Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 5, С. 7–21
УДК: 
377.112+371.136+159.9

Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей

Шаров А. А. 1 (Екатеринбург, Россия), Коновалов А. А. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема поиска оптимальных и объективных принципов и методов оценки универсальных компетенций педагогов профессионального образования, а также валидного диагностического инструментария. Цель статьи – определить уровень сформированности универсальных компетенций педагогов профессионального образования и выявить корреляционные связи между ними.
Методология. Методология исследования базируется на принципах компетентностного подхода к образованию (D. C. McClelland, A.-K. Koenen, F Dochy, W. Lambrechts и др.). Для осуществления оценки универсальных компетенций педагогов был разработан и использован в ходе опытно-поискового исследования с 21 марта по 17 июля 2022 г. (n = 132) комплекс диагностических инструментов, состоящий из следующих компонентов: мотивационная анкета; деловая игра (включает самопрезентацию, решение универсального кейса, групповую дискуссию); комплект тестов (на интеллект, индивидуально-психологический опросник и др.). В исследовании был применен методологический подход оценки универсальных компетенций педагогов профессионального образования с помощью ассесмент-центра, предполагающий комплексную диагностику, включающую в себя как стандартизированные тесты, самоотчеты, кейсы, так и наблюдение реального поведения. Анализ полученных результатов проводился посредством методов статистического (дескриптивная статистика, меры разброса данных, нормальности распределения) и корреляционного анализа (непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена) с помощью программы IBM SPSS Statistics 24.
Результаты. Авторы выявили наиболее сформированные у педагогов профессионального образования универсальные компетенции (способность к самоорганизации и саморазвитию, способность к коммуникации), а также статистически значимые положительные (между способностью к системному и критическому мышлению и способностью к коммуникации; между готовностью становиться лидером в педагогическом сообществе и способностью к коммуникации) и отрицательные (между готовностью принимать персональную ответственность и способностью к коммуникации) корреляционные взаимосвязи между данными компетенциями.
Заключение. Выявленный уровень сформированности универсальных компетенций и корреляционные связи между ними позволили авторам сделать вывод о том, что существует риск, связанный с кадровым потенциалом педагогов системы профессионального образования: ключевые универсальные компетенции находятся на пороговом уровне развития, и даже при сформированном потенциале саморазвития потребуется время, дополнительные программы развития и системная работа по сопровождению педагогических работников профессионального образования.

Ключевые слова: 

педагог профессионального образования; универсальные компетенции; оценка компетенций; ассесмент-центр; корреляции компетенций; профессиональные дефициты; самоорганизация; саморазвитие; коммуникация; критическое мышление; ответственность

Библиографическая ссылка:
Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01
Список литературы: 
  1. Волкова Е. Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 3. – С. 126–157. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48092258
  2. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. – 2021. – № 4. – С. 33–45. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2104.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46513824
  3. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Лыжин А. И., Феоктистов А. В., Неумывакин В. С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 1. – С. 67–100. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043461
  4. Кандаурова А. В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных трудностей // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 36–43. DOI: http://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/06 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569884
  5. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. № 2. – С. 2. DOI: http://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48778860
  6. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 2. – С. 9–26. DOI: http://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48469696
  7. Никитин В. Н., Дягилева Ю. О., Черный Е. В. Саморегуляция как инструмент преодоления стрессогенных ситуаций и психологический метод здоровьесбережения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7, № 4. – С. 140–149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47341263
  8. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г, Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Факторы связи профессиональных дефицитов учителей с результатами обучения школьников // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 7–30. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47447635
  9. Осипова С. И., Коцуба М. Л. Исследование содержания категории профессионально-личностного развития педагога // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 1. – С. 140–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47974112
  10. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. – 2022. – № 2. – С. 51–72. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48392222
  11. Руднева Т. И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. – 2021. – Т. 27, № 2. – С. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46397556
  12. Савченков А. В. Устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности как компонент профессиональной гибкости будущих педагогов // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 43–61. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2001.03  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42525585
  13. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. – 2021. – № 5. – С. 7–26. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47136056
  14. Balve P., Ebert L. Ex Post Evaluation of a Learning Factory–Competence Development Based on Graduates Feedback // Procedia manufacturing. – 2019. – Vol. 31. – Р. 8–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.03.002
  15. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. – 2022. – Vol. 176. – P. 104358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104358
  16. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. – New York: Guilford Publishing, 2017. – 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806
  17. Göncz L. Teacher personality: a review of psychological research and guidelines for a more comprehensive theory in educational psychology // Open Review of Educational Research. – 2017. – Vol. 4 (1). – P. 75–95. DOI: https://doi.org/10.1080/23265507.2017.1339572
  18. Heckman J. J., Kauts T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. – 2012. – Vol. 19 (4). – P. 451–464. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2012.05.014
  19. Kell H. J. Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature From 1990 to 2018 // ETS Research Report Series. – 2019. – Vol. 2019 (1). – P. 1–27. DOI: https://doi.org/10.1002/ets2.12241
  20. Kim L. E., Jörg V., Klassen R. M. A Meta-Analysis of the Effects of Teacher Personality on Teacher Effectiveness and Burnout // Educational Psychology Review. – 2019. – Vol. 31 (1). – P. 163–195. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-018-9458-2
  21. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers’ Innovative Behaviour: The Importance of Basic Psychological Need Satisfaction, Intrinsic Motivation, and Occupational Self-Efficacy // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 62 (5). – P. 769–782. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2017.1306803
  22. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 50. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.04.001
  23. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: an analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. – 2013. – Vol. 48. – P. 65–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2011.12.034
  24. Lee S. W., Lee E. A. Teacher qualification matters: The association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment // International Journal of Educational Development. – 2020. – Vol. 77. – P. 102218. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102218
  25. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. – 1973. – Vol. 28. – P. 1–14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclelland-1973.pdf
  26. Pishghadam R., Sahebjam S. Personality and emotional intelligence in teacher burnout // The Spanish Journal of Psychology. – 2012. – Vol. 15 (1). – P. 227–236. DOI: https://doi.org/10.5209/rev_SJOP.2012.v15.n1.37314
  27. Schuler S., Fanta D., Rosenkraenzer F., Riess W. Systems thinking within the scope of education for sustainable development (ESD) – a heuristic competence model as a basis for (science) teacher education // Journal of Geography in Higher Education. – 2018. – Vol. 42 (2). – Р. 192–204. DOI: https://doi.org/10.1080/03098265.2017.1339264
Дата публикации 30.10.2022