Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 4, С. 26–45
УДК: 
373.3

Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников

Батенова Ю. В. 1 (Челябинск, Россия), Волчегорская Е. Ю. 2 (Челябинск, Россия), Ежова С. В. 3 (Копейск, Россия), Типушков С. В. 3 (Копейск, Россия), Филиппова О. Г. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
3 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены теоретический обзор и экспериментальное исследование проблемы когнитивно-эмоционального развития ребенка в современной информационно-коммуникативной ситуации и возможностей нейропедагогического подхода в повышении умственной работоспособности и снижении социальной тревожности младших школьников. Цель статьи – выявить и обосновать эффективность комплекса нейропедагогических приемов как условия повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал нейропедагогический подход и его основные принципы. Для получения фактических данных применялись психодиагностические методики: (1) тест на изучение словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене), (2) диагностика уровня развития кратковременной речевой и зрительной памяти (Л. А. Ясюкова), (3) тест Тулуз – Пьерона на исследование уровня развития объема произвольного внимания, (4) «Тест школьной тревожности Филлипса» на выявление уровня тревожности и эмоционального состояния детей. В исследовании приняли участие 63 младших школьника. Для обнаружения случайности результатов и отслеживания динамики экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке (T-критерий Вилкоксона, обеспечивающий обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования).
Результаты. Авторами предложен и теоретически обоснован нейропедагогический подход как стратегия когнитивно-эмоционального развития. С помощью психолого-педагогического эксперимента с опорой на психофизиологические характеристики роста/развития детей младшего школьного возраста реализованы нейропедагогические приемы как условие повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников.
Основные результаты показали, что применение дыхательной гимнастики, психогимнастики, игр на развитие межполушарного взаимодействия, фонематического восприятия, афферентного и эфферентного праксиса, нейроартикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, кинезиологических упражнений вызвало значительное влияние на показатели когнитивно-эмоционального развития обучающихся. Исследованием подтверждено предположение о том, что достижение высокого уровня развития когнитивных функций и социальных эмоций возможно при условии внедрения в образовательный процесс начальной школы комплекса нейропедагогических приемов и технологий.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о эффективности комплекса нейропедагогических приемов как условия повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников. Авторами подчеркивается, что применение в образовательной практике совокупности разработанных психолого-педагогических условий позволит повысить уровень эмоционального благополучия ребенка, отражающегося на качестве когнитивно-эмоционального развития личности обучающегося, а также избежать рисков школьной дезадаптации.

Ключевые слова: 

нейропедагогический подход; нейропедагогические приемы; когнитивные функции; социальные эмоции; умственная работоспособность; социальная тревожность; младший школьник.

Библиографическая ссылка:
Батенова Ю. В., Волчегорская Е. Ю., Ежова С. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников // Science for Education Today. – 2022. – № 4. – С. 26–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.02
Список литературы: 
  1. Батенова Ю. В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия // Вестник Московского университета. Серия 14: психология. – 2019. – № 4. – С. 4–20. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.04  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41444873
  2. Веракса Н. Е., Белолуцкая А. К. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С.  132–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42622396  
  3. Кудрявцева Е. А. Значение эмоционально-когнитивного опыта в процессе социализации личности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 50–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22612109  
  4. Локалова Н. П., Никонова Л. И. Связь когнитивно-эмоционального развития со становлением позитивных личностных характеристик старших дошкольников // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 13–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18906680  
  5. Умняшова И. Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. – 2019. – № 3. – С. 94–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42550786  
  6. Фролова С. В. Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9, № 2. – С. 98–102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16962367  
  7. Чернокова Т. Е. Роль метакогнитивных знаний в саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 3. – С.  38–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22669507   
  8. Bertie L. A., Sicouri G., Hudson J. L. 5.12 - Anxiety disorders in children and adolescents // Comprehensive clinical psychology (second edition). – 2022. – Vol. 5. – P. 217–232. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00040-6
  9. Cheie L., Opris A. M., Visu-Petra L. Age-related differences in schoolchildren’s prospective memory depend on the cognitive resources employed by the task // Cognitive Development. – 2021.  – Vol. 58. – P. 101048. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101048
  10. Chou Yu., Hu B. Y., Winsler A., Wu H., Greenburg J., Kong Z. Chinese preschool children’s physical fitness, motor competence, executive functioning, and receptive language, math, and science performance in Kindergarten // Children and Youth Services Review. – 2022. – Vol. 136. – P.  106397. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2022.106397
  11. Corkin M. T., Peterson E. R., Henderson A. M., Waldie K. E., Reese E., Morton S. M. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2021. – Vol. 73. – P. 101237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101237
  12. Katarzyna L. T., Szarek M. Beyond inhibitory control: relationship between spatial and social skills in preschool children // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 59. – P. 101084. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101084
  13. Liu P., Zhou S., Cui L., Cai D., Li D. Why does one want to feel socially engaging emotions? The role of self-transcendence values on desired emotions among adolescents // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol. 185. – P. 111257. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111257   
  14. Perone S., Anderson A. J., Zelazo P. D. The influence of parental guidance on video game performance, exploration, and cortical activity in 5-year-old children // Cognitive Development. – 2021.  – Vol. 60. – P. 101126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101126
  15. Polinsky N., Flynn R., Wartella E. A., Uttal D. H. The role of spatial abilities in young children’s spatially-focused touchscreen game play // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 57. – P. 100970. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2020.100970
  16. Sawyer J. E., Brooks P. J. Sociodramatic play enhances preschoolers’ private speech and motivation across activities // Cognitive Development. – 2021. – Vol. 59. – P. 101073. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101073
  17. Sharifian N., Sol K., Zahodne L. B., Antonucci T. С. 7.04 - Social relationships and adaptation in later life // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 7. – P. 52–72. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00016-9    
  18. Tu Ch., Nurymov Ye., Umirzakova Z. Building an online educational platform to promote creative and affective thinking in special education // Thinking Skills and Creativity. – 2021. – Vol. 40. – P. 100841. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100841  
  19. Ventouris A., Panourgia C., Hodge S. Teachers ‘perceptions of the impact of technology on children and young people’s emotions and behaviors // International Journal of Educational Research Open. – 2021. – Vol. 2. – P. 100081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100081    
  20. Viana A. G., Trent E. S., Haley C. E., Raines E. M. Outcome findings and issues in psychotherapy with children and adolescents: internalizing disorders // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). – 2022. – Vol. 5. – P. 25–47. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00046-7  
  21. Wei X., Jiang H., Wang H., Geng J., Gao T., Lei L., Ren L. The relationship between components of neuroticism and problematic smartphone use in adolescents: A network analysis // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol. 186, Part A. – P. 111325. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111325   
  22. Yang J., Chen Z., Qiu G., Li X., Li C.,  Yang K., Chen Z., Gao L., Lu S. Exploring the relationship between children's facial emotion processing characteristics and speech communication ability using deep learning on eye tracking and speech performance measures // Computer Speech & Language Available. – 2022. – Vol. 28. – P. 101389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.csl.2022.101389
  23. Zsido A. N., Arato N., Lang A., Labadi B., Stecina D., Bandi S. A. The role of maladaptive cognitive emotion regulation strategies and social anxiety in problematic smartphone and social media use // Personality and Individual Differences. – 2021. – Vol. 173. – P. 110647. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110647  
Дата публикации 31.08.2022