Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 128–141
УДК: 
612.6+378

Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза

Лебедев А. В. 1 (Новосибирск, Россия), Рубанович В. Б. 1 (Новосибирск, Россия), Айзман Н. И. 1 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье представлены данные о морфофункциональных особенностях студентов
18–20 лет педагогического университета. Обследовано 1000 человек (833 девушек и 167 юношей) – студентов обоего пола разных факультетов вуза. Показано, что если антропометрические параметры студентов первого курса были в пределах возрастно-половой нормы, то по многим функциональным показателям обследуемые имели уровень, ниже среднего и низкий. На основе показателей физического развития и реакции на нагрузку был рассчитан интегральный показатель, характеризующий уровень физического здоровья и составлен «паспорт здоровья». В заключении делаются выводы о необходимости медико-педагогической коррекции учебного процесса на занятиях физической культурой и спортом, а также участия вузовского профилактория в оздоровлении студентов.

Ключевые слова: 

«паспорт здоровья», мониторинг здоровья, морфологические особенности, функциональные особенности, адаптация.

Библиографическая ссылка:
Лебедев А. В., Рубанович В. Б., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 128–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.11
Список литературы: 

1. Айзман Р.И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 6(18). – С.48–52.
2. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся – ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 24–35.
3. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. – Новосибирск. 2013 – 40 с.
4. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Плетнёва Е.Ю., Рубанович В.Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 147–155.
5. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. – Новосибирск: Изд. «РИФ Новосибирск». 2009 – 100 с.
6. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология: учеб. пособ. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 202 с.
7. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособ. – Новосибирск, 2010. – 286 с.
8. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения.– М.: Медицина, 2000. – 295 с.
9. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. – 2006. – Т. 37. – № 3. –
С. 42–57.
10. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. – М.: Изд–во ACADEMA, 2002. – 415 с.
11. Борцова О. А. Медико-социальные аспекты обучения школьников правильному образу жизни // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 211–214.
12. Година Е.З. Биосоциальные влияния на процессы роста и развития // Человек, экология, симметрия. – Минск, 1991. – С. 21–22.
13. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека. – Новосибирск, 1996. – 230 с.
14. Жомин К.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дисс. …канд. биол. наук. – Челябинск, 2013. – 22 с.
15. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации (инструкция пользователя к комплексу «Status PF»). Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Изд–во Кузбассвузиздат, 2002. – 28 с.
16. Казин Э.М., Лурье С.Б. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие. // Валеологические аспекты образования. – Кемерово. – 1995. – С. 96–115.
17. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Сиб. педагог. журнал. – Новосибирск. – 2012. – № 9. – С. 127–132.
18. Кужугет А.А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: автореф. дисс. …канд. биол. наук. – Челябинск, 2012. – 23 с.
19. Кузнецова Л.М., Кузнецов В.Д., Тимошенко К.Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. –
С. 59–63.
20. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5(9). – С. 50–56.
21. Майер Б.О., Евзрезов Д.В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6(10). – С. 37–44.
22. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособ. – СПб.: Изд-во Речь, 2004. – 392 с.
23. Негашева М.А., Мишкова Т.А. Антропометрические параметры и адаптационные возможности студенческой молодежи к началу XXI века // Российский педагогический журнал. – 2005. – № 5. – С. 12–16.
24. Особенности адаптации системы внешнего дыхания, кровообращения, морфофункциональных показателей и уровня здоровья студентов / под ред. С.А. Кабанова, Т.В. Потапова, А.П.Исаева // Теория и практика физ. Культуры. – 2005. –№ 8. – С. 45–48.
25. Пушкарева Е.А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4(14). – С. 29–37.
26. Пушкарёва Е.А., Судоргина Л.В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4(8). – С. 80–87.
27. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис.... докт. мед. наук. – Новосибирск. 2004. – 406 с.
28. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учеб. пособ. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с.
29. Тихонова И.Л., Латуха О.А. Инновации медицинского вуза в обучении студентов // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – № 1. – С. 2
30. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медгиз, 1959. – 250 с.
31. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности // Физкультура и спорт. – М., 1991. – 224 с.
32. Fulton J.E., McGuire M.T., Caspersen C.J., & Dietz W.H. (2001).Interventions for weight loss and weight gain prevention among youth: Current issues. Sports Medicine, 31, P. 153–165.
33. Xie B., Chou C.P., Spruijt–Metz D, et al/Weight Perceptions and Weight–related Socio–cultural and Behavioral Factors in Chinese Adolescents. Prev Med. 2006; 42(3): 229–34.

Дата публикации 14.02.2014