право. – 2017. – № 3. – С. 74–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30546234
  13. Шавровская М. Н., Пеша А. В. Результаты исследования особенностей управления карьерой студентами // Вопросы управления. – 2020. – № 6. – С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.22394/2304-3369-2020-6-71-80  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44386848 
  14. Aristovnik A., Keržič D., Ravšelj D., Tomaževič N., Umek L. Impacts of the COVID-19 pandemic on life of higher education students: a global perspective // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (20). – P. 8438. DOI: https://doi.org/10.3390/su12208438 
  15. Bristow A., Robinson S., Ratle O. Being an early-career CMS academic in the context of insecurity and ‘excellence’: The dialectics of resistance and compliance // Organization Studies. – 2017. – Vol. 38 (9). – P. 1185–1207. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840616685361 URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0170840616685361    
  16. Corwin L. A., Runyon C. R., Ghanem E., Sandy M., Clark G., Palmer G. C., Dolan E. L. Effects of discovery, iteration, and collaboration in laboratory courses on undergraduates’ research career intentions fully mediated by student ownership // CBE – Life Sciences Education. – 2018. – Vol.  17  (2). – P. ar20. DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.17-07-0141
  17. Cadez S., Dimovski V., Zaman Groff M. Research, teaching and performance evaluation in academia: the salience of quality // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42 (8). – P. 1455–1473. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1104659   URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03075079.2015.1104659 
  18. Davis C., Baty B. J., Hippman C., Trepanier A., Erby L. Genetic counselors with advanced skills: II. A new career trajectory framework // Journal of Genetic Counseling. – 2020. – Vol. 29 (5). – P.  771–785. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jgc4.1204   URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/jgc4.1204
  19. Harackiewicz J. M., Priniski S. J. Improving student outcomes in higher education: The science of targeted intervention // Annual review of psychology. – 2018. – Vol. 69. – P. 409–435. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122216-011725   URL: https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev-psych-122216-011725
  20. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. – 2020. – Vol.  55. – Art. 102183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183  URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0268401220310264  
  21. Levecque K., Anseel F., De Beuckelaer A., Van der Heyden J., Gisle L. Work organization and mental health problems in PhD students // Research Policy. – 2017. – Vol. 46 (4). – P. 868–879. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2017.02.008   URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048733317300422  
  22. Mann C. R. A study of engineering education: prepared for the Joint committee on engineering education of the national engineering societies. – New York: Merrymount Press, 1918. – 170 р. URL: https://www.nationalsoftskills.org/downloads/Mann-1918-Study_of_Engineering_Educ.pdf 
  23. Nowiński W., Haddoud M. Y., Lančarič D., Egerová D., Czeglédi C. The impact of entrepreneurship education, entrepreneurial self-efficacy and gender on entrepreneurial intentions of university students in the Visegrad countries // Studies in Higher Education. – 2019. – Vol. 44 (2). – P. 361–379. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2017.1365359  URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03075079.2017.1365359?journalCode=cshe20  
  24. Pereira O. P. Metacompetences: How important for organizations? Analysis of a survey in Portugal // Regional and Sectoral Economic Studies. – 2013. – Vol. 13 (2). – P. 73–88. URL: https://ideas.repec.org/a/eaa/eerese/v13y2013i2_6.html 
  25. Sundarasen S., Chinna K., Kamaludin K., Nurunnabi M., Baloch G. M., Khoshaim H. B., Sukayt A. Psychological impact of COVID-19 and lockdown among university students in Malaysia: implications and policy recommendations // International journal of environmental research and public health. – 2020. – Vol. 17 (17). – Art. 6206. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17176206   URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/17/17/6206
  26. Tomlinson M., Anderson V. Employers and graduates: the mediating role of signals and capitals // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2021. – Vol. 43 (4). – P. 384–399. DOI: https://doi.org/10.1080/1360080X.2020.1833126   URL: https://pure.port.ac.uk/ws/files/22964958/JHEPM_Employers_and_Graduates_signals_and_capitals_Post_Print.pdf  
  27. Van Lankveld T., Schoonenboom J., Volman M., Croiset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: A systematic review of the literature // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36 (2). – P. 325–342. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1208154   URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07294360.2016.1208154
  28. Watermeyer R., Crick T., Knight C., Goodall J. COVID-19 and digital disruption in UK universities: Afflictions and affordances of emergency online migration // Higher education. – 2021. – Vol. 81. – P. 623–641. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y   URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-020-00561-y  
Дата публикации 31.08.2022