Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 113–136
УДК: 
37.08+331.586

Оценка квалификации педагога в контексте задачи его профессионального развития: анализ зарубежной теории и практики

Прудникова В. А. 1 (Самара, Россия), Фишман Л. И. 1 (Самара, Россия), Фишман И. С. 1 (Самара, Россия)
1 Самарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена решению важной научной проблемы – построению методологии разработки процедуры и инструментов оценки педагогов в рамках независимой оценки их квалификаций на основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики. Целью статьи является выявление в зарубежной теории и передовой практике оценивания педагогической деятельности концептуальных подходов и моделей оценки, которые могут быть использованы при построении отечественной системы независимой оценки квалификаций учителей.
Методология. Методологической базой исследования выступили компетентностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Посредством общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, исторической периодизации реализован сравнительно-сопоставительный и проблемный анализ эволюции моделей оценки профессионализма учителей в более чем 30 странах мира по зарубежным публикациям, временной охват которых составил последние 25 лет. Анализ источников проведен с точки зрения целесообразности и возможности использования обоснованных в них методологических подходов при построении отечественной системы независимой оценки квалификаций учителей как инструмента, обеспечивающего и профессиональное развитие отдельных педагогов, и стимулирование профессионального роста работников образовательных организаций отрасли в целом.
Результаты. Результаты проведенного анализа указывают на невозможность прямого переноса зарубежных концепций и опыта оценки учителей при построении отечественной системы независимой оценки квалификаций, но позволяют сделать предложения разработчикам содержания и формата такой оценки. В частности, оценивание владения педагогом преподаваемым предметом может быть признано целесообразным исключительно на этапе проведения теоретической части профессионального экзамена. Анализ зарубежных моделей оценки деятельности учителя показывает, что отечественный профессиональный стандарт педагога должен быть доработан в части конкретизации трудовых функций и трудовых действий таким образом, чтобы они позволяли четко и однозначно зафиксировать критерии, понятные для всех заинтересованных сторон, и могли служить основой как для проведения независимой оценки квалификаций, так и для выявления профессиональных затруднений учителей. Для реализации указанных целей могут использоваться тождественные инструменты оценки, однако способы интерпретации результатов оценивания должны отличаться, так как одинаковые инструменты призваны в одном случае осуществлять административную (суммирующую) оценку, а в другом – служить целям формирующей оценки для компенсации профессиональных дефицитов педагога. Разработчиками должна быть предусмотрена возможность конкретизации критериев путем уточнения контекста деятельности в целях учета приоритетов образовательной политики, региональных особенностей и специфики отдельных образовательных организаций. Разработчики также должны соблюдать требования к инструментам оценки, обеспечивая их способность объективизированно, валидно и надежно оценивать квалификацию на предмет соответствия согласованным критериям. Актуальными являются и требования заблаговременного информирования испытуемых о целях оценивания и процедуре проведения оценки, необходимости специальной подготовки экспертов для проведения процедуры оценивания и подведения ее итогов, проведения специальных мероприятий, направленных на обеспечение принятия процедуры оценивания всеми заинтересованными лицами.
Заключение. Заключение содержит выводы и рекомендации для разработчиков процедуры независимой оценки квалификаций по результатам анализа.

Ключевые слова: 

оценивание; квалификация; профессиональное развитие; качество преподавания; педагогическая деятельность; оценка деятельности учителя; модели оценки деятельности учителя

Библиографическая ссылка:
Прудникова В. А., Фишман Л. И., Фишман И. С. Оценка квалификации педагога в контексте задачи его профессионального развития: анализ зарубежной теории и практики // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 113–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.07
Список литературы: 
  1. Рытов А. И., Фиофанова О. А. Международный анализ моделей, применяемых в практике оценки компетенций учителей // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 3. – С. 49–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863472
  2. Марголис А. А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – C. 5–30. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240101 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37522528 
  3. Писарева С. А., Пучков М. Ю., Ривкина С. В., Тряпицына А. П. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 151–168. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538213 
  4. Минюрова С. А., Леонова О. И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 2. – C. 66–75. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210208 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26376212
  5. Hanushek E. A., Kain J. F., Rivkin S. G. Teachers, Schools and Academic Achievement // The National Bureau of Economic Research. – Working Paper no. 6691. DOI: https://doi.org/10.3386/w6691
  6. Marzano R. J. The Art and Science of Teaching: A Comprehensive Framework for Effective Instruction. – Alexandria, VA: ASCD, 2007. DOI: https://doi.org/10.5860/choice.45-6316  
  7. Stronge J. Evaluating what good teachers do: Eight research-based standards for assessing teacher excellence. – Larchmont, NY: Eyes on Education, 2010. – 160 p. ISBN: 9781315854403 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315854403
  8. Darling-Hammond L., Bransford J. Preparing teachers for a changing world: What teachers should learn and be able to do. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2005. – 87 p. URL: http://psugtep.pbworks.com/f/Preparing%20Teachers%20for%20a%20Changing%20World.pdf
  9. Danielson C. The Framework for Teaching: Evaluation Instrument. – Princeton, NJ; The Danielson Group, 2013. – 114 p. URL: https://stockton.edu/education/teacher-resources/documents/2013EvaluationInstrument.pdf
  10. Hanushek E. A. The economic value of higher teacher quality // Economics of Education Review. – 2011. – Vol. 30 (3). – P. 466–479. URL: http://hanushek.stanford.edu/sites/default/files/publications/Hanushek%202011%20EER%2030(3).pdf
  11. Darling-Hammond L., Amrein-Beardsley A., Haertel E., Rothstein J. Evaluating Teacher Evaluation // Phi Delta Kappan Magazine. – 2012. – Vol. 93 (6). – P. 8–15. DOI: https://doi.org/10.1177/003172171209300603
  12. Wilson M., Hallam P., Pecheone R., Moss P. Evaluating the Validity of Portfolio Assessments for Licensure Decisions // Education Policy Analysis Archives.– 2014. – Vol. 22. – P. 6. DOI: https://doi.org/10.14507/epaa.v22n6.2014 
  13. Goldhaber D. Exploring the potential of value-added performance measures to affect the quality of the teacher workforce // Educational Researcher. – 2015. – Vol. 44 (2). – P. 87–95. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X15574905
  14. Kim J., Youngs P. How Policy Instruments Explain Implementation of Teacher Evaluation Policies under Local Control // Leadership and Policy in Schools. – 2022. Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/15700763.2022.2081214 
  15. Goepel J. Upholding public trust: an examination of teacher professionalism and the use of Teachers’ Standards in England // Teacher Development. – 2012. – Vol. 16 (4). – P. 489–505. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2012.729784
  16. Taut S., Sun Y. The Development and Implementation of a National, Standards-based, Multi-method Teacher Performance Assessment System in Chile // Education Policy Analysis Archives. – 2014. – Vol. 22. – P. 71. DOI: https://doi.org/10.14507/epaa.v22n71.2014
  17. Tarhan H., Karaman A., Kemppinen L., Aerila J. Understanding Teacher Evaluation in Finland: A Professional Development Framework // Australian Journal of Teacher Education. – 2019. – Vol. 44 (4). DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2018v44n4.3
  18. Williams J. H., Engel L. C. How do other countries evaluate teachers? // Phi Delta Kappan Magazine. – 2012. – Vol. 94 (4). – P. 53–57. URL: https://sites.miis.edu/comparativeeducation/files/2013/01/How-do-other-countries-evaluate-teachers.pdf
  19. Franko A. Sahlberg, P. (2011). Finnish lessons: What can the world learn from educational change in Finland. New York: Teachers College Press, 2011. (Book review) // CEPS Journal. 2011. – Vol. 3. – P. 167–170. DOI: https://doi.org/10.25656/01:11098
  20. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Gardner M. Effective Teacher Professional Development. – Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017. – 76 p. URL: https://learningpolicyinstitute.org/sites/default/files/product-files/Effective_Teacher_Professional_Development_REPORT.pdf
Дата публикации 30.10.2022